Чаши для метания у монахов шаолиня. Тренировки монахов шаолиня. Стили ведения боя


Монахи Шаолиня всегда были закрыты для мира. Некогда скромный монастырь, основанный в китайской провинции Хэнань, веками раздвигал границы человеческого сознания, тела и духа. После страшного пожара в 1929 году большая часть записей в монастыре была утеряна. Но монаху по имени Цзинь Цзин Чун удалось собрать сохранившиеся знания. С благословения главы монастыря он сумел создать метод обучения 72 искусствам Шаолиня. Сегодня речь пойдет о том, каким же способом монахам удается добиваться их сверхчеловеческих способностей.

1.Выдирание гвоздей


Нужно вбить гвоздь в доску из дерева, а затем выдрать его тремя пальцами. Обучающиеся практикуют подобное в течение нескольких месяцев. Когда им удается легко вытаскивать гвоздь большим, указательным и средним пальцами, то им усложняют задачу, и монахи начинают пробовать вытаскивать гвоздь большим и безымянным пальцами и мизинцем. Огромная сила даже самых слабых членов тела является аксиомой подготовки Шаолиня. Каждый палец на обеих руках должен обладать равной силой и мышечной выносливостью. Когда и усложненная процедура становится легкой, деревяшку перед забиванием в нее гвоздя смачивают водой, чтобы гвоздь заржавел и его было труднее достать.

2. Удары ногами


Стоит только представить себе: приходишь учиться боевым искусствам в знаменитый Шаолинь, а тебя отправляют... пинать камни. Но это на самом деле является одной из дисциплин Шаолиня. Новички начинают обучение этой технике, пиная небольшие камни босиком. Целью этого мастерства является не развитие силы и упругость мышц ноги, а «набивание» ноги до тех пор, пока удар ногой по камню почти не будет ощущаться.

3. Навык «облегчения тела»


Хотя «мастерство легкого тела» считают популярным стереотипом фильмов про боевые искусства, это вполне реальная шаолиньская практика. В монастырских записях сохранились упоминания о мужчинах весом 50 кг, которые балансировали на ветвях, как бабочки или пчелы. Это действительно увлекательная практика Шаолиня, которая базировалась на уникальной и, казалось бы, невозможной рутинной подготовке. Обучение начиналось с того, что на пол ставили массивный глиняный таз, заполненный водой.

Обучающихся заставляли с грузом ходить по краю этого таза так, чтобы тот не перевернулся. Так продолжалось каждый день в течение нескольких часов. На 21-й день каждого месяца из таза вычерпывали ковш воды, а обучаемому утяжеляли груз. В конце монах должен был ходить по краю пустого таза, не переворачивая его. Когда обучающийся осваивал этот процесс, большой глиняный таз заменяли большой плетеной корзиной, наполненной железной стружкой.

4. Умение золотой цикады


Умение золотой цикады также широко известно как «железная промежность», и это не шутка. Обучение начиналось с интенсивной медитации, направленной на очищение ума от всех тревог. Одной из целей этого ментального тренинга является возможность самостоятельно вызвать эрекцию во время медитации, причем сделав это сугубо за счет концентрации ци у основания пупка. Второй этап обучения состоял из того, что ученика начинали бить в промежность руками, ногами и даже оружием, чтобы уменьшить болевые ощущения при ударе.

5. Метод раскрытия истины


По своей сути, этот метод представляет собой серию сложных уходов от удара и перекатов. Падение лицом вниз на каменный пол, кульбиты, которые деформируют позвоночник и даже стойки, при которых обучаемый «вскакивает» на ноги с положения лежа - все это шаги на пути к мастерству. Когда человек освоил эти «восемнадцать кульбитов», то он может продолжить совершенствование мастерства путем обучения следующим 64 акробатическим приемам. Великие мастера, которые усовершенствовали эту технику, могли делать бесчисленное количество кульбитов бесчисленным количеством способов. Более того, это «укрепляло ци», а также кожу, кости и мышцы.

6. Обнимашки с деревьями


В ходе этого необычного обучения от монаха требовалось, чтобы он обнял дерево и тянул его на себя, пока не свалится от изнеможения. Прогресс начинал появляться только после первого года. Первым шагом к мастерству является способность расшатать дерево так, чтобы с него упало несколько листьев. Еще через год обучаемый должен был стряхивать листья с дерева без остановки. Подобную практику нужно было продолжать на протяжении всей жизни. Если мастер этой практики обхватывал своего противника, как он это годами делал с деревом, то смертельные травмы были неизбежны.

7. Железная голова


Существует веская причина того, что удары головой запрещены в таких видах спорта, как смешанные боевые искусства - риск травматических повреждений головного мозга. Но культовая шаолиньская техника «железной головы» не только рекомендовала подобного рода удары, но прописывала их как обычный режим тренировок. Обучающиеся укрепляли лобные кости и верхнюю часть черепа до почти сверхчеловеческой крепости. А добивались этого очень просто - бросали камни в голову монахам в течение многих лет, чтобы укрепить кости черепа.

Пережив десятки микротрещин, которые зарастали, кость могла стать невероятно прочной. Начинались же такие тренировки головы с того, что монахи оборачивали голову шелком и осторожно начинали биться головой о каменную стену. После года таких тренировок обучаемый снимал несколько слоев шелка и продолжал процесс в течение как минимум 100 дней, после этого шелк полностью удаляли.


Обучение технике железного быка на самом базовом уровне начиналось с «выскабливания» собственного живота. Ежедневно и еженощно это делалось сначала с помощью пальцев и ладоней, а затем с помощью ножей. Это делалось во время как тренировок, так и отдыха. После достаточного упрочнения кожи тренировки переходили к ударам в живот и продолжению «выскабливания» живота ножом. Когда удары кулаками больше не вызывали болевых ощущений, переходили к молоткам.


После 40 лет интенсивных тренировок и медитации в Шаолине, монах Си Хей Дзи объехал всю страну, посетив каждый монастырь в северных и южных провинциях, и ни один человек не смог одолеть его. Легенда утверждает, что это стало возможным благодаря его методике. В самом начале, когда Си Хей Дзи начал обучение, он ежедневно проходил мимо одного того же дерева, на ветку которого подвесил груз. Каждый день он тыкал этот груз пальцем, после чего тот качался.

После нескольких лет подобных упражнений и постоянной медитации он обнаружил, что когда он имитировал тычок пальцем в груз, при этом фактически не касаясь его, тот начинал качаться. После этого он начал повторять подобное с горящим огоньком и вскоре он смог погасить пламя. В конце-концов монах добился того, что смог тушить огонь, горящий в лампе... за стеклом (не разбивая стекло).

10. Алмазный палец

Еще в молодости монах Хал-Танк посетил Чикаго, где он продемонстрировал свое мастерство: стойку на руках, удерживая вес тела на одной указательном пальце. Что еще более удивительно, он показал этот же трюк более 50 лет спустя, в 90-летнем возрасте. До своей смерти в 1989 году, он был единственным человеком, который был в состоянии исполнить подобную технику «алмазного пальца».

И если практики Шаолиня доступны лишь избранным, но освоить могут все. И кстати, они будут очень полезны.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Особенности шаолиньского нэйгун

Нэйгун 内功 - одна из самых важнейших частей практики шаолиньского искусства. Обычно следует различать нэйгун и цигун , хотя они тесно связанны между собой. Нэйгун - это весь сложнейший и многообразный комплекс практик, которые так или иначе перестраивают и совершенствуют внутреннюю природу или внутреннюю составляющую человека. Цигун (气功)рассматривается как часть нэйгун и направлено только на совершенствовании циркуляции энергии ци в организме. Цигун - относительно современное слово и в традиции оно практически не использовалось, хотя существовали его аналоги, например, древние упражнения “туна” - дословно “вдыхать и выдыхать”.

Существуют разные трактовки шаолиньского нэйгун. Первая - расширенная трактовка: под нэйгун подразумеваются вообще все виды практики, ведущие к развитию энергии-ци и развитию духа-шэнь. В этом случае в нэйгун включаются все виды дыхательных и дыхательно-медитативных упражнений, углублённой медитации, а также способы регулирования распорядка дня, питания и даже способов мышления. Узкая трактовка говорит о нэйгун как о способах концентрации сознания, базирующихся на строго определённых упражнениях. Направление Чжэнцзун Шаолиньцюань 正宗 少林拳 (которое преподается в рамках ФШБИ) стоит ближе к узкой трактовке нэйгун . Это значит, что нэйгун представляет собой четко определенную систему упражнений и способов концентрации сознания

Основы шаолиньского нэйгун, помимо устной традиции, изложены в нескольких трактатах из шаолиньского архива, прежде всего “Утонченный смысл шаолиньского кулачного искусства” (Шаолинь цюаньшу цзинъи 少林拳术精义), “Записи Шаолиньского кулачного искусства” (Шаолиньцюань пу 少林拳谱), “Тайные речения о Шаолиньском кулачном искусстве” (Шаолинь цюаньшу мицзюэ 少林拳术秘诀)

Следует учитывать, что в шаолиньский цигун входят не только те упражнения и комплексы, которые родились внутри шаолиньского монастыря или вообще, в буддийской традиции, но и те, которые пришли “извне”, например, бадуаньцзин , или представляют собой смесь даосской и буддийской традиции, например, ицзиньцзин .

Важнейшие комплексы шаолиньского нэйгун

За всю историю Шаолиньской традиции сформировалось несколько десятков комплексов нэйгун , которые включают от 2-3 до нескольких десятков форм. Все вместе они никогда не изучаются, в этом нет никакого смысла. Обычно последователи сосредотачиваются на одном-двух комплексах, которых вполне достаточно для развития всех необходимых внутренних изменений.

Как следует из самого названия данного труда, это свод методов силовой подготовки шаолинских бойцов. Там много уделяется внимания статическим упражнениям на развитие силы пальцев, упражнений нацеленных на развитие гибкости и ловкости и «специальных» упражнений. Не знаю насколько серьезно был составлен этот почтенный труд, но меня как силовика физкультурника заинтересовали упражнения на силу. Вот в частности на стр. 7, есть такое упражнение как «удержание веса в 500кг». И так цитирую дословно:
20. «Удерживание веса в 500кг»

В стойке «всадник», руки вверх ладонями на уровне головы. После 3х месяцев тренировок во ВСАДНИКЕ, взять в руки камень весом 15-20кг и стоять уже с ним над головой . Постепенно доведёшь до 100кг(!)…

Ну в общем, упражнение как-бы простое, надо всего лишь поднять камень, и удерживая его над головой в согнутых руках стоять в стойке всадника (по японски, так сказать - киба-дати). Если камень легкий 10-15кг, то вроде ничего страшного нет, но если его вес за 50кг, то бойцу придется всерьез месяцами тренировать еще и силу, чтобы этот камень поднять. Но и это еще не все. Сколько же надо держать в этом неудобном положении камень? Читаем дальше:

Если держишь так 1час(!) и не устал(!!) и дыхание не сбилось(!!!) , то пора 2чать. Делаешь устройство, как на рисунке и стоишь в нём постепенно добавляя камни наверх устройства.

Устройство:

Во как! Т.е. когда вес камня достигнет «хотябы» 100кг , и навык его удержания в полусогнутых руках, в такой же неудобной стойке, около часа (без усталости и сбитого дыхания), то можно делать специальную, силовую раму с камнями, в которой можно будет догрузиться (в том же упражнении), до «логичных» 500кг веса! Просто превосходно! Этож, что они там курили, чтоб такое писать, я ума не приложу? А может быть, это свод правил, испытания и обкатки новых китайских киборгов-терминаторов с титано-вольфрамовым скелетом? Все может быть, но здравого рассудка в этом документе я не вижу.

Вот камешек весом чуть более ста килограмм. Надо его просто непринужденно поднять и подержать эдак часок-другой!))

Но это еще не все))

Помню в детстве, мне один фанат Кунг-фу, с воодушевлением рассказывал про секретные китайские методики, набивки.. яиц! Якобы от этих чудо методик, яйца бойца способны выдержать прямой удар кулака или ноги)). Только «тренировать» и набивать яйца надо не меньше двадцати лет! (это как прикол из истории «Как научить осла говорить за 20ть лет») Но естественно, даже будучи доверчивым школьником, я посчитал, что он несет туфту… и был не прав)).

Оказывается, есть такое упражнение, и так читаем дальше (стр. 11):

39. «Упражнение для Паха»

Также называется «Золотая Цикада».

Мошонка будет жёсткая как камень .(!) Сесть, ноги крест на крест. Убрать из головы посторонние мысли, беспокойство, стать чистым и открыть сердце. Необходимо мобилизировать всю КИ организма (во всём теле) и сконцентрировать в нижней части живота. Затем пусти энергию по позвоночнику вверх, пусть достигнет мозга, затем в переднюю часть тела и снова в Дань Тянь. Со временем ты научишься концентрировать КИ в нижней части живота. Мошонка и пенис станут твёрже это значит 1ая часть закончена. Затем сидя в лотосе надавливай на яички ладонью . Поначалу будет болезненно, однако следует сконцентрировать КИ и продолжать тренировки. Когда все болезненные ощущения пройдут, встань и ударь туда с силой, если боли нет, то овладел искусством (занавес!!!). Во время тренировок обязательно воздерживайся от половой жизни и даже не думай об этом. (конечно, конечно какой еще может быть при этом интим - yahont )

Шаолинь – это, пожалуй, самый известный в мире буддийский монастырь, расположенный на горе Суншань в Центральной части Китая и окутанный огромным количеством легенд. Все свободное от медитации время монахи Шаолиня тратили на развитие силы и выносливости и изучение боевых искусств. В VII веке они помогли императору Ли Шиминю удержаться на престоле, благодаря чему Шаолинь стал самым прославленным и уважаемым монастырем в Азии, а монахов боялись даже профессиональные воины.

Распорядок дня

Как и во всех монастырях, день в Шаолине начинался рано – в 5 утра. Первые два часа после подъема послушники тратили на медитацию. Надзиратели следили за каждым учеником и били их палками, если те засыпали.

После медитации следовала утренняя гимнастика, направленная на улучшение гибкости. Каждый монах должен был свободно садиться на шпагат, для этого растяжкой занимались с самого детства. Заканчивалась утренняя гимнастика купанием в горном ручье и массажем с применением специальных мазей из трав, который готовил мышцы к последующей тяжелой нагрузке.

Затем следовал завтрак и изучение священных текстов, после чего монахи отправлялись на основную тренировку. Первая ее половина отдавалась упражнениям, развивающим силу и выносливость мышц, вторая часть тренировки посвящалась занятиям боевыми искусствами. После тренировки монахи отправлялись на обед, за которым следовал час свободного времени.

Вечерние тренировки состояли из спаррингов, во время которых монахи отрабатывали изученные приемы уже на живом сопернике. Спарринги были как кулачными, так и с различными видами оружия. Драться монахи обязаны были в полную силу, а надзиратели следили за тем, чтобы бойцы не переубивали друг друга.

Стили ведения боя

Новички изучали и отрабатывали 5 основных стилей искусства ведения боя.

Стиль Тигра подразумевал укрепление костей – монахи подолгу стояли в низких стойках, чтобы приспособить кости, суставы и связки к нагрузкам.

Стиль Змеи подразумевал максимальную подвижность и гибкость, сочетающуюся с умением мгновенно проявить силу. «Даже самая лучшая сталь может быть использована как веревка, которая обвязана вокруг столба», — говорили мастера, характеризуя стиль Змеи.

Стиль Журавля отрабатывался статическими упражнениями, направленными на укрепление сухожилий.

Стиль Леопарда – это развитие силы. Леопард выглядит менее внушительным и страшным, чем тигр, но на самом деле он гораздо сильнее.

Стиль Дракона – это тренировки, направленные на формирование силы духа. Дракон лишен чувства страха и потому в любой ситуации действует легко и непринужденно.

Особые техники

Помимо общих физических упражнений и практики в боевых искусствах, монахи изучали специальные техники, разработанные непосредственно в стенах Шаолиня.

«18 рук Архатов»

Самой первой и важной техникой Шаолиня был комплекс «18 рук Архатов» или «18 приемов Архата». Архат – это последователь Будды, достигший наивысшей ступени просветления. Комплекс включал в себя отработку ударов кулаками, ладонями, подсечек и невысоких ударов ногами, а также несколько вариантов захвата и освобождения от него.

«Искусство пальца»

Техника, позволяющая одним пальцем пробивать любую преграду, практиковалась новичками изо дня в день на протяжении трех лет. Сначала монахи наносят удары пальцем в пшено, затем в песок и гравий. Когда пальцы приспособятся, мягкая преграда заменяется на железные опилки. По ним нужно нанести 9 тысяч ударов. Ежедневные тренировки в итоге приводят к тому, что на пальце образуется мозоль, а нервные окончания атрофируются, и удары становятся безболезненными для монаха, но убийственными для его противника.

«108 манекенов»

Специальная тренировка, на которой монахи готовятся к заключительному испытанию, после которого они переходят из послушников в мастера. Чтобы пройти экзамен, монаху нужно преодолеть темный коридор со 108 манекенами, которые специальными механизмами приводятся в движение и наносят удары, от которых необходимо либо уклоняться, либо парировать их. Чтобы стать мастером, монах должен был пройти 108 манекенов, не дав сбить себя с ног.

Выносливость, а не масса

Несмотря на усиленные тренировки, монахи Шаолиня не обладают внушительной мышечной массой, напротив, выглядят очень щуплыми. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, азиаты в большинстве своем склонны к худобе, то есть по типу телосложения они эктоморфы и с большим трудом набирают килограммы. Во-вторых, монахи питаются только пищей растительного происхождения, им запрещено есть мясо и рыбу, которые являются необходимыми слагаемыми больших мышц. В-третьих, тренировки трижды в день не дают мышцам восстановиться, а отдых является одним из обязательных слагаемых успеха в наборе массы.

Хотя отсутствие отдыха не дает развивать мускулатуру, оно позволяет совершенствовать другой, более необходимый монахам показатель – выносливость. Большие мышцы – это красиво, но непрактично для ведения боя, ведь они уменьшают подвижность и отнимают больше энергии. Выносливость и сила – вот то, что поистине важно для воина.