Рыболовные суда. Суда флота рыбной промышленности. Вступление. Что такое судно? добывающие и добывающе-перерабатывающие суда

Промысловые суда

Промысло́вые суда́

добывающие, обрабатывающие, приёмно-транспортные и вспомогательные суда, используемые для добычи рыбы, китов, морского зверя и морепродуктов.

К добывающим судам относятся суда, ведущие водный и обработку объектов промысла. Подразделяются на рыболовные, зверобойные, зверобойно-рыболовные, китобойные, креветколовные, кальмароловные, водороследобывающие.

Рыболовные суда – траулеры, сейнеры, сейнер-траулеры, дрифтер-траулеры и ярусники. Траулеры ведут лов гл. обр. донными и разноглубинными (пелагическими) тралами. В зависимости от оснащённости могут перерабатывать улов на консервы, рыбную муку, рыбий жир и другую продукцию, замораживать улов, изготовлять охлаждённую и малосольную рыбную продукцию, засаливать рыбу или доставлять её в охлаждённом виде со льдом. В зависимости от размеров различают супертраулеры, большие, средние, малые и тралботы. Сейнеры предназначены для лова рыбы кошельковым неводом; часто для повышения эффективности они оборудуются для ведения тралового, дрифтерного, ярусного и иных видов лова. Сейнеры в зависимости от размеров также делятся на суперсейнеры, большие, средние и малые сейнеры. Суперсейнеры предназначены для лова тунца и его хранения в охлаждённом или замороженном виде. Другие сейнеры сдают свежую рыбу на суда или береговые базы. Сейнеры-траулеры по способу добычи рыбы сочетают свойства сейнеров и траулеров. Большие и средние сейнеры-траулеры перерабатывают свежую рыбу в мороженую продукцию, могут временно хранить рыбу в охлаждаемых трюмах. Малые сейнеры-траулеры охлаждающих установок не имеют. Дрифтер-траулеры ведут лов рыбы дрифтерными сетями и тралами. Ярусники предназначены для ловли тунца с помощью ярусов. Среди рыболовных судов самые большие – супертраулеры: имеют водоизмещение 5000-10 000 т, длину 95-130 м, мощность энергетической установки 4200–5500 кВт.

Зверобойные суда ведут промысел морского зверя. Шхуны предназначены для разделки, посола и перевозки туш моржей, тюленей и др. Водоизмещение шхуны 550–650 т, мощность двигателей ок. 220 кВт. Зверобойно-рыболовные суда в зависимости от сезона используются либо для промысла морского зверя с помощью ботов или на льду, либо для лова рыбы тралами. На судах производится обработка шкур, выработка мороженой мясокостной продукции, мороженой рыбы, жира и рыбной муки. Водоизмещение судов 1000–2500 т, мощность энергетической установки 800-2500 кВт. Креветколовные суда добывают креветок тралами и доставляют на базу или в замороженном виде (кроме них, креветки добывают также средние траулеры и сейнеры). Кальмароловные суда ведут добычу кальмаров с помощью специальных орудий лова. Размеры судов близки к размерам малых траулеров и сейнеров. Водороследобывающие суда – небольшие суда-траулеры для добычи морских водорослей и доставки их на береговые обрабатывающие предприятия. Китобойные суда (китобойцы) добывали (до 1970-х гг.) китов с помощью гарпунных пушек и доставляли туши китов на китобойную базу; ныне китобойный промысел международными соглашениями практически повсеместно прекращён.

К рыбообрабатывающим судам относятся плавбазы (автономные, универсальные, консервные, мучные) и производственные рефрижераторы. Автономные плавбазы доставляют малые суда в район промысла, принимают от них улов и перерабатывают его в готовую продукцию; водоизмещение – от 7000 до 43 000 т. Универсальные плавбазы обеспечивают также хранение готовой продукции и доставку её в . Водоизмещение – 30 000 т, мощность энергетических установок 7000 кВт. Консервные плавбазы перерабатывают улов добывающих судов в основном в консервы, частично – в замороженную продукцию; водоизмещение – 15 000-25 000 т, мощность энергетических установок 2900–6600 кВт. Мучные плавбазы производят кормовую рыбную муку. Производственные рефрижераторы принимают улов и замораживают его, доставляя в порт или передавая на приёмно-транспортные суда. Водоизмещение больших производственных рефрижераторов достигает 9000-10 000 т, средних – 3000–5500 т, малых – 850-1000 т. На отдалённых промыслах используют только промыслово-производственные рефрижераторы, выполняющие, помимо перечисленных выше операций, ещё и траловый лов рыбы. Их водоизмещение до 5000–6000 т, мощность энергетических установок 2200–3000 кВт. Крабообрабатывающие суда изготовляют консервы из крабов и рыбы, доставляют в район промысла краболовные боты. По размерам соответствуют размерам консервных плавбаз.

Приёмно-транспортные суда предназначены для доставки рыбы и рыбопродуктов от обрабатывающих и добывающих судов в порты, а также для снабжения судов в море топливом, маслом и водой. Имеют водоизмещение от 3000 до 27 000 т. Вспомогательные суда предназначены для научных и рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания. К ним относятся суда перспективной и оперативной разведки, научно-исследовательские, инспекционно-охранные и патрульные.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Смотреть что такое "промысловые суда" в других словарях:

    Гражданские суда, имеющие своим основным назначением обеспечение того или другого промысла средствами лова, а также хранения и доставки улова на берег. Эти суда в зависимости от объектов лова и их назначения могут быть разделены на следующие типы … Морской словарь

    По нормам Регистра СССР речные стальные паротеплоходные суда подразделяются на: паровые суда рейдовые и озерные; паровые суда речного нормального типа; паровые суда речного облегченного типа. Товаропассажирские Р. С. строятся почти исключительно… … Морской словарь

    - (Merchant vessels) суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по… … Морской словарь

    - (АТО) класс специализированных кораблей и плавсредств для обеспечения радиационной и ядерной безопасности в процессе эксплуатации и утилизации надводных и подводных кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Эксплуатация… … Википедия

    HMS Black Prince, пароход 1861 года Судно по определению военно морского словаря, плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся. В общем случае под термином… … Википедия

    В 20 в. в рыбном промысле развитых стран корабли со стальными корпусами и дизельным двигателем постепенно вытеснили деревянные суда с парусной оснасткой. Изменились конструкция, эксплуатационные данные рыбопромысловых судов и их оборудование. В… … Энциклопедия Кольера

    Промысловые суда, конструирующиеся в виде однопалубных судов без бака, со сдвинутой в корму рубкой. Машинное отделение помещается в корме. Характерной чертой З. С является наличие металлических вкладных систерн в грузовом трюме, предназначенных… … Морской словарь

рыбопромышленное судно для добычи и обработки рыбы, а также китов, морского зверя и др. нерыбных объектов. Различают добывающие П. с. (Траулеры и Сейнеры, дрифтеры, китобойные и зверобойные суда (См. Зверобойное судно) и др.) и обрабатывающие (крабо- и рыбоконсервные плавучие базы (См. Рыбоконсервная плавучая база), китобазы, рыбообрабатывающие рефрижераторы (См. Рыбообрабатывающий рефрижератор) и др.). Многие П. с. (например, большие морозильные траулеры) совмещают одновременно функции как добывающего, так и обрабатывающего П. с. Кроме специального оборудования для добычи и переработки рыбы, китов и др., большинство П. с. имеет охлаждаемые грузовые помещения. Для многих типов П. с. характерны: неограниченный район плавания и большая Автономность корабля (60-80 сут ). Водоизмещение П. с. достигает нескольких десятков тыс. т , например 44,9 тыс. т у китобазы «Советская Украина» (СССР); мощность энергосиловых установок крупных рыбопромысловых баз (См. Рыбопромысловая база) 17 Мвт и более; скорость китобойных судов около 18 узлов (33 км /ч ). Подробно о характеристиках П. с. см. в статьях об отдельных типах П. с., а также в ст. Китобойный промысел.

  • - См. Золото...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - средство транспортировки пассажиров и грузов по воде. Современные океанские суда произошли от ранних парусных судов, таких как карраки XIII в. и более крупные галеоны...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - См. Свидетельство...

    Словарь бизнес терминов

  • - право без ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью в пределах соблюдения законов...

    Экономический словарь

  • - объем всех производственных операций, непосредственно направленных на добычу рыбы. Единица промыслового усилия - количество орудий лова на единицу выловленной рыбы или на данный водоем...

    Экологический словарь

  • - принцип свободы промысла, то есть право каждого без каких-либо ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью. В странах Западной Европы свобода промысла реализована различно...

    Большой экономический словарь

  • - "...промысловое рыболовство означает все виды добычи рыбы, включая добычу рыбы в бассейнах рек, озерах или каналах, за исключением рыболовства для личного потребления, а также любительского и спортивного рыболовства.....

    Официальная терминология

  • - "...1.2.11. - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.....

    Официальная терминология

  • - право заниматься любой хозяйственной деятельностью без ограничений, но в пределах соблюдения законов...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - судно на Везере и других реках северо-западной Германии, около 100 фт. длины, 8-10 фт. ширины, посередине 5-6 фт. глубины, спереди и сзади плоское...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие и обрабатывающие...

    Большой энциклопедический словарь

"Промысловое судно" в книгах

XI Водоходное судно

Из книги Кулибин автора Кочин Николай Иванович

XI Водоходное судно По замыслу Кулибина, устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО Полинезийцы всегда славились умением строить суда. Первоначально это были небольшие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева, к которому крепилось длинное бревно. Я нередко видел такие в Океании и в наши дни. По этому же принципу строились

Глава 4 «ТОР» (СУДНО № 10)

Из книги Тайные рейдеры. Диверсионные операции ВМС Германии автора Вудворд Дэвид

«Вижу судно»

Из книги Столкновение в океане автора Москоу Элвин

«Вижу судно» Густой серый туман, сокративший видимость почти до полумили, окутывал «Андреа Дориа». Временами влажная мгла скрывала от взоров стоявших на мостике даже нос судна. Рулевая рубка уже погружалась в сумерки, когда два штурмана одновременно поднялись на мостик.

10 Судно пришло!

Из книги Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции автора Чванов Михаил Андреевич

10 Судно пришло! 20 июля (2 августа), около 6 часов вечера, я окончил работу в доме и отправился готовить ужин. Конрад еще остался на работе, желая во что бы то ни стало сегодня закончить очистку дома. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в

Судно из Брезена

автора

Судно из Брезена "В 1872 г. около Брезена, севернее Данцига (Гданьска), при строительстве порта был найден хорошо сохранившийся корпус судна с клинкерной обшивкой. В описании того же года приводится рисунок этого судна и говорится о том, что корпус сделан из дубовых досок

Судно из Калмара

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно из Калмара "Основными типами судов XII–XIV вв., согласно документальным записям, таможенным спискам и т. д., были, очевидно, одномачтовые парусные суда неф и ког (или, как их еще называли, кога, кого, когхен, кокен и т. д.). Они служили моделями для гравировки на печатях

Судно "на шипах"

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно "на шипах" Мтепе"Другой наиболее ранний тип дау - беспалубная остроконечная мтепе, чья наружная обшивка подбиралась по древнеегипетскому способу, без шпангоутов. Лишь в более поздние времена (а мтепе и сегодня можно изредка повстречать у восточного побережья

«Покинуть судно!»

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

«Покинуть судно!» Любой моряк боится услышать эти слова. Если для спасения судна сделано все, но ничто не помогает, приходит время покинуть его и принять помощь. Однако следует помнить, что это делается только в крайнем случае. Многие яхтсмены, мужчины и женщины, погибли,

Судно

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов автора БСЭ

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ

Из книги Борзые и охота с ними автора Шерешевский Э И

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ В заготовках пушнины в нашей стране важное место занимают шкурки лисиц и зайцев, добываемых охотниками степной, лесостепной, полупустынной и пустынной зон. Лисиц и зайцев добывают ружьем без собаки, капканами и с

Тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Промысловые суда прежде всего составляют флот рыбной промышленности, хотя в последнее время появляются суда для других видов морского промысла (добыча различных видов морских ресурсов, главным образом – нефтепромысел). Рыбопромысловые суда можно представить
четырьмя основными группами /17/: добывающие (сейнеры, траулеры, зверобойные, суда для добычи нерыбных морепродуктов и др.); обрабатывающие (рыбозаводы, производственные рефрижераторы и др.); приёмно-транспортные рефрижераторы; вспомогательные (рыбоохранные, научно-исследовательские, снабженцы, буксиры и пр.).


Основу добывающих судов составляют сейнеры (для ловли рыбы кошельковым неводом, выбираемым с борта – рис. 6.13) и траулеры (для ловли тралом, выбираемым с кормы - рис. 6.14). На рис. 6.15, 6.16 представлены типичные конструкции сейнера и траулера. Большинство сейнеров относится к малым (длиной до 35 м), реже – к средним рыболовным судам (длиной до 65 м). Траулеры могут быть различных размеров: от
малых (для прибрежного лова) до больших морозильных (БМРТ) и супертраулеров длиной более 100 м (для океанского промысла). Для выборки трала корма траулера имеет специфичную форму с наклонным слипом или округлым полуслипом (рис. 6.17). Для повышения мореходности на волнении сейнеры и траулеры часто имеют высокий бак или седловатость палубы (рис. 6.18).

Рис. 6.13. Малый рыболовный сейнер


Рис. 6.14. Малый рыболовный траулер

Наиболее крупными судами обработки для океанского экспедиционного промысла являются плавучие промысловые базы или рыбозаводы – суда, сочетающие функции рефрижератора, танкера (для снабжения топливом всех судов экспедиции), пассажирского судна, завода по выпуску мороженой продукции, консервов и пр. Особенностями их конструкции является большое количество переборок и палуб, системы пиллерсов, длинные надстройки или рубки, опирающиеся на продольные переборки и участвующие в общем продольном изгибе корпуса (рис. 6.19, 6.20).

Приёмно-транспортные суда принимают и перевозят рыбную продукцию, а также снабжают суда в районе промысла топливом, водой, провизией и промысловым снаряжением. Эти суда конструктивно аналогичны транспортным рефрижераторным судам. Они имеют несколько палуб, небольшие грузовые люки, отдельные трюмы или цистерны для различных видов грузов.


Рис.6.15. Мидель-шпангоут сейнера


Рис.6.16. Мидель-шпангоут траулера

Рис.6.17. Слип и полуслип траулеров /17/

Вступление. Что такое судно?

Сумдно -- по определению военно-морского словаря, плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся.

В общем случае под термином судно подразумевается любое транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов через одно из традиционно не приспособленных для человека пространств -- то есть любое, кроме наземного.

Непосредственно в движение судно приводится движителем, в качестве которого используется буксирный конец, весло, гребное колесо, парус, винт (погружённый в воду или воздушный) или реактивная струя (не воды). Движитель, для самодвижущихся судов, приводится в действие двигателем, преобразующим потенциальную энергию рабочего вещества (калорийная пища, уголь, продукты переработки нефти, сжатый воздух, ядерное топливо) и химическая энергия аккумуляторов, в механическую энергию движения, в роли которого используется источник мускульной силы, двигатель внутреннего сгорания (Дизеля или Отто), электромотор, паровая машина, турбина или реактивный двигатель.

Согласно МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило 3а: слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда (например, на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолёты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

С точки зрения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно -- это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река -- море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Термин корабль близок по значению к понятию судна, но не равнозначен ему. Судно -- более широкое понятие. Так, гребную лодку, водный велосипед или доску для сёрфинга нельзя назвать кораблём, однако они являются судами. Кораблями обычно называются только достаточно большие суда военного назначения или парусные суда с определённым видом оснастки. Кораблями принято считать все суда, несущие на себе военно-морской флаг, независимо от их размера. Корабли, как правило, имеют государственный флаг, порт приписки и классификационное общество.

Промысловые суда

Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.

Развитие промысловых судов сильно ускорилось после второй мировой войны. Для обеспечения человечества пищей и покрытия потребности в белке все интенсивнее начинали использовать резервы морей. При этом важно, чтобы лов рыбы и переработка улова осуществлялись экономично и рационально.

Если грузовые и пассажирские суда являются чисто транспортными, то промысловые суда - одновременно производственные и транспортные; у некоторых промысловых судов новых типов производственные средства стоят даже на первом месте. Методы рыболовства, принятые для этого оборудования, район эксплуатации, способы переработки и хранения улова определяют форму и, соответственно, тип промыслового судна.

Траулеры -- это суда длиной 30--70 м для лова тралами. Они используются в морском рыболовстве в более или менее отдаленных районах. Пойманная рыба очищается, моется, сушится и сортируется по величине, затем складывается в слои льда в рыбном трюме, разделенном садками, либо консервируется солью (рис. а, d). На больших траулерах вымытая рыба содержится в свежем состоянии благодаря замораживанию и хранению в рефрижераторных трюмах; если траулер оборудован рыбомучной установкой, внутренности и прилов перерабатываются в рыбную муку, в противном случае они выбрасываются за борт. Малые траулеры имеют двигатель (дизель) мощностью примерно 221 кВт, большие траулеры для удаленных районов могут иметь двигатель до 1571 кВт. Скорость свободного хода 11--16 уз, а хода с сетями 3--5 уз. У этого типа рыболовных судов различают траулеры бортового и кормового траления; траулеры кормового траления в большом количестве строятся примерно с 1960 г.

У траулеров бортового траления сети выметываются, буксируются, а также выбираются вдоль правого борта с помощью вайеров. Машинное отделение расположено в корме; над ним размещены палубные надстройки (у малых траулеров - рубка). Рыбные трюмы находятся в средней и носовой части траулера. С носа рабочая палуба защищена, баком. У траулера кормового траления сети выметываются, буксируются и выбираются через кормовой слип, который начинается ниже уровня воды и доходит до рабочей палубы. Рабочая палуба расположена позади мостика в средней части судна. На больших траулерах кормового траления улов очищается, моется и сортируется не на открытой палубе, а на палубе, расположенной под ней. Оттуда обработанная рыба в корзинах транспортерами подается к рыбным трюмам, расположенным в носу, и укладывается в лед, либо замораживается и укладывается в трюмы глубокого охлаждения (на морозильных траулерах).

Куттер - судно для ловли рыбы тралом в прибрежных и мелководных районах моря (рис. b). В этом случае речь идет о гладкопалубных судах с большой седловатостью, с расположенными в корме рубкой и машинной установкой. Куттеры имеют длину примерно от 10 до 30 м. Мощность дизельной энергетической установки 22--221 кВт, а вместимость изолированного рыбного трюма для хранения положенной в лед рыбы от 5 до 150 м3. Корпус судна и рубка изготовлялись раньше из дерева: в настоящее время для этого применяют преимущественно сталь, а также армированные стекловолокном сложные эфиры или легкие сплавы. Раньше для куттеров было характерным парусное вооружение. В наши дни паруса, если они еще применяются, служат только для повышения остойчивости судна, так как давление ветра на поверхность паруса может эффективно демпфировать качку.

Логгеры - суда длиной 30--40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании (рис. с). Они используются для ловли сельди и семги. Надстройки расположены в корме, только изредка встраивается короткий бак. Корпус судна и надстройки сделаны из стали. Мощность главного двигателя и скорость хода относительно малы (около 110 кВт и 8 уз). Логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыба очищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь, укладывается в бочки и засаливается (консервируется). Так как логгеры эксплуатируются для сезонного лова, с целью увеличения рентабельности был создан тип логгера, который может использовать как дрифтерные сети, так и тралы. Комбинированные логгеры кроме трюма для бочек имеют трюм для свежей рыбы или трюмы с холодильными установками. Для облегчения дрейфа при вытравленных сетях логгеры оборудовали раньше парусами значительной площади. Нынешние комбинированные логгеры имеют только фок и бизань.

а - траулер кормового траления, b - куттер, c - логгер, d - траулер бортового траления

Добывающе-перерабатывающие суда -- это суда для морского рыболовства. Они похожи на торговые и предназначены прежде всего для удаленных районов лова. Как и у траулеров кормового траления, лов происходит обычно через кормовые слипы; иногда применяется также бортовое траление. Добытая рыба перерабатывается в готовые продукты, такие как филе, рыбные консервы и консервы из печени, рыбий жир и рыбная мука.

Добывающе-перерабатывающие суда имеют длину 60--90 м, две сплошные палубы и длинную надстройку. Мощность энергетической установки составляет примерно 1470 кВт, скорость свободного хода 12--14 уз, а скорость траления примерно 4 уз. Машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов находятся в средней части судна, а в носу - отделение холодильных машин. Два-три изолированных рефрижераторных трюма расположены в носовой части судна между настилом второго дна и нижней палубой. Рыба из сетей ссыпается в бункер в подпалубном помещении, сортируется и перерабатывается. Обработка рыбы, например отделение голов, извлечение внутренностей, мытье и приготовление филе производится с помощью машин. Вручную обрабатывается только очень крупная рыба или рыба, для которой на борту нет соответствующих машин. Рыбное филе и мелкая чистая рыба укладывается на морозильные поддоны и консервируется глубоким замораживанием (до --30°С) в морозильных камерах. После короткого поверхностного оттаивания замороженную рыбу вынимают из поддонов и, чтобы предотвратить высыхание, глазируют пресной водой. По транспортерам филе, предварительно упакованное в коробки, подается в трюмы с низкой температурой (около --20°С). Головы, внутренности и прочие отходы, а также прилов по шнековому транспортеру подаются к мукомольной установке и там перерабатываются в муку. Рыбья печень после очистки, промывки, сушки и размельчения в мясорубке либо упаковывается в консервные банки и консервируется, либо в варильных установках перерабатывается в рыбий жир. Обычно добывающе-перерабатывающие суда оборудуют также установками для изготовления рыбных консервов. Рыба, пойманная под конец лова, доставляется на сушу обычно в свежем виде во льду. >Все транспортировочные процессы, включая хранение и разгрузку, механизированы, поэтому выполнение их проще, чем хранение и разгрузка свежей рыбы в слоях льда. трал 5.0

Суда-фабрики (рис. а) - это похожие на грузовые суда длиной 120--160 м. Они принимают улов траулеров или логгеров и перерабатывают его в готовые к продаже продукты - филе, рыбные консервы, рыбью муку, рыбий и печеночный жир. Эти суда обычно используются в удаленных районах лова и как суда-базы осуществляют также снабжение и обслуживание промысловых судов. Располагая энергетической установкой мощностью от 1470 до 2940 кВт, суда развивают скорость 12--14 уз; время работы в районе лова составляет 2--3 мес. Большая потребность в электрической энергии и хозяйственном паре должна удовлетворяться мощными электро- и парогенераторами. Общая мощность дизель-генератора составляет примерно 1,5 тыс. кВт. Для установок по изготовлению рыбной муки, рыбьего и печеночного жира и консервов имеется вспомогательная парогенераторная установка производительностью примерно 12--18 т пара в час (давление пара до 2,75 МПа, температура до 280°С). Для сохранения улова свежим на борту судов-фабрик и промысловых судов ежедневно изготовляется примерно 20-- 30 т льда. Чтобы снабдить эти установки и промысловые суда топливом, имеются цистерны на 2--4 тыс. т дизельного топлива.

промысловое судно рыба

а - плавучий рыбозавод, b - рефрижераторное судно, c - вспомогательное судно

Кроме названных добывающе-перерабатывающих судов в больших рыболовных флотах используются также рефрижераторные и транспортные суда. Они доставляют улов в виде свежей рыбы или в состоянии предварительной консервации с промысловых флотов в разные порты для дальнейшей переработки.

Транспортные суда по форме корпуса, типу двигателя и расположению помещений соответствуют обычным грузовым или рефрижераторным судам. Если они одновременно используются как флагманские суда рыболовного флота, их оснащают также большими цистернами для топлива, кладовыми для провианта, сетей и их частей мастерскими и установками для производства льда (рис. b). Дополнительно суда могут быть оборудованы жилыми, общественными и санитарно-гигиеническими помещениями для сменных команд промысловых судов, а также помещениями для медицинского обслуживания промысловиков.

Большим рыболовным флотам в отдаленных районах лова придаются также обслуживающие суда (рис. c). Это многоцелевые суда длиной примерно 60 м, оборудованные многочисленными устройствами и приспособлениями и обладающие хорошими мореходными качествами. Для ухода за больными из экипажей промысловых судов на них предусмотрены лазареты и операционные, а для снабжения обслуживаемых судов - кладовые (для провианта, промыслового оборудования, запчастей), а также ремонтные мастерские. Кроме того, обслуживающие суда могут быть оборудованы биологическими и метеорологическими лабораториями для исследований и наблюдений. Эти суда похожи на траулеры и оборудованы множеством промысловых приспособлений.

Для промысла китов применяются китобойные базы и китобойные суда. Бой китов, практически прекращенный в мировом масштабе с целью сохранения вида, производился главным образом в южных полярных морях. С китобойных судов (китобойцев) охотились на голубых и горбатых китов, финвалов и кашалотов. К одной китобойной базе приписывалось примерно 5--15 китобойных судов водоизмещением около 1 тыс. т с энергетической установкой мощностью 1470-- 2210 кВт, со скоростью 14-- 17 уз, хорошей мореходностью и большой дальностью плавания (до 4 тыс. мор. миль). Характерными для китобойцев являются высоко поднятый нос, на котором стоит гарпунная пушка, и соединительный мостик, идущий от орудийной установки до надстройки. Убитый с китобойца (гарпунированный) кит накачивается воздухом и буксируется к китобойной базе; иногда для этого используются китовые буксиры.

Китобойные базы имеют водоизмещение 20--45 тыс. т и экипаж 250--400 человек; их скорость 14--16 уз. У более старых судов в качестве двигателя использовались паровые поршневые машины; суда, построенные в последнее время, оборудованы преимущественно дизелями. Вспомогательные и многочисленные обслуживающие механизмы размещены в кормовой части судна. Чтобы втащить тушу кита массой до 150 т на верхнюю сплошную палубу (китовую палубу), в корме предусмотрен китовый слип с отверстием примерно 6X6 м, а на палубе - китовые лебедки с тяговым усилием до 0,5 МН и несколько маленьких лебедок с тяговым усилием 0,10-- 0,15 МН, которые служат также для снятия жирового слоя и для разделки китов. Для переработки разделанных китов в китовый жир, китовую муку, замороженное мясо, мясной экстракт и консервы на борту имеется много перерабатывающих установок и вспомогательных машин, а также парогенераторы. Полученные продукты хранятся в больших цистернах и грузовых или рефрижераторных трюмах.

а - китобойная база, b - китобоец

Дрифтер -- судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы

Сейнер -- промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнер Дмитрия Весельчакова.