Лыжные крепления sns и nnn. Типы лыжных креплений для беговых лыж. Для беговых лыж

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации

По типу эксплуатации ботинки бывают:

  • Для конькового хода . Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода . Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные . Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления

Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:

  • NN 75 . Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm) . Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System) . Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System) . Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа

Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  • Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  • Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  • Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  • Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  • Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  • Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  • Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  • Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.

Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.

Гоночные стандарты SNS, NNN, SNS Pilot и NIS - сейчас на них ходят не только профессионалы, но и любители. Нужны ли они лично вам, учитывая ваши задачи? Каковы сравнительные преимущества SNS, NNN и их модификаций SNS Pilot и NIS?

Нужны ли крепления типа SNS и NNN лично вам?

  • Да, если вы совершенствуете стиль. В таком случае вам будут полезны хороший контроль над лыжами и возможность регулировать жёсткость связи ботинка и лыжи.
  • Нет, если для вас выход на лыжах - не тренировка, а прогулка, и если вы не ходите коньковым стилем. В таком случае в них больше недостатков, чем достоинств - долговечность меньше, а ботинки надо переобувать перед лыжнёй. Выбирайте недорогие и надёжные крепления Nordic 75 .

Чем отличаются SNS и NNN?

Крепления этих двух стандартов похожи друг на друга, как два холодильника. Считайте это предупреждением: не во всех магазинах продавцы компетентны, и вам могут продать, например, крепления SNS и ботинки NNN, несовместимые друг с другом. Отличить их можно, повернув ботинок к себе подошвой. В SNS ботинок имеет одну широкую канавку, по всей подошве от носка до пятки. В NNN - две канавки поуже. Само крепление выглядит как пластиковая полоска с продольным гребнем и с замком в передней части. SNS имеет один гребень, NNN - два.

Что касается технических качеств, здесь обе системы примерно равны. По отзывам, NNN чуть лучше контролирует лыжу, особенно при коньковом стиле. Однако в стандарте SNS, кроме базовой версии SNS Profil, существует «профессиональная» SNS Pilot, у которой на ботинке не одна металлическая скоба, а две. Она не уступает NNN.

У NNN есть версия NIS. В ней на лыже стоит монтажная пластина, на которую ставится крепление, с возможностью регулировки взад-вперёд. Плюсы: не надо сверлить лыжу при монтаже крепления; можно очень точно сбалансировать лыжу по длине. Сейчас и SNS продаётся в вариантах под монтажную пластину NIS.

В части надёжности, в SNS скоба на ботинке расположена ближе к носку и быстрее изнашивается, если ходить в ботинках по асфальту, а в NNN сами крепления более хрупки и подвержены ударам и сколам.

Выбор по правилу «цена-удобство»

По сути дела, ни SNS, ни NNN не имеют решающих преимуществ. Оба стандарта одинаково популярны среди звёзд лыжного спорта. Куда важнее правильно выбрать удобную обувь. Вторая тонкость: в зависимости от сезона и магазина цена на ботинки и крепления SNS и NNN может сильно варьироваться, и важно оценивать именно цену комплекта. Поэтому:

1. Начните с определения цены, которую вы готовы будете заплатить за комплект. Может оказаться так, что крепления NNN окажутся дешевле, чем SNS, и вы сможете в ту же цену вместить более «продвинутые» ботинки, или наоборот.

2. Померяйте все ботинки обоих стандартов, которые укладываются в эту цену. Самые удобные ботинки определят ваш выбор системы креплений.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

Для получения удовольствия от передвижения на лыжах, нужно купить качественное снаряжение, защищающее от травм. Крепления для лыж — это одно из самых важных видов обмундирования спортсмена, поскольку влияет на управляемость лыж. Крепления — это так называемый привод, удерживающий ногу.

Передняя часть системы креплений NNN оснащена флексорами, сделанными из резины. В них упирается носок ботинка при отталкивании. Управление лыж напрямую зависит от жесткости устройства. Существует три типа жесткости: мягкие, полужесткие, жесткие. При покупке флексоров для лыжных креплений, нужно учитывать стиль катания спортсмена.

Основное отличие NNN креплений от SNS — наличие выступов для обуви, располагающиеся вдоль приспособления. Система оснащена двумя выступами, установленных друг напротив друга. Аналогичные системы имеют всего 1 выступ. У снаряжения NNN, скоба для фиксирования ботинка слегка смещена назад под пальцы, что повышает четкость управления при катании коньковым стилем.

Крепления NNN имеют такие преимущества:

  • совместимость с различными типами ботинок;
  • автоматический и ручной режим работы;
  • большой выбор моделей, среди которых присутствуют детские и подростковые;
  • невысокая стоимость и хорошее качество.

У автоматического крепления NNN есть один минус — при попадании влаги, конструкция замерзает и перестает функционировать.

В креплениях SNS, ботинок закрепляется на продольной широкой направляющей. Впереди нее располагаются упоры, изготовленные из резины. Жесткость спортивного снаряжения можно менять.

Существуют такие виды системы SNS:

  • Pilot — применяется для конькового стиля езды;
  • Profil — универсальная модель, которая хорошо подходит для разных стилей (коньковый, классика, комбинированный).

Преимущества системы:

  • прочность и надежность;
  • возможность использования для мини-лыж.

Недостатки:

  • подходит только для определенных видов обуви;
  • можно применять исключительно на трассах, которые обрабатываются ратраками;
  • узкий ассортимент специальной обуви, что значительно затрудняет выбор.
Благодаря двум осям, крепления Salomon Nordic System Pilot улучшают сцепление ботинка с лыжей.

Автоматические или механические?

Плюсы автоматов:

  • легкое застегивание без лишних усилий;
  • невысокая стоимость.

Недостатки автоматических устройств:

  • лед и снег не должны находиться под скобой ботинка;
  • если место полностью не очищено, ботинки могут самопроизвольно отстегнуться;
  • после катания, ботинок может не выстегиваться из-за того, что пристыл — в этом случае, ботинок снимается вместе со снаряжением и отогревается в помещении.

Преимущества механических приспособлений:

  • легко застегиваются;
  • завершив катание, креплениям можно легко расстегнуть, даже при налипании снега.
  • цена у механических изделий выше чем у автоматических;
  • при застегивании и расстегивании, нужно нагибаться.

Этот тип используется лыжниками-профессионалами. Если позволяет бюджет, предпочтительнее приобретать механические приспособления, поскольку срок эксплуатации таких конструкций выше, чем у автоматических.

Крепления для охотничьих лыж производятся из кожи. При покупке таких конструкций, лучше проконсультироваться со специалистом.

Разновидности

Крепления нужно подбирать индивидуально для каждого спортсмена, в зависимости от его стиля катания.

Для горных лыж

Устройство разделено на 2 части и имеет пластинки под носком, которые уменьшают трение ботинка. Боковое открепление происходит за счет передней части, а верхнее — задней.

Все виды приспособления имеют одинаковый размер. Для использования, подойдет любая фирма (Burton, Fisher, Step, Декатлон). Компания Thule дополнительно выпускает крепления для лыж на автомобиль. А также продается кронштейн для хранения лыж на стене.

Регулировка устройств для фрирайда зависит от массы человека. При настройке устройства, нужно учитывать опыт и стиль езды спортсмена. При регулировке нужно учитывать такие нюансы:

  1. Чтобы определить единицу срабатывания приспособлений, разделите вес спортсмена на 10. Начинающим лыжникам необходимо отнять 2 единицы от полученного параметра.
  2. Максимум границы регулирования — это ±3 единицы от результата, который получился вначале.
  3. Величина усилия может указываться в килограммах. Поэтому от веса нужно отнять 25 килограммов.
  4. Для установления правильной единицы крепления, необходима подсказка в виде таблицы, ее можно найти в наборе.

Для горных пластиковых лыж производятся такие разновидности конструкций:

  • с ручным застегиванием, у них единственный минус — высокая стоимость;
  • автоматы или полуавтоматы, заклиниваются из-за попадания жидкости.

Любители используют полужесткие или мягкие конструкции.

Для беговых лыж

Выбор приспособлений, которые используются для бегового хода, зависит от трасс.

Существует 3 типа приспособлений:

  • NN 75.

Особенностью стандарта NN 75 является пружинная конструкция — 3 шипа, которые укреплены на пластине из металла с дужкой-пружиной. Этим типом пользуются лыжники-любители.

К плюсам можно отнести:

  • низкую цену;
  • возможность использования стандартного варианта креплений для обучения детей.

К минусам относится:

  • сложности в застегивании и расстегивании устройства;
  • низкое качество.

Несмотря на простоту устройств, крепления NN 75 постепенно уходит с рынка.

SNS крепления используются профессиональными спортсменами. Производители выпускают автоматические и механические модели.
  • отличное качество;
  • надежность;
  • легкость в эксплуатации, юниорскими моделями несложно пользоваться даже ребенку.
  • необходимость приобретать специальную обувь;
  • подходят только для трасс, которые обрабатываются ратраком;
  • сложно отыскать подходящую обувь.

New Nordic Norm соединяются с лыжами двумя способами:

  • крепятся шурупами;
  • надеваются на специальные «салазки».

Преимущества:

  • большой выбор моделей для детей и взрослых;
  • наличие двух типов снаряжения;
  • выпускаются модели для детей и подростков.

Среди недостатков выделяют то, что при попадании воды автоматы замерзают.

Профессиональные спортсмены используют механические конструкции. Начинающим лыжникам лучше выбрать автоматические системы, поскольку ими легче пользоваться. Маленькая скорость передвижения, небольшие перепады, ровная трасса — все это подходит для «автоматов». Примерзание опасно в том случае, если развивается высокая скорость во время катания. Воспользуйтесь таблицами, которые указаны в инструкции. Для беговых лыж выбирайте крепление лыжные полужесткие и мягкие. Мужские модели отличаются своей жесткостью. Такие приспособления выпускает компания Фишер. Женские версии креплений — это картели. Монтаж приспособлений можно провести своими руками. Крепления для лыжероллеров подбираются индивидуально.

Существует четыре основных вида горнолыжных креплений. Разберем, чем они отличаются друг от друга. Заодно вы узнаете, какие ботинки используются в каждой группе креплений.

В борт нашего батискафа билась легкая волна, все было готово к погружению. Мы стояли на мостике, освещенные закатом, и нетерпеливо всматривались в темные воды зимнего океана - нас ждали открытия. Прозвучала команда «Погружаемся!»



Для чего нужны горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления выполняют две основные задачи:

  • Передают на лыжи усилия для управления ими;
  • Должны отстегиваться при вероятности травмы.

Чем жестче закреплен ботинок, тем точнее ведение лыжи во время катания. На первый взгляд, ботинки и так жестко пристегнуты к лыжам, но это только на первый. Ботинки находятся в постоянном движении относительно креплений. При несильных ударах, вибрации или скручивании ног крепления позволяют ботинкам смещаться из первоначального положения, тем самым амортизируя нагрузки. Затем ботинок возвращается в обычное положение.

Если появляется угроза получения травмы ног, например при падении, крепления должны вовремя отстегнуться. Чтобы они сработали в нужный момент, необходимо правильно выставить усилие DIN на передней и задней частях креплений. Чем выше значение DIN, тем большее усилие требуется приложить, чтобы крепления отстегнулись.

Нельзя выставлять и заведомо низкое значение DIN - лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент, например когда вы выписываете красивую дугу на глазах у завороженной публики (помните, горные лыжи - это спорт под названием «посмотрите на меня»?). Мало того, что вы ударите лицом в снег на людях, так еще и получите травму. Значение DIN должно быть выверенное. А выверить его лучше у специалиста надежного поката или горнолыжного магазина.

Примерное значение DIN можно получить на сайте dincalculator.com (англ.).

Если говорить обо мне, то у меня на трассовых и на лыжах для фрирайда выставлены разные значения DIN. Для трассы они выше.

Теперь подплываем ближе к основным видам горнолыжных креплений!

Горнолыжные крепления - классические

Нет такого понятия «классические крепления», это я придумал, чтобы отделить эту категорию. На Западе этот вид живет под именем Alpine Ski Bindings.

Это самый массовый сегмент горнолыжных креплений, в них катаются все: спортсмены, любители трасс, фрирайдеры, обитатели парков и многие другие. Чтобы угодить каждой группе катающихся, производители выпускают огромное количество модификаций, но это тема для будущего погружения.

Ботинки в «классических» креплениях зажаты намертво и постоянно.

Для таких креплений подходят все горнолыжные ботинки, кроме некоторых нишевых, о них читайте ниже.

Ценовой разбег в категории колоссальный, от 2000 до 30 000+ руб. - каждый подберет себе по карману и уровню катания. Дорогие крепления, как правило, - это спортивные, а дешевые, понятно, начального уровня.

Главный минус обычных горнолыжных креплений - они непригодны для восхождений на лыжах, для этого выбирают крепления для ски-тура.

Горнолыжные крепления для ски-тура - рамные

Рамными их называют потому, что передняя и задняя части соединены элементом, рамой. Рамы бывает различной конструкции - например, трубками различной формы в сечении.


Это крепления Salomon Guardian. Как они устроены и функционируют рассказывается в видео:

По сути, это «классические» крепления, но уже с возможностью поднять пятку ботинка над лыжей. Для чего? Для того, чтобы начать двигаться в гору! Теперь закреплен только носок ботинка, как на беговых лыжах, а пятка может двигаться в вертикальной оси.

Улыбнемся? Вот вам пример ребят, пытающихся заползти на гору на обычных креплениях:

Как только уклон горы немного подрос, у бедняг начались очень серьезные проблемы с ходьбой.

Для таких креплений все еще подходят обычные горнолыжные ботинки, но очень приветствуется наличие режима катание/ходьба. Без него смысл установки креплений для ски-тура полностью теряется.


У каждого производителя свой механизм ходьба/катание, но рычажок переключения всегда находится на задней части ботинка. После переключения верхняя часть начинает двигаться относительно нижней.

Рамными креплениями пользуются в основном фрирайдеры, ведь им приходится далеко (за пределы горнолыжных трасс) уходить в поисках глубокого и нетронутого снега.

Минусы рамных креплений для ски-тура:

  • тяжелее и дороже классических;
  • ботинок находится высоко над лыжами, требуется больше усилий для управления.

Вопрос с весом (но не с ценой) успешно решают механизмы следующей категории: крепления для ски-тура системы TLT.

Горнолыжные крепления для ски-тура - пиновые


Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).

Пиновые крепления - это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности - желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима - специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.

Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) - два спереди, два в задней части.



Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.

К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче - появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.

Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж) .

А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.


Горнолыжные крепления для телемарка


Горнолыжные крепления для телемарка - это редкость, как и сами телемаркеры. Во всяком случае в наших краях. В Норвегии, на родине этого стиля катания, возможно, их больше.

Бывает, проходят недели в горах, а они так и не появляются на горизонте. Но если вы вдруг увидите человека, который каким-то угловатым способом передвигается по склону, знайте: вот он. Этот стиль катания вприсядку ни с чем не спутаешь!


На видео видно, насколько просты в конструкции крепления для телемарка. Это же является преимуществом - они невероятно надежны. Такие крепления называются 75-миллиметровыми.

Если в ски-туровских креплениях пятка должна быть свободной - чтобы двигаться на лыжах вверх, то в телемарке это необходимо и для спуска.

Для таких креплений нужны особые ботинки. Явные визуальные отличия от других ботинок - «гармошка» в области подъема ноги и длинный выступающий «язык» подошвы в носке - плюсна (см. фото внизу).



Кстати, в телемарке прогресс тоже не стоит на месте - крепления усовершенствуются. На картинке с ботинком (где упоминается «гармошка) изображен принципиально новый механизм крепления - без задней части. Это крепления NTN - New Telemark Norm, «новая норма телемарка».

Сравните:


Выделенный на картинке элемент захватывает переднюю часть подошвы, оставляя пятку свободной. Такие крепления требуют специальных ботинок:


Смотрите: плюсна совершенно другая, но «гармошка» все та же.

Больше узнать об этом удивительном стиле катания и снаряжении для него можно на сайте телемаркеров telemark.ru .


Заключение

Вот, пожалуй, и все. Это было недолгое, но познавательное путешествие в один из уголков обширного горнолыжного океана. Ландшафт дна постоянно меняется, и мы уверены, что через 10 лет мы его не узнаем. А это значит, что для нашего изыскательного аппарата сайт всегда найдется работа - проливать свет на неизведанные глубины подводного горнолыжного мира.

Как всегда, просим дополнять материал комментариями, ведь именно ваша обратная связь дает нам понимание, куда плыть в следующий раз.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если вам нравятся мои погружения (совершили уже более 70 походов в глубины горнолыжного океана), то качество и фан, с которым мы это делаем, если у вас появилось желание сказать маленькое спасибо, то переходите в мой магазин Паудер и посмотрите, какой дизайн я создаю для вас, ценителей гор.

К созданию этой одежды я подхожу также ответственно, как к каждому погружению батискафа LET IT SNOW.

Теперь всплываем, спасибо, что были снова с нами! До следующего похода!