Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей. Тесты и нормативы для оценки координационных способностей Тесты на определение быстроты

1) быстрота простой и сложной реакции;

2) стартовая скорость;

3) дистанционная скорость;

4) быстрота тормозных движений;

5) быстрота выполнения технических приемов игры;

6) быстрота переключения от одного действия к другому.

Указанные скоростные способности хоккеистов в соревновательной обстановке, как правило, проявляются в комплексных формах . Поэтому в практике хоккея оценивать уровень скоростных способностей хоккеиста принято по выполнению скоростного маневра на коньках, в ходе которого в органической взаимосвязи проявляются практически все составляющие структуры скоростной подготовленности .

Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы :

  1. старта. В ходе матча возникает масса игровых ситуаций, требующих старта из различных положений и в разных направлениях;
  2. стабилизации - цикличные движения при скольжении, характеризуются силой отталкивания и частотой шагов;
  3. поворотов - изменение направления скольжения.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов :

  1. состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека;
  2. морфологических особенностей мышечной ткани и ее композиции (т.е. от соотношения быстрых, медленных и промежуточных волокон);
  3. способности мышц быстро сокращаться и расслабляться;
  4. количества (аденозинтрифосфорной кислоты - и креатинфосфата - КрФ);
  5. координированности;
  6. биологического ритма жизнедеятельности организма;
  7. пола и возраста;
  8. природных скоростных способностей человека.

Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз :

  1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  2. передачи возбуждения в ЦНС;
  3. передвижения сигнальной информации по нервным путям, её анализа и формирования эфферентного сигнала;
  4. перехода эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;
  5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Тесты для оценки скоростных способностей

Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп :

  1. быстрота простой и сложной реакции;
  2. скорость одиночного движения;
  3. максимальная быстрота движений;
  4. скорость, проявляемая в целостных двигательных действиях:
  5. стартовая скорость,
  6. дистанционная скорость;
  7. быстрота тормозных движений.

Следует отметить, что зависимости между элементарными и комплексными формами проявления быстроты очень малы .

В хоккее же практически не встречаются элементарные формы. Поэтому для оценки скоростных способностей хоккеистов не рекомендуется использовать тесты, преимущественно направленные на оценку простой неспецифической реакции, быстроты локального движения (теппинг-тесты) и т.п., так как их информативность для игровых видов спорта невелика .

Тесты для оценки скорости одиночных движений

Время броска, толчка, одного шага и т.п. определяют с помощью специальной биомеханической аппаратуры .

Примером оценки скорости одиночного неспецифического движения может служить следующий тест .

Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три - другой.

Тесты для оценки максимальной частоты движений

Контроль максимальной частоты движений осуществляется посредством теппинг-тестов и специальных физических упражнений .

При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода :

Рисунок 1. Выполнение теппинг-теста с помощью специального оборудования

А) При первом используется специальное устройство типа телеграфного ключа (рисунок 1). Задача состоит в замыкании и размыкании ключа в максимальном темпе, показания фиксируются каждые 30 секунд с помощью электросчётчика. Обычно продолжительность данного теста составляет от 30 секунд до 2 минут. Следует отметить, что такая продолжительность предъявляет определённые требования также к локальной выносливости мышц области запястья. Для нивелирования данного аспекта в Словакии предложено выполнять данный тест на протяжении 10 секунд .

Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года

Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.

Рисунок 2. Выполнение теппинг-теста ногами

Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30><30 см, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга, и подсоединённых к компьютеру (рисунок 2). Испытуемый ногами становится на них и по сигналу начинает бег на месте в максимально возможном темпе на протяжении 10 секунд. Задача совершить как можно больше шагов каждой ногой.

Рисунок 3. Динамика движений правой и левой ногой

Сразу по окончании теста на мониторе отображается динамика движений и их общее количество за 10 секунд для каждой из ног (рисунок 3).

При контроле максимальной частоты движений в ходе специальных физических упражнений обычно используются следующие задания :

  • 20 ударов баскетбольным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 50 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий.
  • 20 бросков теннисным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 30 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий. Второй разновидностью данного теста является выполнение по 10 бросков каждой рукой.

Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты :

  • 30 руками баскетбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимальное количество ударов за 30 секунд. Тест выполняется руками.
  • 20-30 ударов ногой футбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества ударов за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой ногой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • 20-30 бросков теннисного мяча в стену с расстояния 3 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества бросков за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой рукой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • Упражнение «Хлопки». Задача испытуемого исполнить 20 хлопков прямыми руками над головой и по бедрам в наименьшее время из исходного положения - основная стойка.
  • Упражнение «Приседания». Задача выполнить 20 приседаний из исходного положения основная стойка в наименьшее время.
  • Упражнение «Наклоны». Испытуемому требуется из исходного положения основная стойка выполнить 20 наклонов с касанием коньчиками пальцев пола в наименьшее время. После каждого наклона требуется выпрямиться в исходное положение.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях

Наиболее информативная для оценки скоростных способностей в игровых видах спорта подгруппа тестов. В практике обычно используют бег на 30, 37, 50, 60 и 100 метров с регистрацией скорости преодоления дистанции (с низкого и высокого старта) . Выбор данных отрезков вызван тем, что скорость, вне зависимости от специализации спортсмена, достигает своего максимума после 30-го метра . После 200 метров скорость бега уже во многом зависит от скоростной или общей выносливости .

В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:

Регистрация времени осуществляется одним из двух способов: вручную (секундомером) или автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных тайминговых систем, позволяющих, в зависимости от комплектации, фиксировать различные показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения .

Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет)

Тесты (контрольные нормативы)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

нападающие

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

защитники

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

Бег на 30 м, сек

4,0 и менее

Бег на 60 м, сек

7,4 и менее

Таблица 3. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Таблица 4. Показатели уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификаци и

Тесты для оценки стартовой скорости

Бег 5 метров

Рисунок 5. Выполнение теста бег 5 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях.

Бег 20 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях (20 метров), а также на точке 10 метров.

Испытуемый занимает положение высокого старта, передняя нога на стартовой линии. Спортсмен начинает бежать, когда готов. Задача выполнять бег с максимальной скоростью.

При отсутствии тайминговой системы, определить быстроту стартового разгона можно путем вычисления разницы между пробеганием 30-метровой дистанции с хода и со старта .

Тесты для оценки дистанционной скорости

Бег 30 метров с использованием тайминговой системы

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях, а также на отметках 5 и 20 метров. Данная методика позволяет фиксировать стартовую скорость (отрезок 0-5 метров), дистанционную скорость (отрезок 20-30 метров), а также общее время преодоления дистанции (отрезок 0-30 метров).

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 5. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Показатели

Уровень подготовленности

Очень низкий

Очень высокий

Нападающие

1,25 и более

0,97 и менее

1,30 и более

1,07 и менее

Бег 30 м, сек

4,60 и более

4,05 и менее

Защитники

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,31 и более

1,02 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,09 и менее

Бег 30 м, сек

4,77 и более

4,19 и менее

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,28 и более

1,04 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,15 и менее

Бег 30 м, сек

4,83 и более

4,10 и менее

Бег 30 метров с хода

В ходе данного теста испытуемый имеет возможность произвольно подобрать дистанцию для разгона. Секундомер запускается в момент, когда спортсмен пересекает стартовую линию и останавливается в момент пересечения финишной линии.

Таблица 6. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Тесты для оценки быстроты торможения

Хоккей представляет собой вид деятельности, где необходимо постоянно реагировать на быстро изменяющиеся игровые ситуации, совершать торможения, мгновенно стартовать в различных направлениях. При резком изменении ситуации на поле тот, кто способен быстрее тормозить, будет иметь преимущество на старте в ином направлении. Поэтому при контроле скоростных способностей хоккеистов уделяют внимание и этому аспекту. В рамках общей физической подготовленности наибольшее распространение получил следующий подход:

Быстрота остановки

Обязательным условием при использовании данной методики является наличие электронной тайминговой системы.

В ходе выполнения теста от испытуемого требуется дважды пробежать 10-метровый отрезок. Начало одинаковое: старт с места из высокой стойки по сигналу. В первом случае задача испытуемого пробежать финишный створ на максимальной скорости; во втором же - остановиться ровно на финишной линии, чтобы она оказалась между ног спортсмена. Фиксируется время каждого забега, затем высчитывается разница между вторым и первым отрезком, что и служит конечным результатом.

Тесты для оценки специальных скоростных способностей вратарей Рисунок 6. Расположение датчиков

Тест направлен на оценку быстроты реакции. Для его выполнения необходимо наличие тайминговой системы, оснащённой функцией оценки реакции выбора (типа Smart-speed ). В ходе подготовки к тестированию четыре пары датчиков устанавливают в площади ворот таким образом, чтобы они находились на расстоянии вытянутой руки от вратаря (рисунок 6).

Рисунок 7. Выполнение теста

Не смотря на то, что в оригинале тест выполняется на льду, для экономии дорогостоящего времени льда тестирование может проводиться также и на земле.

Выполнение:

Вратарь принимает положение основная стойка вратаря в непосредственной близости от всех датчиков. По световому сигналу одной из пар датчиков голкипер должен как можно быстрее среагировать и пересечь рукой лазерный луч, проходящий между данной парой. Сразу же после этого световой сигнал появляется на другой паре датчиков. Всего в ходе теста испытуемый должен среагировать на 20 сигналов в хаотичном порядке.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях вратарей

Для оценки специальных скоростных способностей вратаря при анаэробно-алактатном механизме энергообеспечения (мощность) применяются следующие тесты:

Тест бег на коньках 18 метров лицом и спиной вперёд

Данный тест рекомендован федерацией хоккея Республики Беларусь . Выбор дистанции 18 метров был продиктован удобством использования применяемой в то время разметки хоккейных площадок: линия ворот служила стартом, а ближняя от неё синяя линия - финишем. Это позволяло провести тест без каких-либо подготовительных процедур. Однако с тех времён правила хоккея и разметка площадки претерпели некоторые изменения. В частности, на момент издания данной энциклопедии, согласно официальной книге правил Международной федерации хоккея с шайбой, расстояние от линии ворот до ближней синей линии составляет 18,86 метров .

Для проведения теста необходимо наличие секундомера или тайминговой системы, а также одного конуса, который устанавливают на финише для его идентификации.

Выполнение:

Испытуемый занимает позицию основная стойка вратаря, коньки располагаются за линией старта. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу голкипер стартует и бежит с максимально возможной скоростью 18 метров. Время преодоления дистанции фиксируется.

Сначала тест выполняется лицом вперёд, а затем, после отдыха до полного восстановления, выполняется тест бег на коньках спиной вперёд. Единственным отличием от описанного протокола при выполнении теста бег на коньках спиной вперёд является стартовая позиция: испытуемые должны занять позицию основная стойка вратаря, стоя спиной к направлению движения.

Таблица 7. Нормативные для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19,20 лет)

0 0 6333

(контрольные

нормативы)

Уровень подготовленности, баллы

Очень низкий

Выше среднего

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В подготовке спринтера, в принципе, как и спортсмена другой специализации, важны тесты, или контрольные испытания, позволяющие определить уровень подготовленности бегуна на определенном этапе спортивной подготовки. Особенно важное значение имеют данные показатели в предсоревновательный сезон, и после их проведения еще есть возможность скорректировать подготовку к соревнованиям и выйти на пик формы к важных стартам.

Контрольные тесты делятся на четыре группы:
1. Для оценки быстроты выполнения движений в отдельных суставах;

2. Для оценки быстроты сложной и простой реакции;

3. Для оценки целостных двигательных движений;

4. Для оценки скорости одиночного движения.

Рассмотрим данные тесты в той же последовательности:
1. Частота движений рук и ног оценивается посредством теппингтестов. Спортсмен выполняет тест, а ассистент фиксирует общее число рук и ног (поочередно или одной) за 5 - 20 секунд;

2. Время простой реакции измеряется в условиях, когда известно действие спортсмена на заранее известный сигнал. Для спринтера данным сигналом может быть выстрел или другой звуковой раздражитель, означающий момент старта, что должно сопровождаться выходом с колодок. При этом время фиксируют датчики, устанавливаемые в сами колодки, реагирующие на изменение давления на них стопами спринтера. Сложная реакция характеризуется тем, что ни сам сигнал, ни реагирование на него спортсмена заранее неизвестны;

3. В спринте применяются в этих случаях дистанции 30, 50, 60 или 100м, которые преодолеваются с низкого или высокого старта. При этом исследуются динамика скорости, время отдельных фаз движений, частота шагов и другие показатели;

4. Здесь можно использовать работу с мячом. Фиксируемыми показателями будут: время удара, одного шага, передачи мяча и т.д., что определяется с применением сложной биомеханической аппаратуры.

Бег на дистанцию Юме хода

Тест проводится двумя воспитателями на беговой дорожке длиной не менее 30 м, шириной 2-3 м, с песчаным или асфальтовым покрытием. На линии начала 10-метрового отрезка (т.е. старта) и линии финиша ус­танавливаются 2 стойки. Ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с ли­нией старта, помощник делает резкую отмашку флажком. По этому сиг­налу воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключает.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и фини­ша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить с двумя участниками на беговой дорожке.

Бег на дистанцию 30 м

На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2-3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе. На дорожке стойками или флажками


отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят 2 воспитателя, один с флажком - на линии старта, второй с секундомером - на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и при­нимают стартовую позу стоя - «Высокий старт». Следует команда «Марш!», и дается отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Дети начинают бег на дистанцию. Во вре­мя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказы­вать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и четко. Во время пересечения финишной ли­нии секундомер выключается. Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Необходимое оборудование: 2 стойки или флажка, 2 секундомера, раз­меченная беговая дорожка.

«Челночный бег» 3*10 м

Тест проводится на ровной площадке длиной не менее 15 м, на кото­рой чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 10 м друг от друга. На каждой черте наносятся 2 круга диаметром 0,5 м с центром на черте.

По команде «Внимание!» ребенок подходит к стартовой линии. По ко­манде «Марш!» ребенок бежит к кубику, положенному в круг напротив, поднимает его, бежит назад к стартовой линии и кладет кубик в пустой круг. Затем возвращается назад.

Учитывается время от команды «Марш!» до момента возвращения на финиш. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила на­значается вторая попытка. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей 4-7 лет.

Необходимое оборудование: секундомер, кубик (5 см 3), мел.

Тест по определению выносливости

Бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей)

Проводится на стадионе или размеченной площадке дошкольного уч­реждения двумя воспитателями.

На дистанциях намечаются линии старта и финиша. По команде «Вни­мание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается от­машка флажком и старт для бегущих, включается секундомер. При пересе­чении линии финиша секундомер выключается. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;

6 лет - дистанция 120 м;

7 лет - дистанция 150 м.

Тест-бег на дистанцию 300 м проводится для детей 5-7 лет на про­хождение дистанции, без учета времени.

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)

Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет

Таблица 1

Критерии оценки развития физических качеств

I уровень – высокий – 8-7 баллов

II уровень – средний – 6-4 баллов

III уровень – низкий – 3-0 баллов

Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:

I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.

II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.

III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.

Начальное исследование уровня развития физических качеств детей

Старшего дошкольного возраста

Таблица 2

№ п/п Дети Возраст Критерии Итоговый балл/ уровень
Бег 30м Бег 3*10м Бег на выносливость Прыжки в длину с места
1. Милена
2. Илья
3. Артём
4. Никита
5. Арина
6. Виктория
7. Полина
8. Серёжа

При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……

План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста

Тематический план учебного материала

Содержание материала Старшая группа неделя
1. Утренняя гимнастика + + +
2. Упражнение Спортсмены на тренировке + +
3. Упражнение «Штангисты»
4. Упражнение «Гимнасты» + + +
5. Упражнение «Пловцы» + +
6 .Упражнение «Футболист» + + +
7. Упражнение « Атлеты» + + + + +
8. Упражнение « Оздоровительный бег» +
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) + +
10 Игра « Конники» + + +
11. игра « Перевозка урожая»
12. Игра «Горелки»
13. Игра «Охотники и звери»
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2)

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

Народные игры являются средством педагогики;

Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Заключение

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.

В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.

Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.

Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.

Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка

Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)

В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.

2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.

3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.

4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.

5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.

7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.

9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.

10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.

11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130

12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.

15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

Приложение № 1

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия