Карась идеалист читать краткое содержание. Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин. Приглашение на диспут

«Карась-идеалист», как и многие другие сказки Салтыкова-Щедрина, имеет социальную направленность. В образе героя сказки отразилось не только мнение самого автора, но и всей передовой интеллигенции того времени, считавшей, что всеобщее счастье - это не утопия, а реально достижимое состояние общественного устройства. «Карась-идеалист» предназначался для публикации в мартовском номере «Отечественных записок» (1884). Но, убедившись в невозможности опубликовать сказку в России, писатель направил ее в «Общее дело». Там и было напечатано впервые произведение Щедрина «Карась-идеалист». Краткое содержание сказки в этой статье.

Ерш и карась

Поспорили как-то карась и ерш. Один считал, что можно жить по правде, а второй утверждал, что без обмана не прожить. Карась кричал, что это подлость. Зарывшись в ил, карась много думал и своими мыслями делился с ершом. Часто они спорили. Но первым обычно начинал карась, мол, борьба не приведет ни к чему хорошему и надо стремиться к свету. Ерш ухмылялся, там, наверное, и щук не будет? Карась вообще никогда не слышал про щук и был уверен, что все это выдумки. Ерш презрительно хмыкал и уплывал.

Когда они встречались, карась заводил свою любимую песню о торжестве добра. Он был уверен, что плохие поступки рано или поздно будут посрамлены. Как пример приводил методы ловли рыбы - с ловли багром переходят на удочки и неводы. Ерш был уверен, что ни какой разницы нет, каким методом в уху угодить. А карась и про уху-то ничего не слышал. И ерш сердито удалялся.

Приглашение на диспут

Продолжаем пересказ «Карася-идеалиста», краткое содержание сказки, с известия о щуке. Однажды принес ерш известие о том, что появилась щука, и пора бы карасю перья свои подобрать, чтоб ей удобнее его глотать было. Возмутился карась, мол, нет за ним такой вины, за которую можно было так наказать. Мечтал карась о согласии и мире между рыбами. Ерша от таких слов передергивало. Услышал их как-то голавль. А ерш рассердился и уплыл, ворча, что у каждого свое пропитание - караси едят ракушек, а щуки - карасей.

Задумался карась над словами ерша. И понял, что ракушки предназначены для пропитания самой природой. А щуку, если повстречает, он спросит о добродетели, что, мол, нехорошо, чтобы рыбы ели других рыб. Так карась и рассуждал, пока не приплыл к нему голавль и не пригласил на диспут к щуке. Карась не испугался - ведь он знал важное, почти волшебное слово, которое и из «щуки карася сделает».

Встреча с щукой

Завершаем краткое содержание «Карася-идеалиста» встречей щуки и карася. Стал он ей рассказывать о равенстве рыб. Щука искренне удивилась - ракушками и червяками точно сыт не будешь. Не пришлось ей по душе такое деление труда: кто половчее, тому и дело посильнее, а слабые, значит, от их трудов кормиться будут? Больше всего рассердило щуку то, что при таком раскладе, ей тоже работать надо. Как только умолкла щука, обступили карася головли и под стражу взяли. Но неугомонный карась вечером снова пришел на диспут, и позволила ему щука слово молвить. Плеснул карась от радости хвостом и провозгласил - ведомо ли ей, щуке, что такое добродетель? Щука от удивления рот раскрыла, да вместе с глотком воды карася случайно проглотила. Истина у каждого своя. Ерш, который все предвидел, только и сказал: «Вот они, диспуты-то, каковы!».

Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.

Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в . Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.

Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.

Карась-идеалист анализ

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект.
Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.

Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.

Герои сказки и их характеристика

Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать героев.

Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.

Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй - заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Сказка «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина был написан в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века.

Главные герои

Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.

Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи

Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что « можно на свете одною правдою прожить », в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, « иногда даже и очень вольное ». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

« Что касается до ершей », то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш « спорил отрывисто и неспокойно ». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал « блаженненьким », хотя только с ним и мог отвести душу. Ерша смешили рассуждения карася о том, что « главная жизненная сила все-таки в добре замыкается» . Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, « что карась сконфузился ». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что « ракушками караси лакомятся, а карасями - щуки », и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же « у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом. Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда « сильные не будут теснить слабых, богатые - бедных ». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась. Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей « магическое слово » – «добродетель». Услышав его, « щука разинула рот от удивления » и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: « Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

После ознакомления с кратким пересказом «Карась-идеалист» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 122.

М. Е. Салтыков-Щедрин
Карась-идеалист
Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: “Поди проспись!” Во второй – заподозрен в “сицилизме” и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий

Раз Щука так удивилась его возгласу: “Знаешь ли ты, что такое добродетель?” – что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника.
В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш – тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что “все-таки с ним одним по душе поговорить можно”, и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход “диспута” Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Схожі твори:

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин Дикий помещик В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был...
  2. М. Е. Салтыков-Щедрин Благонамеренные речи В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но у них он ничего не...
  3. М. Е. Салтыков-Щедрин Господа Головлевы Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет границы и без того обширных...
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин Пошехонская старина Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
  5. М. Е. Салтыков-Щедрин История одного города Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали” четыре глуповских архивариуса. В...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин Дневник провинциала в Петербурге Дневник? Да нет! Скорей, записки, заметки, воспоминания – верней, физиология (забытый жанр, в котором беллетристика сочетается с публицистикой, социологией, психологией, чтобы полней, да...
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин Господа ташкентцы. Картины нравов. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец – и чего она...
  8. Как это ни грустно, но в Господах Головлевых действительно подводятся итоги. Роман не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение финальной черты. Собственно, подобного бесславного конца рода...
  9. Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу...
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в...
  11. Н. Г. Помяловский Очерки бурсы Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился “период насильственного образования”, когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный...
  12. Г. Х. Андерсен Волшебный холм Ящерицы обсуждают, что в волшебном холме готовятся к встрече знатных гостей. Когда холм раскрылся, из него вышла старая лесная фея, которая носила на лбу янтарное...
  13. В. Г. Короленко Чудная Морозова – главная героиня, политзаключенная. В центре повествования этого раннего произведения писателя – рассказ конвойного-жандарма Гаврилова о девушке-“политичке” (политзаключенной) Морозовой, которую он сопровождал в ссылку. Рассказчику...
  14. М. А. Булгаков Белая гвардия Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”....
  15. Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров –...
  16. Мы с Бузэу быстро сходим на гору. За горой бежит речушка, над ней стелется кладка из досок. “Река течет, лягушки квакают, доски шатаются.. … “А дальше начинается рай, начинаются мои...
  17. Максим Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из...
  18. Борис Исаакович Балтер (1919-1974) – русский советский прозаик, автор повести “До свидания, мальчики!”. Окончил школу в Евпатории. В 1936 послан в ленинградское, а с 1938 в киевское военное училище; офицером...
  19. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной...
  20. А. Т. Твардовский Теркин на том свете Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол....

.
Краткое изложение Карась-идеалист Салтыков-Щедрин