Изобретение уздечки и седла история. Разновидность и предназначение седел для лошади. Конструкция и строение седла

В археологической науке не существует единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян - той важной части конской сбруи, которая произвела настоящий переворот в использовании человеком всех возможностей верхового коня. Одни исследователи считают, что стремена возникли в начале нашей эры у сарматов, другие называют районы, пограничные с Китаем в эпоху Поздних Хань, третьи - Южную Сибирь (не позднее III в. или, по другой точке зрения, до V в., четвёртые отдают приоритет в этом вопросе государству Когурё (не позднее IV в.). Существует также мнение о появлении первых стремян у гуннов; наконец, возникновение стремян связывают с древними тюрками, относя их изобретение к VI в.

(Китайский рельеф, 7 в.н.э.)

Большинство исследователей полагает, что стремена возникли у степных народов, в жизни которых важную роль играло кочевое или полукочевое скотоводство, а конница издавна составляла основную часть войска. Некоторые учёные, не отрицая этого положения, всё же допускают возможность изобретения стремян осёдлыми народами, быстро освоившими верховую езду для борьбы со своими кочевыми соседями. По другому интересному предположению, седло со стременами ранее всего появилось у народов гор, так как без этого приспособления езда верхом по крутым склонам практически невозможна.

Собранные нами материалы, вероятно, позволят несколько иначе взглянуть на проблему происхождения стремян. Прежде всего представляется возможным удревнить дату их появления. При доказательстве тезиса об изобретении стремян тюрками в VI в. чаще всего приводят три основных довода:

1) возникновение стремян связано с появлением жёстких сёдел в VI в.;

2) изобретение стремян приводит к появлению сабли (наиболее ранний её экземпляр датируется началом VII в.);

3) появление стремян ранее VI в. якобы не подтверждается материалами твёрдо датированных памятников.

Рассмотрим, насколько основательны эти доводы. О времени появления жестких сёдел не существует единого мнения. С.И. Руденко указывал, что они появились в Азии не позднее V в., так как в VI в. это уже сформировавшийся тип сёдел.

Глиняные модели жёстких сёдел устойчивой формы известны среди находок на раннеславянских поселениях Молдавии VI-VII вв. Высокое седло изображено на глиняном сосуде в форме всадника из Кореи. Сосуд относится к культуре Силла и датируется V-VI вв. (...)

В то же время твёрдые сёдла употреблялись и в Индии. Об этом свидетельствуют изображения из Аджанты. Распространённые в Японии в III-V вв. погребальные статуэтки «ханива» часто изображают осёдланных лошадей (рис. 2). Их сёдла всегда имеют высокие луки. Остатки жёсткого седла III-IV вв. были обнаружены в могильнике на р. Кенкол в Киргизии. Седло с высокой лукой изображено на корейском сосуде III в. из Приморского краевого музея. (...)



Интересны гораздо более ранние свидетельства существования жестких седел. Например, глиняная статуэтка коня с высоким седлом известна среди находок из Базар-Калы (Хорезм, III в. до н.э.). Об использовании жёстких сёдел у сюнну (гуннов) в III в. до н.э. свидетельствует «Ханьшу». В 52-й главе «Истории династии Хань» описывается бой при Пинчэне. Сюнну соорудили из своих сёдел несколько укреплённых лагерей вокруг попавшего в засаду императора Гао-ди, «причём высота их достигала высоты (крепостной) стены». К пазырыкскому времени относится деревянная лука от седла с твердым остовом из могильника Каракол на Алтае. (...)

Обратим внимание также на безусловную связь между изобретением стремян и возникновением сабли. Однако и сабля появилась не вдруг. Имеющиеся материалы дают возможность хотя и неполно, но проследить этапы становления этого оружия. Появление сабли - результат развития рубящего кавалерийского меча. Основное различие между ними в характере наносимого удара. Этот фактор определяет форму оружия. Стремена дали всаднику возможность не только рубить, но и сечь. В погребениях IV-V вв. в Европейской части СССР широко встречаются однолезвийные прямые палаши. Это ещё не сабли, но уже и не мечи, поскольку они отличаются от мечей характером наносимого удара. Изменить же характер удара конник смог, лишь получив упор для ног. Необходимо помнить также, что между появлением стремян и изменением формы меча должно было пройти некоторое время.

Итак, даже краткое рассмотрение материалов, демонстрирующих развитие жёсткого седла и появление сабли, даёт возможность предположить, что стремена изобретены ранее VI в. Легко опровергается и положение об отсутствии твёрдо датированных памятников древнее VI в. с находками самих стремян.

Рассмотрим имеющиеся данные по мере удревнения фактического материала. Стремена хорошо известны среди находок в курганах V в. в Корее (например, «Курган сосуда хоу», «Курган золотой короны», «Курган серебряного бубенчика», курган №14, 109 и другие в районе г. Кёнчжу) и в Японии... Интересно отметить, что на позолоченных бронзовых обкладках одного из стремян V в. из могильника Конгю-Кейшу нанесен тот же «чешуйчатый» орнамент, использовавшийся и гуннами (рис. 3, 3).

На фресках гробницы Тунг Ку также показаны всадники со стременами. Стремена, найденные в могилах V в. в Японии, Сетсу Онояма разделил на два типа (рис. 4). Первый (первая половина V в.) схож с одновременными корейскими. Второй (со второй половины V в.) представляет местные формы. Им одновременны «глухие» стремена, являющиеся специфической японской формой.

Известны и некоторые абсолютные даты. При описании биографии китайского военачальника Лю Суна говорится о получении им в 477 г. стремени в качестве сигнала для начала военных действий. Эта история, несомненно, показывает, что стремена в V в. были общеизвестны и широко применялись в Китае. Изображения стремян в корейской гробнице Тунг Ку датируются, как и вся гробница, 427 г. Упоминавшийся «Курган сосуда хоу», в котором найдены стремена, датируется по надписи на сосуде, давшем ему название, 415 г. Важны для датировки и погребальные фигурки осёдланных лошадей из Японии с изображениями стремян (см. рис. 2)...

Материалы III в. предоставляет сибирская археология. Миниатюрные железные модели стремян из числа случайных находок широко известны на Среднем Енисее (рис. 5). Это преимущественно стремена с восьмёркообразным завершением, типа, широко бытовавшего впоследствии в VI-X вв. Их форма наиболее проста. Необходимо иметь в виду, что миниатюрные изображения вещей, созданные для погребений, не встречаются в Южной Сибири позднее Уйбатского этапа таштыкской культуры (III в.). Миниатюры более позднего времени представляют иные типы стремян. Таким образом, в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III - началу IV в.

Рис. 5. Модели таштыкских стремян III в. из Хакасии (по Л.Р. Кызласову), железо

Значит ли это, что ранее стремена не были известны? Археологических фактов пока нет. Но существуют ли какие-либо иные источники, говорящие о происхождении стремян? Для решения этих вопросов необходимо выяснить, какие потребности приводят к появлению стремян и каковы основные функции последних.

Как известно, стремена служат для облегчения посадки всадника в седло и являются упорами для ног при верховой езде. Следует отметить при этом, что стремя необходимо не для того, чтобы сидеть, а для того, чтобы стоять или привставать в седле, и для того, чтобы усидеть в седле.

Потребность в стремени как приспособлении для посадки в седло существовала всегда со времени появления верхового коня. До массового распространения стремян и после него эта задача решалась по-разному. Вторая основная функция стремян вызвана в первую очередь особенностями конного рукопашного боя и вооружением воина-всадника.

При использовании лука и стрел, копья и короткого меча положение всадника на конской спине не было надёжным... С началом же массового использования длинного рубящего меча и тяжёлой ударной пики стремена стали совершенно необходимой деталью сбруи. Многие письменные источники подробно описывают сокрушительную силу удара пики: противник часто оказывался пробитым насквозь и, уж во всяком случае, выбитым из седла. ... Тяжёлая пика лишала его возможности использовать руки для упрочения своего положения верхом и заставляла развернуть туловище левым плечом вперёд. Из-за этого в сторону уходило правое колено. Шлюс всадника не мог быть крепким и потому, что конь часто имел броню, по которой скользили ноги наездника. Таким образом, коннику не удавалось использовать для твёрдой посадки ни руки, ни ноги, и только стремена могли помочь ему держаться в седле.


Широкое распространение тяжеловооружённых конных войск от сарматов и парфян до Китая и Кореи даёт нам право оставить в стороне вопрос о выдающемся искусстве верховой езды как привилегии какого-либо «родившегося в седле» народа. Не следует забывать также, что с того отдалённого времени и вплоть до исчезновения конницы как особого рода войск в недавнем прошлом принципиальных, качественных изменений в холодном оружии всадника не произошло. Одинаковый комплекс вооружения всадника предполагает и одинаковое снаряжение коня.

Всё сказанное даёт возможность предположить широкое бытование стремян в период с IV-III вв. до н.э. (массовое распространение катафрактариев) по III в. н.э. (когда мы имеем уже археологические доказательства существования стремян). Почему же стремена того времени до сих пор не известны по археологическим данным? Прежде всего катафрактариев разных народов, за редким исключением, по существовавшим обычаям не хоронили с конём или с конской сбруёй. Возможно, стремена иногда и оказывались среди погребального инвентаря, но они в то время вряд ли делались из металла. Предметы же из органики в могилах более чем двухтысячелетней давности сохраняются лишь при особо благоприятных условиях. Однако доказать широкое применение в древности стремян, сделанных из органических материалов, всё же возможно.

Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.). Об использовании таких стремян-петель в Индии во II в. до н.э. свидетельствует изображение на медной вазе из Кулу Вэли и на рельефе ворот из Сандши. О распространении ременных стремян у гуннов, сарматов, скифов, даков, алан, готов, персов, галлов и египтян говорят письменные источники. Подобные петли употреблялись и в Китае. Этнографические материалы свидетельствуют об использовании верёвочных стремян современными калмыками, якутами и хакасами.

Важные сведения дает анализ этимологии слова «стремя» в языках разных народов. Рассмотрим этот материал подробнее.

Таблица I. Славянские языки


Производят от:

1) общеславянского «strьmen» - первоначально: «верёвка; ремень; то, что натягивается»;

2) «strьmъ» - «крутой; тугой; то, что натягивается»;

3) древне-верхне-немецкого «stroum», «strom» - «верёвка, струна; то, что натягивается»; 4) индоевропейского «ster» - первоначально: «ремень; верёвка;то, что натягивается или напрягается».

Табл. I показывает, что в славянских языках слово «стремя» произошло от общего корня. Лингвисты выбирают между четырьмя древними основами. Но нам важно отметить, что значение всех исходных корней одинаково: «верёвка; ремень; то, что натягивается ».

Таблица II. Западноевропейские языки.


В западноевропейских языках (табл. II) термин «стремя» тоже происходит от корней со значением «ремень, верёвка» или имеет составной характер. В последнем случае к корню со значением «верёвка, ремень» обычно добавляется основа, выражающая процесс подъёма («подниматься, влезать»).

Корень с таким же значением («верх, наверх, подниматься») послужил основой образования слова «стремя» и во всех тюркских языках (табл. III).

Таблица III. Тюркские языки.


Сравни древнетюркск. ӧзä, ӳ зä - «вверху, над, сверху» и ӧзläk ат - «верховая хорошая лошадь»

Рассмотренные лингвистические данные позволяют определённо говорить о том, что стремена у разных племён и народов первоначально делались из кожаного ремня или верёвки и служили приспособлением для посадки в седло. Эти языковые материалы показывают и широкое распространение таких стремян.

Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.

Делались стремена и из других органических материалов. Например, из дерева (Корея, Япония). Лишь в VIII в. деревянные стремена арабской конницы были заменены железными. Бытовали деревянные стремена и у монголов как в XI-XII вв., так и в настоящее время. До недавнего времени деревянные стремена употреблялись тувинцами, башкирами, казахами, якутами и другими народами (рис. 6). На территории Тувы употреблялись также стремена из кости и рога (рис. 6, 5). Этот же материал употребляли для изготовления стремян и хакасы. Войлочные стремена известны у современных киргизов. Таким образом, широкое употребление в древности стремян из органических материалов вряд ли может вызывать сомнения.


Рассмотренные материалы позволяют нам сделать следующие выводы:

1) стремена появляются и начинают широко использоваться уже с IV-III вв. до н.э. В то же время появляются и наиболее ранние формы жёсткого седла;

2) ранние стремена изготовлялись из органических материалов;

3) развитие типов стремян можно представить себе следующей приблизительной схемой: петельные гибкие (ремень, верёвка) → петельные закреплённые (с твёрдой вставкой-подножкой) → деревянные → деревянные, укреплённые металлическими накладками → металлические. При этом надо иметь в виду, что стремена из органических материалов всегда продолжали сосуществовать с металлическими;

4) широчайшее распространение ранних типов стремян и наличие своеобразных местных их форм у народов с различными хозяйственными укладами (деревянные круглые и трапециевидные в Корее, «глухие» в Японии, с «внутренней петлёй» в Южной Сибири (рис. 5, 2) и т.д.) позволяют отказаться от поисков народа - «изобретателя стремян».

(Китай, 7-9 в., бронза)

Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными.

археолог, д.и.н. И.Л.Кызласов

Сейчас, когда овеянная легендами многих веков конница ушла с поля боя на экраны кино, трудно представить, что само существование кавалерии (со всеми присущими ей видами оружия и приемами боя) стало возможным лишь тогда, когда человечество изобрело столь обычный в нашем представлении предмет, как стремена.

Тем не менее, в науке нет единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян. Одни полагают, что стремена появились у степных народов, для которых конь был необходимым ежедневным спутником кочевой жизни, а конница составляла основу войска. Другие ученые считают, что стремена изобретены оседлыми народами, быстро освоившими верховую езду в борьбе с кочевыми соседями.

Кандидат исторических наук А. Амброз, исследовав большие серии археологических, письменных, изобразительных материалов, пришел к выводу, что древнейшие стремена возникли в одном месте - на Дальнем Востоке в IV-V веках и отсюда распространились дальше на весь огромный кочевой мир от Сибири до Дуная.

Стремян не знал ни античный мир, ни те народы, которые были тесно связаны с ним: , сарматы, парфяне, персы. Неудобство езды без стремян, отсутствие необходимой опоры для маневров во время боя и при передвижении всадники многих веков компенсировали силой и ловкостью. Тяжелая конница античного мира - катафрактарии,- образуя мощные бронированные фаланги, врезаясь в строй врага, лишь открывала путь своей пехоте и легкой кавалерии лучников.

Безусловно, предшественницей стремян явилась легкая ременная подножка, облегчающая посадку в седло. В IV-V веках на Дальнем Востоке появляются парные деревянные овальные стремена, выгнутые из деревянного прута и обитые листом железа или меди. Первые железные стремена встречаются с предметами V века и поначалу имитируют деревянные. В VI-VII веках железные стремена широко распространились и у тюркских племен Сибири и в Центральной Европе у аварских племен. Авары познакомили со стременами и .

Стремена широко распространились тогда, когда в V-VI веках было изобретено твердое седло. Первые стремена и седла были несовершенны и изменчивы, но поздние наиболее удачные их формы просуществовали без заметных изменений до нашего времени.

Другой исследователь, тоже занимающийся историей стремян, археолог И. Кызласов, считает, что стремена появились много раньше - в IV-III в. до н. э. Археологи не находят их, возможно, потому, что самые ранние стремена делали из не сохраняющихся в земле материалов - веревок, ремней. Не случайно слово «стремя» во многих европейских языках происходит от корней со значением «ремень», «веревка». Исследователь полагает, что наличие своеобразных местных форм стремян - ременных, деревянных, металлических, их сосуществование в течение веков у народов с разными хозяйственными укладами снимают необходимость поисков народа - «изобретателя стремян».

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Седло для лошади является важнейшим элементов, необходимым для комфортной езды верхом. Поскольку для его изготовления требуется много ручного труда и высокий уровень мастерства, этот предмет амуниции является самым дорогим. В древности всадники использовали в его качестве обычную попону, которую крепили к животному с помощью ремней. Со временем конструкция все больше усложнялась в угоду удобства человека.

Видов седел достаточно много. Это связано с тем, что верховые лошади используются по-разному. Конструкция этого важного элемента верховой амуниции и его правильная подгонка напрямую влияют на посадку наездника и, соответственно, на движения животного.

Основу любого седла составляет твердый каркас (лошадники называют его ленчик).

Его обычно делают из дерева, иногда – из металла. В прошлом использовалась только береза, но сейчас для изготовления ленчика применяют пластмассу и клееную древесную плиту. Именно от формы ленчика зависит, как будет выглядеть готовое седло, которому окончательный вид и форму придают при помощи шерстяных либо синтетических материалов. На заключительном этапе седло обтягивают высококачественной кожей, что значительно увеличивает его цену.

Какие бывают виды седел?

Разные конструкции и формы седел предназначены для разных целей. В основном различия связаны с применением в разных видах конно-спортивных соревнований (скачки, конкур, выездка и так далее). Кроме того, седла делятся на профессиональные и ученические.

Седло универсальное

Как понятно из названия, самый распространенный тип. Его можно использовать для любого вида верховой езды – от обычных неспешных прогулок до спортивных соревнований и конной охоты. Такие седла часто удешевляют за счет применения в их изготовлении недорогих синтетических материалов, что делает их более доступными по цене

Спортивные виды седел

Основными видами среди таких седел являются скаковое, выездковое, конкурное и троеборное.

Скаковое. Во время скачек посадка жокея похожа на обезьянью. Он практически все время стоит в стременах, не касаясь ягодицами седла. В связи с этим конструкция предусматривает почти плоское сидение и сильно укороченные путлища. В настоящее время самой популярной является конструкция Джеймса Слоуна, который был первым, кто проехал с такой посадкой. Кроме того, скаковые седла бывают тренировочными и для самих соревнований. Конструкция – одинаковая, но второе – более легкое.

Выездковое для прыжков не подходит. Его конструкция предусматривает езду по плоской ровной поверхности. У него более прямые и длинные крылья, что дает возможность плотно прижать шенкель к боку животного. Кроме того, у такого седла более длинные приструги, а подпруга, наоборот, укорочена.

Конкурный тип отличается более выступающими крыльями, что дает возможность наезднику в время прыжка лошади упереться ногой и, тем самым, сохранить равновесие.

Троеборное во многом похоже на универсальное и, в принципе, вполне подходит для большинства видов езды верхом. В настоящее время большой популярностью пользуются седла конструкции Мэри Кинг. Они позволяют перемещать коленные подушки, изменяя и корректируя форму.

Для игры в конное поло седла имеют особую форму. Сидения у них – практически плоские, а коленных и бедренных валиков – просто нет.

Дамские

Этот вид элемента амуниции относится к разряду демонстрационных. Такое седло было разработано с одной лишь целью – чтобы женщина на лошади смотрелась максимально элегантно и красиво.

Идея его создания родилась в эпоху Средневековья, с его строгими нравами. В тем времена этикет не позволял дамам расставлять ноги пои езде, и они держали их с одной стороны лошади.

Дамское седло для лошади

Современные эмансипированные женщины ездят в обычных седлах, а дамские в основном используются на различных костюмированных шоу и показательных выступлениях. Левая нога дамы при этом находится в стремени, а правая – лежит на передней луке седла. Чтобы избежать соскальзывания наездницы, сидение обивается либо замшей, либо оленьей кожей. Многие говорят, что ездить в нем – не самое удобное занятие.

Охотничье

Тоже относится к группу демонстрационных аксессуаров, так как по назначению практически не применяется.

Эта конструкция отличается увеличенной глубиной сидения и более выпуклыми коленными подушками. Это делает посадку максимально устойчивой. Ранее, когда лошадей активно использовали на охоте, всаднику часто приходилось бросать поводья, чтобы выстрелить в зверя. Кроме того, такая конструкция была удобна для преодоления препятствий.

Главная цель таких конструкций – чтобы всадник мог максимально долго не слезать с лошади.

В эту группу входят следующие виды седел:

  • походное;
  • пастушье австралийское;
  • кавалерийское;
  • ковбойское;
  • военное;
  • парадное.

В походном, к примеру, увеличено количество набивочных материалов. Это позволяет значительно снизить нагрузку на спину животного.

Седло охотничье

Пастушье заботится о комфорте не только лошади, но и человека.

Особняком стоит ковбойское седло. Его основное отличие – очень высокая (по сравнению с задней) передняя часть. Это дает возможность наезднику удерживаться в нем при резких остановках. Кроме того, у такого седла – только одна подпруга и довольно глубокое сидение. Такая форма наилучшим образом подходит для комфортной езды на длинные дистанции.

Главное отличие военных седел – их высокая прочность, которая достигается тем, что для их изготовления используют металл.

Как сделать седло для лошади своими руками

Дело это – весьма кропотливое, требующее определенных навыков и умений. При изготовлении учитываются сфера будущего применения и габариты животного. С нуля сделать седло новичку очень сложно, поэтому лучше все-таки его купить.

Ну, а если все-таки хочется попробовать свои силы в этом непростом ремесле – дадим несколько полезных советов.

Ленчик

Ленчик – начало начал любого седла. Ранее его делали из дерева, сейчас нередко отливают из пластмассы. Лучше всего подобрать готовый, сделанный мастером в заводских условиях. Если такой возможности нет – придется попробовать сделать ленчик самому.

Перед началом работы снимите мерки с лошади. Для этого нужно взять нержавеющую проволоку и прямо на спине животного сформировать из нее каркас. Для этого положите проволоку на холку и, слегка надавливая, сформируйте из неё форму лошадиной спины. После этого кладем полученный контур на картон и обводим его. Это и будет заготовка для будущего макета.

Полученные контуры вырезаем и уже их прикладываем к спине коня. Это нужно для проверки правильности размера и формы. Все сошлось – идем дальше.

Проводим необходимые замеры: самая высокая точка холки; место под переднюю луку; точка, где кончается задняя лука; спинной изгиб.

Сейчас ленчики делают в основном из дерева или клееной фанеры, из которых при помощи специальных инструментов вырезают общую форму. Поскольку в ней – много изгибов, понадобятся также наждачная бумага и лобзик.

Готовый ленчик еще раз прикладываем к спине и проводим окончательную подгонку.

Внутренняя обивка

Берем поролон, складываем в несколько слоев и вырезаем по форме ленчика. Края обивки должны немного выступать.

После этого к ленчику крепится фанерная форма, а уже на нее – поролоновая обивка. Прибиваем гвоздями с тем расчетом, чтобы они дошли до самого ленчика.

Внешняя обивка

Осталось лишь сделать внешнее покрытие. Для этого обычно используются либо кожа, либо кожезаменитель.

С кожей работать сложно. Её сперва необходимо распарить, и только потом подогнать по форме и размеру и натянуть. Если опыта кожемяки у Вас нет, можно использовать другой прочный материал – плотную грубую ткань либо шерстяной коврик. Правда, такая обивка потребует частой замены, так как будет быстро стираться.

Датировка эволюции женского седла - не точная наука. Очевидно, что годами после введения новшеств, многие женщины еще ездили на старых седлах и некоторые сельские и провинциальные мастера, в отличие от мастеров в модных городах, все еще делали их в устаревших вариантах.

Таким образом, много лет после того, как были изобретены третья лука(поддержка для прыжков) и балансирующий ремнь для большей безопасности езды, дам в 1850 г. и после можно было видеть в седлах моделей, появившихся до 1830 г. Конечно, у многих седел 1870-ых, 1880-ых, и двадцатого века не было балансирующих ремней - возможно, больше из эстетических соображений, чем по каким-либо иные причинам - и их седла были свидетельством тому, как размещались луки на более ранних моделях.
Тем не менее, большинство женщин хотели быть модными и современными, и хотели, чтобы такими их видели окружающие, и большинство седел может быть разнесено по соответствующим этапам их истории.

От средневековья к Елизаветинской эпохе

История возникновения женского седла берет свое начало в IX веке и когда-то благородную посадку «по-дамски» называли королевской. Мы можем представить его по гравюрам, картинам, греческим вазонам и древнеримским барельефам. В начале оно представляло собой просто мягкую седельную подушку, привязанную к спине лошади, для того, чтобы ее жесткий хребет не беспокоил всадницу. Они могли иметь ухваты для рук, стремена и кожаные ремни для прикрепления к мужскому седлу. Чаще всего средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.
Позднее подушка трансформировалась в громоздкое неуклюжее сиденье с высокими спинками, в котором прочно привязанная к нему дама могла лишь любоваться окрестными пейзажами, да спиной слуги, ведущего под уздцы ее скакуна.Ранние варианты выглядели как небольшие мягкие сиденья и уже в 9 веке к ним была добавлена небольшая опора, которая называлась планшет. Теперь всадница имела возможность увереннее держаться в седле и контролировать движения лошади, а не просто быть пассажиром

Потом прародитель бокового седла дошел до Анны Богемской, которая, как считается, привезла его в Англию в 1383 г. в год замужества с Ричардом II, хотя в соответствии со статьей в журнале Мир Женщины (Woman"s World) в 1889, некий Mr. Wright свидельствовал, что видел англо-саксонские гравюры по дереву, с седлами, в которых ездили женщины.

До прибытия Анны Богемской широко использовались седельные подушки, и это продолжалось до XVIII столетия. Ранние боковые седла, такие, как у Анны Богемской, были не больше чем плоским сидением с платформой для ног, известной как "planchette"("дощечка", фр.), и в отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности на них можно было ехать только очень медленно, часто лошадь при этом вел слуга.
Отсюда появилось "кресло" для верховой езды, с ухватом, или рогом, с одного или обоих концов седла. Дама, все еще сидя полностью сбоку, могла облокотиться о поддерживающую планку сзади, и седло могло использоваться на любой стороне лошади. Такие седла использовались вплоть до XIX века включительно.

Изобретение второго рога, за который дама держалась правой ногой, в XVI в., приписывается Катерине Медичи. Таким образом, впервые в истории дама в седле оказалась лицом вперед, хотя гравюры 1497 г. и 1504 г. Альберта Дюрера показывают дам в седлах, сидящих лицом к линии движения задолго до изобретения второго рога Екатериной Медичи. Кто бы не был ответственен за новый дизайн, он означал более безопасное положение в седле, и давал женщинам возможность самостоятельно управлять своими лошадьми, позволяя им ездить с большей скоростью.
Королева Елизавета I Английская выезжала в дамском седле на церемониальные мероприятия, и, как изображено на некоторых гравюрах, так же на соколиные охоты. Естественно, это "седло королев" стало считаться правильным для дамской езды, и леди, выезжавшие в мужских седлах осуждались за их недостаточную нравственность.

Cедло Елизаветы с рогом в виде лебединой шеи;

XVI и XVII века

Седла XVI и XVII вв. были по большей части вариациями плоских сидений, хотя теперь более обращенными к голове лошади, некоторые имели планку для спины, некоторые нет. У большинства был центральный рог для ноги и достаточно часто второй рог слева. Поскольку в XVIII столетии женщины все чаще ездили лицом вперед, дощечка Planchette, такая полезное при езде полностью сбоку, стала уступать место стременам различной форме.


Ранние боковые седла были неудобны как для лошади, так и для ездока, несмотря на богато украшенные попоны и другие драпировки.

Практически не делалось усилий, чтобы закрепить седло - чаще всего были только хомут для закрепления на шее лошади и подхвостник. Седла строились на каркасе мужских седел и металлеская основа для рогов просто прикреплялась болтами спереди.
Седла того времени часто чем-нибудь покрывались или обшивались. У богатых дам они могли быть очень дорого и искусно отделаны. Красные бархатные и серебряные украшения для дамского седла, проданные на аукционе Сотбис в Лондоне в 1998 г. включали в себя чепрак, отделанные бахромой стремена, отделку седла серебряными нитями, кистями и бахромой, кожаную уздечку с бархатной и серебряной отделкой и подхвостник. Седло было сделано для жены сэра Томаса Вайза, Высокого Шерифа Девона в 1638 г., и, вероятно, использовалось для церемониальных событий, а передняя часть попоны имела даже украшенные бахромой кобуры, поскольку использование пистолетов дамами было обычно в то время для самозащиты на опасных дорогах Англии XVII в.
Подобным образом украшенная попона дамского седла хранится в английском Exter Rougemont Museum of Cloth и она относится к середине или концу XVII в.. Она так же сделана из красного бархата с вышивкой серебряными нитями и аппликациями из атласа. По всем краям отделанная шелковым и серебряным плетеным шнуром, она также имеет стилизованные украшения в цветочных мотивах по углам. Седло подбито натуральной шерстью и обточено цепными стежками, по краям отделано широким плетением. Чепрак сделан из грубой хлопковой ткани.