Военное дело индейцев северной америки. Холодное оружие. Дубины и палицы североамериканских индейцев Боевой индейский нож

tex 29.01.2007 - 17:19

Где можно почитать поподробнее про боевой холодняк, применяемый индейцами, кто знает? Вопрос навеян недавным просмотром фильма Apocalypto 😊 Там разные образцы показаны.
Но более всего меня давно мучит вопрос, что за оружие использовал один из героев фильма "Последний из могикан" (1992г.)? Там он рубит врага необычным широким изогнутым Г-образно подобием двуручного меча, не совсем понятной конструкции, с лямкой для носки. Может кто то подскажет, что это за оружие такое? Вот кадр из фильма, где последний из могикан со своим любимым оружием во время поединка:

Thom 29.01.2007 - 17:25

Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой

bayan 29.01.2007 - 17:39

По-моему это томагавк в его первоначальном виде. Лопатку лося или кабана какого-нибудь к палке привязали, край о камень заточили и вперёд-головы снимать.

тов.Сухов 29.01.2007 - 17:46

специально для кино,для зрелищности выдумали такую стильную шнягу.

Sommelier 29.01.2007 - 19:01


Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы

Sommelier 29.01.2007 - 19:21

да, чуть не забыл, называется она почему-то просто "боевая дубина" (war club)

мак 29.01.2007 - 19:25

Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть.... В фильме, кстати, все весьма достоверно, только деревянные палицы и обсидиановые ножи, плюс копья, тоже деревянные, замечу. Вязали пленников лианами и т.д., т.е. в фильме соблюдена историческая правда по большей части. Железо привезли с собой европейцы, а до этого наши американские друзья весело и беззаботно жили в позднекаменном веке, по-научному - энеолит.

tex 29.01.2007 - 20:54

Sommelier
Эта "шняга", как вы говорите, встречается довольно часто на картинках и в фильмах про индейцев, которые снимало ГДР в 70-80-х.
Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы
Большое, спасибо! Это именно она! Интересно бы поподробнее разузнать про это оружие.
Thom Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой
Я тоже было про ружьё сначала подумал, но он этой штукой врагов на бегу режет в фильме, и звук такой как от бритвы 😊
мак Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть....
Хм..., а кто говорил про железо, применительно к Апокалипто?

tex 29.01.2007 - 21:07

Тамагавк с железным зубом, это из уже фильма "Последний из могикан", события относятся к другому периоду. Анонс к фильму начинается со слов: "1757 год. Англо-французская война за американские колонии в самом разгаре...."

bulawog 30.01.2007 - 01:09

Кстати,читал где-то любопытную версию,что вид таких боевых дубинок индейцы скопировали с европейских ружей,чтобы,так сказать,сделать их более угрожающими и эффективными.

мак 30.01.2007 - 09:47

Правильная версия, могу ее развить: первые такие дубинки были обычными европейскими ружьями, которые индейцы использовали как дубинки, если им удавалось их отнять у владельцев. После того, как приклад отлетал от ствола после нескольких сильных ударов и получалась такая дубинка. Не надо забывать, что индейцы в массе своей были людьми каменного века, оставшиеся в бассейне Амазонки племена показывают их тогдашний уровень, а все американские цивилизации были созданы пришлыми людьми типа викингов, осевшими на территории Америки и подчинившими местные племена, поэтому все эти цивилизации, не имевшие местных корней и исчезали вскорости без следа и видимых причин.

Скромный 30.01.2007 - 12:26

Mac, вы все же не совсем правы. Давайте не будем валить всех индейцев в одну кучу иже это все-таки были разные культуры, и находились на разном уровне развития. И все они возникли и развивались исключительно в местных условиях. Ни одной культуры, созданной выходцами из Старого Света в Америке до сих пор не обнаружено, говорить можно только об отдельных спорных элементах внешнего влияния. Викингов я бы вообще не упоминал всуе, т.к. они вообще никак в Америке не отметились кроме самого факта посещения. Да, большая часть американских культур - неолит, в лучшем случае уровень медного века или даже бронзы. Но это не значит, что каменные и бронзовые культуры не могут достигать высокого уровня развития и у них не может быть своих достижений. На момент конкисты европейцы столкнулись минимум с двумя цивилизациями имперского порядка - ацтеки в Мезоамерике и инки в Южной (о майя сознательно не говорю, на то время они находились в упадке). Отставали от Старого Света, прежде всего технологически - но в ряде областей не уступали, а то и превосходили - сельское хозяйство (достаточно сейчас открыть холодильник 😛), астрономия, монументальное строительство, изобразительное искусство (прежде всего у майя), государственное устройство (у инков). Американские цивилизации находились на уровне древних Египта и Месопотамии, у них была своя богатая история с войнами, подъемами и падениями, отставание можно объяснить естественными причинами которые не буду перечислять, прежде всего - это местные особенности и условия.

Теперь по оружию. В ветке речь пошла о североамериканских индейцах и о европейском влиянии, а "Апокалипсис" - не то, это как раз доколумбова Мезоамерика.

Основной холодняк древней Мексики - это деревянная основа, на которой закреплены рубящие или режущие элементы из обсидиана (вулканическое стекло). Известно и используется название из языка науатль (ацтекская империя) - "маквакуитл" или "макуаитль" в разной транскрипции. Маквакуитл мог иметь разную форму и устроиство, в зависимости от культуры и времени. На конце деревянной рукояти крепилась плоская обсидиановая пластина, тогда оружие напоминало североамериканский томагавк. Пластин могло быть и больше, иногда они крепились с двух сторон. Ацтекский маквакуитл сделан по типу меча, и в бою использовался как меч - в деревянную основу в форме доски с рукоятью вставлялись рубящие обсидиановые кромки, на конце - обсидиановый же шип, для колющего удара. Кстати, в "Апокалипсисе" такие мечи ни к чему бы, это всеж не оружие майя.. Использовались и дубины, утыканые обсидиановыми шипами по типу палицы - Кортес упоминает их у своих союзников, индейцев Тласкалы. Инки тоже использовали подобные палицы.

У майя основное боевое оружие - копье, ударная сила - отряды копьеносцев. Диего де Ланда утверждал что оружия подобного маквакуитлу на момент прихода европейцев у майя не было, однако на фресках и статуэтках майя более раннего времени они встречаются. Скорее всего, это влияние тольтеков и сапотеков, неоднократно грабивших и завоевывавших Юкатан.

Маквакуитл - штука по своему эффективная, но выходить с ним против стального меча или шпаги, тем более в руках закаленного и пассионарного испанца...хмм...

А вообще индеец - это не национальность, а состояние души 😊

мак 30.01.2007 - 16:35

Ну так я и пишу - дерево и обсидиан. А про состояние души - так я сам в душе индеец, причем первобытный...

Скромный 30.01.2007 - 18:28

Индейцы - рулят 😊 Хотя я сам как-то больше тяготею к Мезоамерике, ну да это вопрос личных пристрастий...

tex 30.01.2007 - 18:39

Мне все мысли, про аналогии форм этого томагавка с формами трофейных европейских ружей, тоже кажутся не беспочвенными. Форма приклада очень напоминает древние мушкеты, а зуб - затворный фитильный, а позже кремневый, механизм. Возможно, действительно, индейцы трофейные мушкеты использовали именно как дубины, и им эта форма настолько пришлась по вкусу, что они почти всё старательно скопировали, включая приклад, курок, цевьё и даже плечевой ремень не забыли 😊

Любопытная форма у этого зуба, она не совсем типичная для лезвия топорика, такого как томагавк. Она мне очень напоминает зуб гиганской белой акулы, практически полноразмерная копия (не считатя щелевых вырезов), который я видел в музее и окаменевшие остатки которых можно до сих пор найти в отложениях мелового периода. Он, был точно такой же формы, как и зубы современных белых акул: по краям усыпан мелкими зубчиками, которые остры как бритва и могут легко резать бумагу, в тоже время сечение и профиль позволяют легко наносить колящий удар легко и выдёргивать оружие.

У более древнего холодного оружия каменного века - рубила, аналогичная форма. Возможно индейцы найденные ископаемые акульи зубы тоже использовали как прототипы при массовом исготовлении холодняка? Уж больно похоже, и придумывать ничего не надо, только копируй в точности то, что природа вылизала за миллионы лет как наиболее точную форму для колюще-режущего удара целюстей самого соврешенного морского хищника 😊

Кроме того, где то давно, видел в музеях палицы аборигенов Австралии и осровов Тихого океана, они были усеяны зубами современных акул. Так что акульи зубы идут в дело и без всяких переделок, так где они есть, конечно.
Вот такие вот мысли пришли в голову. Не ругайте строго, если кому то покажется излишней фантазией 😛

мак 30.01.2007 - 18:46

Что такое Мезоамерика я, честно говоря, не петрю, но душой я с Вами.

Скромный 30.01.2007 - 19:04

Под понятием Мезоамерика обычно подразумеваются американские доколумбовы цивилизации современной Центральной Америки, от Мексики до севера Колумбии. Разные культуры, росли, поднимались, воевали, падали - но не теряли связи между собой, хранили историческую и культурную традицию (погибшую с приходом европейцев...) Корень их - цивилизация ольмеков, юг Мексики, дальше - понесло: майя, прошедшие несколько стадий развития и неоднократно менявшиеся, теотиуакан, тольтеки, миштеки, сапотеки, ацтеки наконец. Колумбийских муисков тоже можно отнести к культурам Мезоамерики, хотя они уровня государственности не достигли. Нужно отметить, что цивилизации Южной Америки - культуры мочика, наска, тиауанако, инков и проч. - к Мезоамерике не относят. Они не менее достойны - но развивались самостоятельно, в полной изоляции, и связей с Центральноамериканскими цивилизациями не имели, потому и рассматриваются отдельно.

Fet 30.01.2007 - 19:20

Интересная штуковина, которая на ружье похожа. Может, действительно, передрали просто. Широкая и плоская на конце - это я понимаю зачем, что бы утяжелить конец, не увеличивая парусности, если как-то логически обосновывать форму. А вот чего не понимаю - зачем поражающий элемент так далеко от края? Неудобно же, наверное. И зачем он смотрит в сторону, если смотреть от держащего эту палку? На топорах или европейских аналогах с клювом он как раз загнут к владельцу устройства. Удар то - нечто, близкое к окружности по траектории. А тут в другую сторону - зачем?

Кстати, а есть у кого-нибудь адекватная картинка этого, маквакуитла, или как его там? Интересно было бы поглядеть, чего там за камушки и как они сидят.

Скромный 30.01.2007 - 19:59

Fet 30.01.2007 - 20:02

Спасибо, любопытно.

tex 30.01.2007 - 20:16

Действительно, познавательно. Спасибо за ссылку.
Рискну предположить, что "камушки", это головки "заклёпок", фиксирующие зуб в массиве дерева.

мак 30.01.2007 - 21:03

Да, в общем все то же: палка-копалка и обдрюченный камень - обсидиан. Каменный век, он и в Америке - каменный век. Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое. "Експедисия"..... понятно, почему эта цивилизация пала под ударом нескольких десятков слегка вооруженных испанцев, якуты и то дольше продержались. Я все же думаю, что все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями, недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить. Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Скромный 30.01.2007 - 23:12

мак
Каменный век, он и в Америке - каменный век.

Опять же осмелюсь не согласиться. Каменный век - понятие очень растяжимое. Практически у всех народов, относимых к эпохе бронзы - по-прежнему доминировали неметаллические орудия. Например Египет времен Древнего Царства, пик, строительство Великих Пирамид, цивилизация, которой подражали тысячелетиями - бронзу знали и широко использовали, но большинство инструментов - все равно каменные...

Палка-копалка. Я бы порекомендовал пожарить на ужин картошки (потато) на подсолнечном масле (подсолнух - косочитль), и для вкуса добавить кетчуп из томатля. И сигарету выкурить. Все это создали доколумбовы индейцы, палкой-копалкой...

Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое.
Ну, тут сложнее и намного интереснее. Человеческие жертвоприношения практиковали все доколумбовы цивилизации Америки, но ацтеки поставили это дело на широкую ногу, совершали их массово и многотысячно. Дело в том, что они впервые в истории создали государственную службу защиты мира от глобальных природных катастроф 😛 (кстати, современная цивилизация только подходит к этому 😉) Как известно, каждое утро могущественный колдун Уицитлопочтли, создавший человеческий род и покровительствующий ему, вступает в бой с силами тьмы и ночи чтобы над миром взошло Солнце. Он же помогает Солнцу восходить. Мощь темных сил велика, богу нелегко каждое утро биться с ними... А если однажды он не справится, не выстоит против ночи, утро не наступит и солнце не осветит Землю? Люди просто обязаны помочь Уицитлопочтли в его трудной борьбе, морально поддержать его цветами и песнями, подкрепить его силы духом многочисленных жертв. Дело хорошее, нужное 😊 И желательно жертвы приносить повыше, на вершине пирамиды, ближе к небу и богу, дабы дух не терялся...

Кстати, сам с интересом посмотрел бы на ритуальное оружие ацтеков.

все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями

Нет, однозначно. До сих пор в Америке не найдено ни одного ДОСТОВЕРНОГО предмета, который можно идентифицировать с доколумбовым периодом и Старым Светам. Есть совпадения в художественных элементах некоторых культур, совпадения слов и терминов - но не более. Контакты в обоих направлениях однозначно были, но одиночные, и глобальных следов не оставили.

недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить.

Да, легенда о Великом Пернатом Змее, и у ацтеков,и у майя, и у других в Мезоамерике, у инков не было. У мексиканских индейцев - Кецалькоатль, у майя - Кукулькан, бородатый белый бог, приплывший со спутниками на крылатом (парусном?) корабле с востока, и вроде даже крест упоминался. Оставил по себе хорошую память и обещал вернуться. Эта легенда была широко распространена и сильно расслабила индейцев при встрече с испанцами, они просто не ждали от белых такой подлой агрессивности. Безусловно, след какого-то контакта (уверен что не викинги) - но идентифицировать сложно. Материальных свидетельств - никаких. Признаков передачи культурной традиции или технологических заимствований - тоже. Время также не датируется. Образ Пернатого Змея запутан еще и религиозными, и историческими моментами. Кецалькоатль одновременно одно из трех верховных божеств ацтекского пантеона, вполне местное по атрибутам. Кукулькан майя - еще и реальная историческая личность, один из правителей Тулы (центра цивилизации тольтеков), был оттуда изгнан, и о нем есть своя стихотворная легенда...

Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Неандертальцев в Америке никогда не было, только наш вид homo sapiens. Уверяю, пирамиды там строили вполне цивилизованные люди. Индейцы 😊

Mika_Belov 31.01.2007 - 05:42

Скромный, опоздал к началу разговора,
+5
Добавлю только -
ВЫ МОЛОДЕЦ!!!

Скромный 31.01.2007 - 10:52

Спасибо, Mika_Belov, право же не за что меня так 😊

Strelezz 03.02.2007 - 14:55

мак
Ну ладно, эта дискуссия здесь не к месту, останемся каждый при своем мнении, при всем моем уважении к оппонентам. Но в душе я - индеец.

.
Согласно твоей же теории 😛 думается, что индейцы просто пролюбили стволы своих древнеиндейских мушкетов. (Снятых после очередной войны) 😀
И пришлось биться тем чем осталось... Воодушевленные экономией пороха и эффективностью девайса о стволах полностью забыли...

мак 04.02.2007 - 09:54

Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

Strelezz 04.02.2007 - 11:00

мак
Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

.
Сроду бы не допер! Голова!!! 😊

мак 04.02.2007 - 11:52

unecht 05.02.2007 - 18:09

По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

мак 05.02.2007 - 19:11

И эти люди говорят мне о навороченной индейской цивилизации.... дикари-с.

Strelezz 08.02.2007 - 03:00

unecht
По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

Ну да. Дикари, они везде дикари. 😊
Вот только непонятно, почему-же они штык-то не скопировали? 😀

Strelezz 09.02.2007 - 04:37

Наверняка достаточное оружие для случаев когда на бойце -
" ... ничего, помимо бус " 😀

Gambler 09.02.2007 - 10:06

Не совсем в тему, наверное, поскольку эти дубинки - полинезийские. Самоанские, точнее. Но, по-моему рациональное оружейное зерно в них тоже есть. Как и древность замысла. Особенно в той слева, с крючком для зацепа шеи. Прошу также прощения за не очень удачное фото с лишними предметами в кадре.

Скромный 09.02.2007 - 11:58

И как после этого можно осмелиться назвать полинезийцев дикарями?
Искусство более чем высокого класса...
Я бы не назвал полинезийцев и маори соседями, скорее маори - одна из групп полинезийского этноса.

эмден 09.02.2007 - 12:09

я имел в виду географические "соседи" 😊

Скромный 09.02.2007 - 12:28

Безусловно 😊

relikt 11.02.2007 - 12:16

А что это за "флюгер" на двух последних фотографиях?

эмден 11.02.2007 - 19:34

незнаю 😊 помесь копья с чем-то.информации по маори мало, фоту я с новозеландского форума вытащил.

14771 14.02.2007 - 11:36

Gambler
В реальной жизни маори довольно ублюдочный народец. Что-то вроде цыган. Ленивые, часто грязные и склонны к воровству. Хотя государство о них заботится так, как из нас никому и не снилось.

если в паспорте записать - "немножечко майори", гос-во заботится будет? я тоже ленивый и склонный к воровству. а также часто грязный - особенно на охоте и рыбалке.

мак 14.02.2007 - 20:38

Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Gambler 14.02.2007 - 22:05

мак
Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Ну и зачем вам такая экзотика? Становитесь просто цыганами. Принципиальной разницы абсолютно никакой, но значительно ближе к российским реалиям. 😛

мак 14.02.2007 - 23:59

А я и так цыган, экзотики хотца, чтоб под пальмой с бананом в одной руке и кокосом с заброженным соком в другой. И чтоб представительница под бочком, пока сама бочкой не стала. И чтоб юбка из пальмовых листьев на мне, чтоб юбка, а иначе - душа не отогреется. А цыган, так что цыган, вот он - мой табор.

BeardMax 15.02.2007 - 02:45

А дубина Чингачгука, скоторой началось обсуждение, действительно имитирует ружейное ложе. Более того, по-английски она так и называется: Gunstock War Club.
Первоначально это была просто палица с "зубом"

А с приходом европейцев трансформировалась в подобие ружья.

Gambler 15.02.2007 - 08:44

У меня когда-то давно, еще в московском детстве, был настоящий "сарбакан". Отец привез из Перу в начале 70-х. Его американского приятеля-вертолетчика однажды случайно занесло к каким-то совсем примитивным индейцам в то время еще практикующим каннибализм. Из их деревни он взял и подарил отцу этот самый "сарбакан" и вдобавок еще пару сушеных голов размером с кулак. Вертолетчик утверждал, что еще пара десятков подобных голов сушилась на кольях торчащих возле хижин. На этих двух головах оставались и волосы, и брови, и даже ресницы. Обе были мужскими, насколько я понимаю. Костей не было, только набитый какой-то травой кожный покров для сохранения формы, без всяких швов и разрезов и аккуратно обрезанный по линии шеи. Веки сохранены, но глазницы пустые. Сама же трубка была длиной примерно 2,3 - 2,4 метра. Может и больше. Точно помню, что вертикально поставить ее на пол в нашей квартире мы не могли - потолок мешал. Стрел к нему не было. Из чего была сделана сама трубка не очень понятно. Ее наружный диаметр был около 4.5-5 сантиметров в самой широком месте у мундштука и она плавно сужалась до примерно 2,5-3 сантиметров у "дульной" части. По всей длине трубка была обмотана длинными тонкими полосками древесной коры типа луба и обмазана чем-то вроде смолы. Темного, почти черного цвета, немного в красноту. Мундштук был костяной, из полированной трубчатой кости человека или крупного животного. Размер отверстия около двух сантиметров. Отец подозревал, что из фрагмента берцовой кости человека и даже носил в одну из лабораторий к себе на работу, но разбирать для полного анализа не стали, методики ДНК исследований тогда еще не было, хотя было сделано заключение, что структурно кость похожа на человеческую.

© 2020 Данный ресурс является облачным хранилищем полезных данных и организован на пожертвования пользователей сайта forum.guns.ru, заинтересованных в сохранности своей информации

Традиционное оружие

Степные индейцы имели довольно разнообразное вооружение. В ближнем бою использовались ножи, палицы, дубинки, кистени, копья. Цель на расстоянии поражали главным образом из лука. Однако применялись и копья, и метательные томагавки - топорики, которые вместе с огнестрельным оружием поставляли индейцам европейские торговцы. Предки степных индейцев использовали в древние времена копьеметалку и духовую трубку, но так как степная культура сформировалась, когда индейцы уже познакомились с огнестрельным оружием, то необходимость в неэффективных и архаических видах вооружения полностью отпала. Совсем другое дело лук и стрелы.

Лук и стрелы

Почему лук сохранил свое значение? Во-первых, ружья хоть и были доступны, но стоили дорого, к тому же индейцы не могли их чинить и, естественно, производить. Хороший же лук мог сделать практически каждый воин, не говоря уже о профессионалах, которые изготовляли на заказ высококачественные и красивые луки и стрелы. Лук имел и другие преимущества. Для него не требовалось пуль, пороха, капсюлей; не уходило много времени на перезарядку. По стреле было несложно определить, чей выстрел достиг цели. Стрелы могли использоваться не один раз. Кроме того, выстрел из лука бесшумен, что зачастую очень важно, особенно на охоте и в «партизанской» войне, которую вели индейцы. Стрелы можно было посылать из укрытия по высокой и длинной дуге, чтобы они падали сверху.

Если в открытом бою лук использовался наравне с ружьем, то на охоте индейцы неизменно отдавали предпочтение луку и стрелам. Обычно индейский лук был небольшим - 1 метр или чуть больше. Простой деревянный изготовляли из ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника. Иногда такой лук укреплялся сухожилиями, проложенными вдоль его плечей. Более сложный, комбинированный лук состоял из деревянной основы и роговых накладок, также укрепленных сухожилиями. Для этих накладок применяли полосы, отщепленные от лосиных рогов, распрямленные рога горного барана или китовый ус, который выменивали у отдаленных племен западного побережья. Самый прочный и мощный лук делали целиком из рога. При изготовлении составного лука индейцы использовали клей, сваренный из бизоньих или оленьих копыт. Часто лук обматывали сыромятной кожей, иногда на него надевали, как чулок, шкуру гремучей змеи. Отделка и украшения были самыми разнообразными - цветная ткань, мех горностая, иглы дикобраза, раскраска и прочее.

Тетивой обычно служили сухожилия, взятые с позвоночника бизона.

Стрелы были разной формы - в основном это касалось наконечников, тупого конца стрелы и выреза для тетивы. Длина стрелы выбиралась индивидуально, как правило, она равнялась длине руки владельца - от подмышки до кончиков пальцев.

Наконечники первоначально изготовляли из камня или кости; позднее индейцы научились вырезать их из листового железа. Наконечники имели треугольную форму, изредка ромбовидную. Стрелы для охоты на птиц или белок были без наконечников - этих мелких существ поражал просто мощный удар, от которого дробились кости.

Для стабилизаторов применялись подрезанные перья. Их всегда было три, и располагались они равномерно относительно друг друга. Каждый индеец мог раскрашивать стрелу на свой вкус - это помогало безошибочно определять владельца, но существовали и раскраски, присущие какому-то определенному племени. Например, стрелы Чейеннов имели три волнистые линии, нанесенные по всей длине от перьев до наконечника.

1. Форма обычного (неукрепленного) деревянного лука

Вид сбоку, спереди и сечения.

2. Сечения луков:

б) Навахо (с сухожилиями)

г) Сиу (с рогом и сухожилиями)

д) Чиппева

е) Не-Персе (с сухожилиями)

ж) Тонкава, Арапахо

з) Шошоны (с сухожилиями)

и) Пуэбло

к) Пайюты (рог)

3. Изготовление лука из рога:

а) рог горного барана:

б) рог оленя;

в, г) склеивание лука (вид сверху и сбоку);

д) окончательный вид.

4. Плетение тетивы из сухожилий

5. Крепление тетивы на верхнем и нижнем концах лука

6. Формы концов лука:

а) Сиу, Арапахо

б) Чейенны

в) Хидатса

7. Формы кожаных нарукавников для защиты от ударов тетивы

8. Схема, показывающая упругость у луков разной конструкции в положении без тетивы

Контуром показано положение с тетивой:

а) обычный деревянный лук;

б) деревянный лук с двойным изгибам и малым качествам сухожилий;

в) лук укрепленный большим количеством сухожилий;

г) рог горного барана, сухожилия;

д) лук из рога - упругие плечи и не гнущиеся «уши».

9. Различные формы луков

Воин Тетон-Сиу экипирован луком и стрелами, томагавком, ножом, щитом и палочкой для ку. 1870-е годы

1. Варианты крепления наконечников:

а) каменный; б) железный; в) костяной

2. Стрелы: а) Чейенны, б) Сиу; в, г) Апачи

3-6. Наконечники стрел

3. Костяные наконечники.

4. Деревянные концы стрел для охоты на птиц или белок.

5. Каменные наконечники.

6. Железные наконечники (Тетон-Сиу).

7-8. Хвосты стрел

7. Хвосты стрел с вырезом для тетивы (вид с двух сторон): а) Чейенны; б) Баннок; в) Кэддо; г, д) Сиу; е) южные равнины.

8. Варианты расположения стабилизаторов (вид с торца).

Колчан для стрел и чехол для лука изготовляли из меха выдры или бизоньей кожи. Обычно их скрепляли вместе и носили за спиной над правым плечом. Когда отправлялись на войну, стрелы иногда укладывали» наконечниками» вверх, чтобы беспрепятственно и быстро их достать. Порой при стрельбе индейцы пользовались нарукавником, который защищал запястье от ударов тетивы.

КОЛЧАНЫ ДЛЯ СТРЕЛ И ЛУКОВ:

1. Чейенны (вторая половина XIX века)

2. Ассинибойны (вторая половина XIX века)

3. Кроу (1833 год)

Вот некоторые характеристики индейского лука. Чейеннский: длина - 114 см, натяжение - 51 см, дальность выстрела - 150 м, сила, необходимая для натяжения - 30,5 кг. Апачский: длина - 104 см, натяжение - 56 см, дальность выстрела - 110 м, сила для натяжения - 12,7 кг. Однако всё это довольно приблизительно - индейский лук имел множество вариантов, даже в одном племени у этого оружия бывали существенные различия.

Вот пример, нагляднее цифр показывающий мощность индейского лука. Во время охоты на бизонов хорошим считался охотник, сразивший огромное животное двумя-тремя стрелами. Великолепный результат - убить бизона одним выстрелом. Но случалось - выпущенная индейцем стрела прошибала насквозь одного бизона, вонзалась в другого и таким образом убивала обоих. Под такой выстрел мог попасть и враг…

Копье

С распространением огнестрельного оружия копье, в отличие от лука, утратило свое былое значение. Впрочем, его всё еще применяли и на войне, и при охоте на бизонов. С практической точки зрения наиболее удобным оставалось прямое копье. Оно имело длинный и тонкий наконечник из металла или кости - например, из бизоньего ребра, иногда как наконечник использовали армейский штык. Копья с крючкообразным концом или копья-луки также использовали в бою, но чаще они служили ритуальными атрибутами. Почти все копья имели богатую отделку и множество украшений - перья, мех, ткань, скальпы. Поэтому такое оружие в основном использовали не для метания, а как пики.

1, 2. Богато украшенные копья выдающихся воинов (Манданы).

3. Различные формы наконечников: а, в-е - Сиу; б - Черноногие; ж, з) ассинибойны.

Палицы

Племена северных равнин использовали, можно сказать, реликтовое оружие - каменные палицы, камень, по форме напоминающий заостренное с обеих сторон яйцо, крепился петлей из кожи к деревянной рукоятке, также обтянутой сыромятной кожей. Иногда вместо камня применялись рога бизона. Нередко палицы богато отделывались - ручку обматывали бисером, украшали бахромой, скальповыми прядями, перьями. Украшенная палица становилась непременным атрибутом военных танцев. Тетон-Сиу почти всегда носили подобное оружие, которое даже считалось знаком этого племени. То же относится и к Ассинибойнам.

Другая разновидность каменной палицы скорее напоминала кистень. Шарообразный камень целиком обтягивался кожей, она же покрывала рукоятку, причем так, чтобы камень висел свободно. Эти палицы были распространены преимущественно на южных равнинах. Существовал вариант, когда деревянная рукоятка отсутствовала, а кожа, обтягивающая камень, переходила как бы в ремень и заканчивалась петлей для руки.

1. Схема изготовления палицы из камня, дерева и кожи

2–5 Различные варианты каменных палиц

6-8. Необычные формы каменных палиц

Например, 6 - палица-кистень: камень, целиком обтянутый кожей.

9. Каменная палица

10. Палица из рогов бизона

Дубинка

Пожалуй, только индейцы, особенно степные, обладали таким разнообразием (по форме и размерам) дубинок - встречались и вовсе причудливые. Самая древняя и примитивная - вполне соответствует нашему представлению о дубинке вообще, на этом её описание можно закончить. Более совершенную форму имела дубинка, состоящая из круглой или плоской рукояти и шарообразного навершия, куда часто вставляли костяной или каменный шип либо металлический наконечник. Нередко её украшали медными гвоздями, резьбой, перьями, инкрустировали перламутром.

Особую группу составляли так называемые прикладные дубинки. Очертаниями они повторяли ружейный приклад - отсюда и название. Их использовали в рукопашном бою. Часто прикладные дубинки утяжелялись и украшались гвоздями с большими выпуклыми шляпками. Этим оружием можно было без труда размозжить голову и переломать кости. Нередко индейцы вставляли в такую дубинку несколько лезвий ножей или наконечник копья. У попавшего под удар подобной штуковиной оставалось немного шансов выжить. Прикладные дубинки иногда использовались и как метательное оружие.

Существовали у различных военных обществ и своеобразные, порой замысловатые по форме, дубинки, служившие эмблемами или знаками отличия.

Различные виды деревянных дубинок

1, 2, 4 - используются металлические шипы или наконечники; 3 - шарообразный набалдашник сделан из камня.

5 - Манданы, 1830 г.

6, 7 - Понка, Сиу, 1830 г.

9 - дубинка из рога; 8, 10, 12 - Сиу; 11 - Юго-Запад

13 - металлические шипы

14 - Пауни, 1820 г.

15-17 - Сиу, 1880 г.

18 - равнины, XIX век

Томагавк

Томагавк-топорик стал самым излюбленным оружием индейцев от Новой Англии до Тихоокеанского побережья. Вот уж чисто индейское оружие и непременная деталь образа индейца вообще. Мы видим индейца с томагавком на старинных фотографиях и на живописных полотнах, на киноэкране и в детских комиксах. Что же это за оружие?

Само слово «томагавк» в переводе с алгонкинских языков первоначально означало боевую дубинку или палицу. Позднее то же название закрепилось за топориком европейского производства, который и завоевал сердца индейцев. Европейцы наладили массовый выпуск самых разнообразных топориков, пользовавшихся большим спросом. Существовало три основных вида: испанский в форме уменьшенной алебарды, французский, лезвие которого напоминало лепесток, и английский небольшой топорик - он-то и стал самым популярным среди индейцев степей. Томагавки делали из стали или из бронзы, продавали с рукояткой и без неё.

Секрет популярности томагавка заключался в его универсальности. Он был удобен и в ближнем бою, и на расстоянии - индейцы метали его с необычайной ловкостью, поражая цель на расстоянии до 20 метров. И еще одно важное достоинство томагавков - большинство из них можно было использовать как курительную трубку. С противоположной стороны лезвия находилась металлическая чашечка, куда набивали табак. Отверстие, выходящее из чашечки, соединялось с отверстием в рукоятке, которая в результате становилась мундштуком. Когда индейцы сами изготовляли ручки для трубок-томагавков, использовались породы дерева с мягкой сердцевиной. Рукоятки трубок-томагавков зачастую украшались мехом, гвоздиками-заклёпками, бисером, инкрустацией, резьбой. Метать подобный томагавк было не очень-то удобно, но для нанесения смертельных ударов он вполне годился.

Трубка-томагавк прочно вошел не только в военную, но и в духовную жизнь индейцев - они делали даже традиционные Священные Трубки из красного миннесотского камня в форме томагавка.

ТОМАГАВКИ:

1. Сиу (Брюле). Вождь Железная Нация с трубкой - томагавком. К томагавку привязана сумка для трубки.

2. Кайова. Томагавк вождя Пинающей Птицы.

3. Чейенны. Томагавк вождя Маленького Волка.

4. Сиу (Брюле). Томагавк вождя Большого Солдата. 1830-е годы.

5. Сиу (Миннеконджу). Томагавк вождя Большой Ноги.

6. Хидатса. Томагавк украшен мехом горностая и скальпом. Вождь Прокладывающий Дороги, 1834.

7. Пауни.

9 Церемониальный томагавк, декорированный заклёпками и бисерными украшениями.

10. Флатхеды. Томагавк вождя Красной Совы.

11. Флатхеды. Томагавк Джона Делавара.

12. Манданы. Томагавк вождя Мато-Топы (Четыре Медведя). Рукоятка украшена бисером, весь томагавк выкрашен красным. 1833.

13. Сиу (Тетон). Рукоятка украшена заклепками. 1875–1880 гг.

14. Разрез трубки-томагавка.

15. Ассинибойны. Рукоятка обмотана мехом.

16. Оседжи. Рукоятка обшита красным сукном.

17. Пауни. Длинный Пес с трубкой-томагавком, 1869

18. Сиу (Хункпапа). Лезвие трубки-томагавка с гравировкой, изображающей паутину, что связано с громом и молнией, 1860 г.

19. Кри. Трубка-томагавк, украшенная орлиным пером, голубым сукном, бусами, медными заклёпками и мексиканской монетой 1897 года.

1-4. Церемониальные томагавки (равнины)

5. Тип томагавка, характерный для «фермеров» прерий

6. Топор (Сиу)

К моменту расселения в степях, и окончательному формированию равнинной культуры, индейцы уже пользовались металлическими ножами европейского производства. До этого они изготовляли ножи из кремня, которые были довольно хрупкими и, конечно, не могли конкурировать с ножами белого человека.

Иногда индейцы сами приделывали рукоятки к стальным лезвиям, используя кость или дерево. Нож носили в ножнах, чаще на поясе, иногда на шее.

И еще любопытная, но не совсем понятная деталь - индейцы затачивали лезвие ножа только со стороны одной плоскости. Тем не менее индейские ножи были так же остры, как европейские, заточенные с обеих плоскостей.

1. Кремневый нож

Первым делом шкуру бизона клали над ямой с раскаленными камнями и лили на них воду. Над паром располагалась самая толстая часть бизоньей кожи, находившаяся в области шеи. Кожа сморщивалась и уплотнялась, становилась еще толще и прочней. Затем со шкуры удаляли скребком шерсть и вырезали будущий щит. Это был круг диаметром приблизительно 50 см или больше. Далее с помощью камней выравнивались все морщины и неровности. Потом шла самая важная часть церемонии - освящение и разрисовывание щита. Для этого приглашались выдающиеся воины, которые во время совершения таинства курили Священную Трубку и пели Священные Песни. Иногда разрисовывался сам щит, но чаще рисунки наносились на отдельный кусок тонкой кожи антилопы и ею обтягивали щит. Пространство между щитом и покрышкой набивали шерстью бизона или антилопы или перьями ястреба и орла. Считалось - это улучшает защитные качества. С внутренней стороны прикреплялись полоски из шкуры выдры, служившие ручками.

На щите могли изобразить Солнце, Луну, звезды, Птицу Грома, бизона, медведя или других животных, с которыми связывалась сверхъестественная сила. Краски выбирались самые священные - красная, черная, сине-зеленая, желтая. Что изображать, решал шаман или сам владелец - обычно это подсказывал вещий сон. Кроме рисунков, щит могли украсить перьями, чучелами мелких зверьков или частями тела животных покрупнее (медвежьими когтями, хвостом бизона и прочим), сукном, бубенцами, мешочками с целебными снадобьями и многим другим. Все это придавало силу щиту и должно было остановить вражеские стрелы и пули. И действительно, толстый и тяжелый щит оказывался надежной защитой от стрел, а умелый воин, держа его под углом или вращая, умудрялся уберечься и от пуль, заставляя их рикошетить. Конечно, это касалось пуль, выпущенных из гладкоствольного кремневого ружья.

Однако главная сила щита заключалась не в толщине, а в магической силе. Самые могущественные щиты не имели вообще никакой основы - они состояли из тонкого обруча и натянутых на него в виде паутины кожаных ремешков. Говорят, подобные щиты «из ничего» не пропускали ни стрелы, ни пули. Но их было немного - например, у Сиу только четыре.

Владелец щита соблюдал множество табу, чтобы сохранить его силу. Скажем, днем щит висел на треноге или шесте лицевой стороной к солнцу. К вечеру его заворачивали в одеяла или заносили в типи. Щит не должен был касаться земли, если же это происходило, он подвергался длительной церемонии очищения. Некоторые Чейенны имели особые щиты, в центре которых была нарисована Птица Грома, а по краям четыре черных пятна. Каждый воин, обладавший таким щитом, должен был съесть кусочек сердца врага.

1. Изготовление щита:

а) нагревание над раскаленными камнями шкуры бизона;

б) разметка щита;

в) щит с покрышкой;

г) собранный щит вид сзади.

2. Щит Ассинибойнов, 1830-е годы .

3. Чейенны.

4–5. Кроу.

6. Кайова.

7. Сиу.

8. Сиу. Паутинный щит, сплетён из кожаных ремешков, натянутых на обруч. На щите укреплены 9 маленьких колец с «паутиной» (такие кольца применяются для ритуальной игры, призывающей бизонов), семь из них обернуты мехом выдры. Красный пух на орлиных перьях, укрепленных внизу, символизирует войну, зеленый пух на верхнем ряду перьев означает мир.

Потеря щита считалась великим несчастьем. За свою жизнь индеец мог изготовить не более четырех щитов.

Такое же большое значение, как щит, в индейской военной атрибутике имели только Священная Трубка, Скальповая Рубаха и Священный Головной Убор.

Слабость врага-наша сила. (Племя Чероки)

Североамериканские индейские племена вели между собой многочисленные войны задолго до того, как в Новом Свете появился первый белый человек. Период боевых действий обычно называли «военной тропой».

О том, ступить или нет воинам племени на военную тропу, как правило, решал его совет. Если у совещательного огня было принято решение начать боевые действия, то совет одновременно определял, кто возглавит воинов.

Индейцы вожди

У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали -«своим ведомством» в период мира, другие - в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.

Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.

Таким образом, еще до того, как индейские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому - если так можно выразиться - «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.

Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.

Так что теперь мы знаем вождя и его помощника. Ну а воины? На военную тропу, если совет племени не решил по-другому, вступили все взрослые мужчины, умеющие обращаться с оружием. Жены-индианки могли сопровождать своих мужей, но непосредственно в боях не участвовали. У некоторых же племен воины перед вступлением на тропу войны не имели права встречаться с женами.

Индейцы воины

Индейский воин - этот факт необходимо особо подчеркнуть - ступал на тропу войны не только для того, чтобы защищать интересы и честь своего рода, но также и для того, чтобы поднять свой собственный престиж. У ряда племен, живущих в прериях, существовал даже точный перечень поступков, которые общественное мнение племени считало особенно героическими. Этот комплекс заслуг в специальной литературе называют «коуп систем».

«Коуп» в этом случае означает «касание». Считалось, что индейский воин тогда проявил храбрость в бою, когда он коснулся тела вражеского воина. Оценка личных заслуг каждого воина проводилась по возвращении в деревню и имела свой строгий, традиционно сохраняемый порядок, определяла до следующего похода место и звание каждого мужчины в племени. Американский этнограф Бернард Мишкин, например, насчитал у одного из племен более двадцати различных титулов среди мужчин.

Ритуал скальпирование

С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай - «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые - торговцы и европейские фабрики.

Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.

Тактика индейцев

Приход белых в Америку почти все изменил в индейском военном искусстве. Если раньше индейцы совершали лишь короткие военные походы, а потом возвращались в свои деревни, то теперь они должны были годами бороться с врагами. Если раньше в течение всего похода погибал, скажем, один воин, то теперь индейцы должны были немилосердно убивать, чтобы их самих не уничтожили.

Тактические и стратегические принципы, которыми руководствовались индейские вожди, менялись. Вернее, должны были меняться. Индейцы, в конце концов, были побеждены не только превосходством оружия, но и бесспорными тактическими и стратегическими способностями своих противников.

План боевых действий индейцев до прихода белых был всегда очень простым: выход со своей территории, нападение на лагерь враждебного племени, решающее сражение и возвращение в исходный пункт. Индейская военная наука не знала совместно координируемого выступления многих боевых подразделений, не знала позиционного боя, не знала осады.

Многие из вождей, пытались решить задачи, вытекающие из новой ситуации. Они стремились создавать крупные индейские войска (Текумсе), осаждали длительное время вражеские крепости (Понтиак) и, наконец, научились командовать и координировать боевые операции различных подразделений (Сидящий бык).

Но, как правило, они побеждали благодаря исключительному героизму своих воинов. А необходимо было оружие, нужны были тактика и стратегия. Положение вещей не могло измениться за несколько десятков лет.

До прихода белых в Северную Америку исход войны обычно решало одно-единственное сражение, часто даже бой. Отдельные индейские племена Северной Америки были немногочисленны, в отличие от индейских групп Месоамерики и Андской области, часто все племя проживало в одной деревне, в одном военном лагере.

Взятие лагеря племени, как правило, решало исход войны. Однако для того, чтобы напасть на одну из деревень или главную деревню враждебного племени, индейцы должны были совершать многодневный поход всей своей деревней (лошадей, напомним, у них не было; они получили их уже от европейцев).

Ритуалы индейцев

Вечером индейцы всегда строили лагерь, танцевали военные танцы: это были скорее танцевальные драмы - своего рода пантомимы, с помощью которых они готовились к предстоящему бою. Особую роль имела первая такая стоянка, которая устраивалась не для ночевки, а лишь для выполнения различных религиозных обрядов.

Именно на первой «священной» стоянке принимал на себя командование военный вождь. После большего или меньшего числа стоянок воины племени добирались, наконец, до цели своего похода - деревни или лагеря враждебного племени.

Решительный бой происходил здесь. Самому бою всегда предшествовала очень тщательная разведка. (Индейские разведчики-лазутчики прекрасно ориентировались на местности, были великолепными следопытами, выносливыми и физически крепкими. Поэтому белые - особенно армия Соединенных Штатов - нанимали для своих походов против индейцев следопытов-индейцев.

Сигналы индейцев в бою

Для успеха боевых акций имело значение не только вооружение, но и организация связи. Во время войны с белыми необходимо было передавать сообщения и приказы частям, нередко значительно удаленным.

Индейские воины использовали разные трюки с одеялами, особую езду на лошади (например, быстрая езда одного всадника вперед и назад означала приказ всем подразделениям немедленно собраться на этом месте). Индейцы прерий передавали сообщения и с помощью стрел, которые выстреливались различными способами и в различном направлении.

От американцев индейцы заимствовали гелиографический способ: связь посредством точно направляемых отражений зеркалец. У апачей большую роль играли дымовые сигналы. Каждое апачское «подразделение» выделяло одного воина для наблюдения за дымовыми сигналами. Они немного напоминали телеграф. В согласованные интервалы времени дым искусственно задерживался (например, одеялом).

Язык жестов индейцев

В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»- сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения -«фангер дайлект», «язык-пальцев».

Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.

Например, существует и «Отче наш», «переведенный» на язык пальцев.

Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.

Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,- войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом - знаком, обозначающим мустанга.

Ведение войн индейцами

До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.

Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей

Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.

Обращение с пленными индейцами

Наиболее жестоко обращались с пленными ирокезские племена. Например, сенека сначала пытали пленных в специальном здании, потом пытали на открытом пространстве перед женщинами и детьми на чем-то вроде дыбы. Ирокезы, как правило, пытали своих пленных огнем, затем сжигали.

Привязывание пленных к столбу для пыток, судя по всему, индейцы заимствовали уже у белых. Утверждение, что североамериканские индейцы ели пленных врагов, не соответствует действительности. Но у некоторых племен (например, у оглалов) было принято ритуальное закалывание собаки и совместное поедание собачьего мяса перед вступлением на военную тропу. Собачье мясо символизировало тело врага, убитого в предстоящем бою

Победившее «войско» возвращалось с пленными в деревню, и вражда прекращалась. Иногда это скреплялось особым договором. У индейцев на востоке Северной Америки такие мирные договоры заключались с помощью вампунов (вампуновых поясов).

Эти пояса первоначально изготовлялись из морских ракушек, позднее - из цветных бус, которые поставлялись из Северной Чехии. Вампу новые пояса имели - в зависимости от своего предназначения - различный цвет. Красные вампуны объявляли войну и созывали союзнические племена на военную тропу, черные вампуны означали поражение собственного войска или смерть его вождя, и, наконец, с белыми вампунами заключался мир.

В основном мы уделили внимание военному искусству прерийных индейцев - всех групп сиу, чейеннов, ассини, байнов и т. д. Индейцы, которые продолжали борьбу и после поражения прерийных племен - апачи, мозоки и другие - должны были в новой ситуации воевать уже по-новому, изменив традиционным способам ведения войны. Они создавали небольшие группы захвата, прообраз отрядов, известных нам по последней мировой войне, укрывались в горах и оттуда вели партизанскую войну.

Оружие индейцев Северной Америки

В бою индейские воины пользовались традиционным индейским оружием: копьями, томагавками, ножами, боевыми булавами. Огнестрельное оружие они стали использовать гораздо позже. Исторически самое старинное из названного оружия - это, бесспорно, копьё (оно имело обычно обсидиановый наконечник; иногда наконечник был из кремния).

Метательное оружие индейцев

До того как североамериканские индейцы начали пользоваться копьем, они, очевидно, использовали, как когда-то мексиканские индейцы, «атлатль»- приспособление для метания дротиков. Это была короткая дощечка, в которой был вырезан желоб для дротика с тяжелым каменным наконечником. Стабильность оружия обеспечивала каменная гиря, укрепленная на задней стороне «атль-атля».

Холодное оружие индейцев

Во времена прихода белых самым привычным индейским оружием стали военные булавы. Ирокезские воины использовали два типа деревянных булав: для обороны увенчанные тяжелым деревянным шаром; для нападения - шар заменял заостренный рог. Индейцы прерий использовали для булавы каменные шары.

Ручка булавы у них была обмотана кожей, так что военные булавы не были теми популярными «военными топорами», которые индейцам были известны уже давно.

Белые «создали» для них оружие, ставшее, так сказать, национальным оружием индейцев - знаменитый томагавк. Томагавки, поставляемые из европейских стран, сильно различались по форме. Томагавком индейцы научились владеть в совершенстве, вскоре он стал их любимым оружием.

В Северной Америке существовали такие племена, представители которых не употребляли лук и стрелы даже во время охоты. Одно из таких племен белые начали называть «санз арк» - дословно «без луков», «те, у которых нет луков».

Помимо копьев, военных булав, томагавков и луков, индейские воины пользовались иногда ножами. Металлические лезвия были известны до прихода белых только индейцам северо-западного побережья Северной Америки, которые в оборонительных боях жителей Нового Света почти не участвовали.

Остальные группы североамериканских индейцев изготовляли лезвия ножей из природного материала. Самым интересным из этих ножей был бобровый нож алгонкинских племен северо-востока Северной Америки, лезвием которого был бобровый зуб. Рукоятка ножей делалась обычно из дерева, камыша, кремня или кости.

Огнестрельное оружие индейцев

Первое огнестрельное оружие к североамериканским индейцам попадает только в начале восемнадцатого века. Главными поставщиками были представители компании, торгующих мехами. Особенно широкий обмен мехов на огнестрельное оружие развернула в то время известная «Хадсон Бэй Компани» среди индейцев сегодняшней Канады. Позднее продажа огнестрельного оружия индейцам была радикально ограничена.

Они заполучили его у отдельных торговцев, чаще всего опять-таки в обмен на шкурки. Свое вооружение индейские воины пополняли и из военных трофеев Так что, несмотря на многочисленные запреты, некоторые племена сумели за два-три поколения «перевооружиться».

Например, в сообщении об ассинибойнах, датированном 1809 годом, отмечается, что это племя, которое в то время насчитывало 1880 становищ с двумя тысячами боеспособных воинов, имело на вооружении 1100 единиц огнестрельного оружия.

Но с ростом количества огнестрельного оружия возрастала и потребность в боеприпасах.

И поскольку у индейцев изъять оружие практически было невозможно, американцы с начала XIX века стремились продажу им боеприпасов свести к минимуму.

Каждая унция пороха, каждый патрон имел для индейцев цену золота. Индейские воины добывали боеприпасы различными способами. Нападением на вражеские обозы, а в дни мира вновь путем тайного обмена на меха.

Некоторые даже предлагали одиноким белым своих жен на одну или несколько ночей.

Доспехи индейцев

На традиционно индейское военное дело повлиял и другой «дар белого человека» - лошадь. Животное, которое, собственно, создало индейцев прерий, оказавшихся потом для американской армии самым твердым орешком.

Но еще раньше прерийных индейцев лошадей от испанцев получили индейские жители Аризоны, Техаса, Нью-Мехико. Первыми наездниками стали апачи. По примеру испанцев они начали одевать своих коней в кожаные «доспехи» (апачские воины, к слову, долго использовали такие кожаные «доспехи» и для собственного предохранения.

Вообще же индейские воины предохранялись в бою щитами из кожи, индейцы северо-запада пользовались сделанными из дерева шлемами). Апачи, имеющие, таким образом, лучшее снаряжение для войны, сумели потом, как рассказывает иезуит Масне в своем сообщении от 1691 года, победить все соседние племена.

У меня всё...


В жизни каждого человека наступает момент, когда разум замутняется любовью в Дикому Западу, отважным ковбоям и свободолюбивым индейцам. Само собой, каждый прекрасно знает, чем вооружен настоящий дворовый Чингачгук или Виннету. Это топор томагавк, идеальное оружие для того что бы отбиваться от бледнолицых. Но история томагавка намного интереснее и шире, нежели детские представления об этом оружии.

Появление томагавка, распространение и современная жизнь этого, на первый взгляд архаичного, оружия, далеко выходит за рамки дворовых игр детства.

Появление на свет

Жившие длительное время в изоляции племена индейцев не умели обрабатывать металл так, как европейцы. Это не значило, что коренные племена не воевали и не охотились.

Когда первопроходцы познакомились с индейской культурой, они обнаружили интересные образцы вооружения. В качестве основного оружия индейцы использовали нечто среднее между палицей и боевым топором. Оружие это называлось томахиген и представляло собой длинный деревянный стержень с вставленным сверху камнем.

Томахиген был чрезвычайно распространен среди индейцев, хотя и имел множество недостатков.

Рукоять, изготавливавшаяся из гибких пород дерева, часто ломалась в самый неподходящий момент боя. Узкий камень, ударная часть, хоть и гарантировано могла пробить голову, но застревала в костях черепа.

Поэтому когда индейцы познакомились с металлическими топорами европейцев, восторгу не было предела. Коренные жители охотно меняли что угодно на топоры, создавая свою, особую .

Основа металлических томагавков – британский топор, предназначенный для абордажных команд. Прибывшие в Новый Свет солдаты не жалели сравнительно дешевых топоров на обмен с индейцами. Для моряков и солдат морской пехоты эти топоры были обыденностью, в то время как для коренных племен это было новое слово в вооружении.

Как и из чего делали томагавки

Первоначально европейцы привозили топоры, предназначенные для работы. Это были обычные крепкие стальные изделия, широко распространённые и используемые по всему миру. Для того, чтобы топоров при перевозке умещалось больше, их закладывали без рукояти.

Попадая к индейцам в обмен на меха и прочие ценности, европейские образцы подвергались «глубокой модернизации» в соответствии с представлениями индейцев о красоте.

Большое широкое лезвие стачивалось для легкости. Томагавк, получивший свое название в транскрипции индейского слова на европейский манер, индейские воины часто и успешно метали во врага. Обух менялся, его удлиняли, превращая в клевец.

Иногда в нем делали выемку для табака, просверливали отверстие через рукоять, дополняя функции топора, делая его трубкой для курения. Правда, в рукопашной такие топоры не использовали, оставляя его как дипломатический инвентарь.


Поскольку поставщики топоров, так же как и племена, сильно различались, то выделяют несколько самых популярных разновидностей томагавков:

  • проушный топор, самый известный вид томагавка, пропиаренный кинематографом;
  • трубочный, описанный немного выше;
  • эспонтонные варианты, как правило, полученные в качестве трофеев у сержантов и офицеров колониальных войск, отличались большой массой, непригодной для метания;
  • алебардовые томагавки, получались так же как и в варианте, описанном выше, но основой была уже укороченная алебарда, редко встречается на землях, где не было испанских конкистадоров.

Представления о красоте индейцев в полной мере отразилось на томагавках. Рукояти украшались резьбой и орнаментом. В качестве талисманов и оберегов подвешивались перья, клыки хищников, скальпы поверженных врагов.


Лезвие и обух также подвергались росписи, чеканке и прочим изыскам, достойных ювелирных изделий времен европейского Великого переселения народов.

Применение в войнах и конфликтах

Как только новое оружие попало в руки американских племен, оно оказалось тут же вовлечено в многочисленные войны. Любые боевые столкновения на американском континенте не обходились без томагавков.

Межплеменная борьба, экспансия переселенцев, большие войны с использованием индейцев в качестве союзников совершенствовали тактику применения томагавков на деле.

Во время Войны за Независимость томагавк применяли сторонники США, особенно милицейские части. Возможность эффективно действовать томагавком в ближнем бою делало незаменимым оружие в рукопашной.

Британской пехоте с Браун Бесс со штыком приходилось туго, когда из засады налетали ополченцы-милиционеры, обученные владеть смертоносным топором в войнах с индейцами.

Гражданская война, одновременное с ней покорение Дикого Запада оставило двоякое отношение к томагавку у американцев. Кольт и винчестер, конечно, были эффективней оружия уровня средневековья, но в контактном бою коренные американцы не раз побеждали бледнолицых с помощью томагавка.


С победой и уничтожением большей части племен искусство боя томагавкам угасает. Оружие побежденных занимает место над каминами. Или в кино об индейцах.

История или жизнь томагавка?

Летопись томагавков, несмотря на поражение краснокожих, не закончилась. В армии США боевые топоры, ведущие историю от томагавков времен борьбы с индейцами, использовались во всех конфликтах в ХХ и ХХI веках.

Особую популярность это оружие получило во время Вьетнамской войны.

Было создано специальное предприятие по выпуску оружия, но в 1970-х, в связи с неприязнью войны американским обществом и завершении боевых действий, завод потерпел крах.

Между тем, совершенствование техники рукопашного боя потребовал тактических томагавков для армии. Война в Ираке, Афганистане, все операции армии США и их союзников не проходили без этого простого и эффективного оружия.

Но современные томагавки имеют ряд минусов. Изделия с пластиковой рукояткой часто скользят и стремятся сбежать из руки. После нескольких ударов топор соскакивает с рукояти и вертится на конце, не давая возможности нанести точный удар.


Метать такой томагавк, значит выкинуть его, так как любой пластик погибает после нескольких бросков. Цельнометаллические томагавки часто не способны пробивать сильную защиту, а так же натирают руку при рубке.

Томагавк на страницах книг и в кино

Достаточно почитать любую книгу или посмотреть любой фильм об освоении Америки для того, что бы оценить достоинства и недостатки томагавков. Довольно часто это оружие изображается как клюква, не соблюдается историческая и этнографическая составляющая.

Сильные сцены использования томагавков в бою показаны режиссерами, не стесняющимися натуралистичных сцен в кино. Так, большую роль играет томагавк как оружие главного героя фильма «Патриот».

Классический томагавк остался частью оригинальной и интересной культуры американских индейцев. Грозное боевое оружие, являющееся одновременно произведение декоративно-прикладного искусства, томагавк стал предметом, известным каждому.

Видео