Интересные факты про коньки. История создания ледовых коньков. Кто изобрел коньки

Прошло уже больше 500 лет, как современный человек первый раз встал на коньки! Прежде чем надеть роликовые коньки , люди научились сначала кататься по льду.

Первые приспособления, при помощи которых люди смогли передвигаться по ледовому покрытию, были изготовлены из костей различных животных. Подобные «костяные» коньки были найдены на территории Баварии, Швеции, Советского Союза, Нидерландов, Богемии, Дании, Англии и Норвегии. Коньки являются одним из древнейших изобретений человека, именно они позволили быстро передвигаться по ледяной земле. Для этого коньки из костей необходимо было покрепче прикрепить к ноге.

Не так давно в 1967 году были найдены самые древние коньки из всех известных. Произошло это на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. По данным археологов эти коньки могли принадлежать киммерийцам (кочевому народу, который жил около 3200 лет назад). Получается, что уже в период бронзового века киммерийцы освоили ледовые коньки, которые были изготовлены из костей домашних животных. С одной стороны коньки стачивались, а с другой в них делали небольшие отверстия для крепления на обуви.

Начиная с XIV века люди стали делать деревянные коньки со специальной металлической полосой на скользящей поверхности. Обычно для этих целей использовали бронзу или железо, и уже позднее – сталь. За последние четыре века деревянная основа и полоз конька менялись лишь по своей форме и длине.

Начиная со второй половины XIX века бурно развивается конькобежный спорт, что непосредственно влияет на ход истории развития коньков. Придумывают новые конструкции коньков, особенно в этом преуспели Канада, Россия, Швеция и Америка.

В 50-х годах XIX столетия изготовили цельнометаллические стальные коньки, которые прикреплялись к ноге при помощи ремней. В 1880 году были сконструированы новые трубчатые беговые коньки. Они стали революцией в конькобежном спорте. Задняя и передняя металлические платформы крепились к ботинку при помощи 4-х и 6-ти шурупов соответственно.

В 1887 году А. Паншин изготовил прообраз современных беговых коньков. Это была цельнометаллическая удлиненная модель, с немного загнутым носком и узким лезвием. Новый этап в развитии скоростного бега и в истории коньков произошел благодаря изобретению норвежца Х. Гагена. Он сконструировал беговой конек, который состоял из специальной стальной трубки, в которую вставлялся стальной полоз. Этим изобретением пользуются все мировые скороходы и в наше время. Еще одной сенсацией в конькобежном спорте стали модели, которые изготовили голландские фирмы «Рапс» и «Викинг». В 1996 — 1997 годах некоторые конькобежцы начали сезон именно на этих коньках.

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки .

История коньков
Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.

Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.
В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Деревянные коньки с железным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.
Норвежские скороходы А. Паульсен и К. Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.
В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Конек Гейнса
Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели. Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.
Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д. Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина ) было вызвано техническими соображениями, а именно — увеличением прочности конька. Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.

В фигурном катании применяются три типа коньков:

А. Коньки для исполнения обязательной программы;
В. Коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании.
С. Коньки для спортивных танцев на льду.
Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка.
Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках. Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальными шурупами конек крепится к ботинку. В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда.
Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома. Высота лезвия конька приблизительно равна 40—50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой - позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка. Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2—4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы - одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду. Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.
Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном. Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед. Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра. Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.

Точка коньков
. Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается. Педагогические наблюдения и специальные исследования, проведенные с фигуристами различной спортивной квалификации, позволили установить, что многие коньки отечественных марок мало приспособлены для выполнения обязательных фигур. Очень часто ошибки в микрогеометрии следа фигуры получаются не по вине спортсмена, а в результате отсутствия специального конька для "школы".
Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям:
Обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петле».
Создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька.
Обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов.
Производить кратковременное качение конька с большой амплитудой от его середины вперед-назад и наоборот при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.
Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея прикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках. Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела. Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укреплены твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусины
Ввиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр. Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.
Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка. Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения. Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы. Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.


Исторические факты о коньках

- Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.
- В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.
- А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.
- С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски
- В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.
- Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I. А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.
- Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.
- Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

Коньки! Для России, как, впрочем, и для всей Европы, это слово имеет особое, почти сакральное значение. На коньках с одинаковым удовольствием катаются богатые и бедные, молодые и старые, юноши и девушки, а уж о том, что «трус не играет в хоккей», известно каждому российскому школьнику. Но, несмотря на бешеную популярность коньков в нашей стране, практически никто не знает историю их появления.

КОСТЯНЫЕ ГОРБУНКИ

Если верить археологам, то коньки являются чуть ли не ровесниками каменного топора! Действительно, археологические раскопки подтверждают, что полозья древних коньков были сделаны из костей животных в незапамятные времена. При этом количество и ареал обнаружения находок позволяют говорить о повальном увлечении древнего населения Евразии катанием на коньках! Костяные коньки находили в Нидерландах, Дании, Баварии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и России. Интересно, что порой по конструкции коньков можно сказать, в какой местности их нашли. Так, в Сибири особой популярностью пользовались коньки из клыков моржа, в Китае - из стеблей бамбука, а в Казахстане и вовсе из костей лошади. Одна из самых внушительных коллекций древних коньков сегодня экспонируется в Британском музее. Здесь, например, можно увидеть коньки, на которых катались более 2 000 лет назад!

А древнейшие из всех обнаруженных археологами коньков были найдены неподалеку от... Одессы. По свидетельству историков, эти костяные коньки принадлежали киммерийцам, населявшим Северное Причерноморье 3 200 лет назад. Правда, ученые относят первое использование коньков к периоду бронзового и даже каменного века. И самое поразительное, что уже тогда коньки имели практически такое же строение, что и сегодня.

Древние люди брали кость животного, стачивали ее с одной стороны, а с другой делали отверстие для крепления обуви. Правда, праконьки являлись чем-то средним между короткими лыжами и собственно коньками. Их лезвие было длиннее современного, но короче, чем лыжа, и при езде отталкиваться ото льда приходилось все же палками.

РУССКИЕ - САМЫЕ ДРЕВНИЕ

Сегодня доказано, что коньки на севере России появились намного раньше, чем в Скандинавии. Раскопки городищ Старой Ладоги, Пскова и Великого Новгорода красноречиво свидетельствуют о наличии у местного населения коньков более 3 ООО лет тому назад. Но, как это часто бывает, русское изобретение официально пришло в Россию с Запада.

Первое литературное упоминание о коньках принадлежит кентерберийскому монаху. В 1174 году в «Хрониках знатного города Лондона» он писал:

«Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...»

Костяные лезвия, прикрепленные к деревянным ботинкам, долго использовали наравне с железными полозьями. Кое-где костяные коньки можно было встретить вплоть до конца XIX века! Особенно упорными в этом вопросе оказались Норвегия и Исландия.

Хоть на севере России коньки использовали испокон веков, первым официальным конькобежцем нашей страны стал Петр I. Вернувшись из Голландии, он повелел устраивать торжественные катания и даже придумал коньки, где бы лезвие не отделялось от ботинка, как это было прежде. С тех пор многократно менялась форма лезвия и материал ботинка, но суть коньков осталась прежней.

Во второй половине XIX века конькобежный спорт неожиданно стал одним из самых популярных в мире, особенно в Канаде, Норвегии, Швеции и России - странах, где зима длится чуть ли не полгода. На коньки встали буквально все слои населения, от аристократов до городской бедноты. В нашей стране первый конькобежный клуб был открыт в Петербурге в 1864 году. Сами коньки с цельнометаллическими изогнутыми лезвиями изготовлялись в оружейной столице России - Туле.

Первая в России организация конькобежцев называлась необычно и весело - «Общество ржавого конька». Впрочем, юмор заключался лишь в названии. Попасть на каток мог только член общества, являвшийся потомственным аристократом, предоставившим серьезные рекомендации от членов «Ржавого конька». Газеты тех лет даже писали: «Лучшие семьи высокопоставленных лиц смело отпускали своих детей на каток Общества».

УЧЕБНИК В СТИХАХ

Конечно, настолько древний и популярный вид спорта не обошелся без свода правил. Первая подобная книга увидела свет в Англии в 1772 году. Сегодня она бесценна - сохранилось всего три ее экземпляра. Помимо правил поведения на катке, в фолианте есть практические рекомендации начинающим конькобежцам и фигуристам. Следующий учебник катания на коньках вышел в Германии и прославился лишь тем, что был написан в стихах. А в 1823 году лейтенант английской артиллерии Роберт Джонс написал книгу о коньках, название которой состояло из 24 слов: «Искусство катания, основанное на определенных принципах, извлеченных из многолетнего опыта, при помощи которых эти благородные, полезные для здоровья и приятные упражнения доведены до искусства».

КЛАССИКИ НА ЛЬДУ

Много упоминаний о катании на коньках можно встретить у классиков русской литературы - Пушкина, Толстого, Куприна. В Европе главным певцом конькобежного спорта принято считать самого Вольфганга Гете. Великий поэт, беседуя с собратьями по перу, не раз сравнивал изящные рифмы стихотворений с пируэтами фигурного катания. Вальтер Скотт, непревзойденный автор средневековых романов, был настолько очарован коньками, что стал инициатором первых конкурсов по фигурному катанию. Даже известного математика Софью Ковалевскую, профессора Королевского университета в Стокгольме, зимой ежедневно видели на катке! А появлением коротких кокетливых юбок у фигуристок дамы обязаны английской принцессе Мэри. Леди устала подбирать свое платье, катаясь на коньках, и обрезала его по колено.

МАСТЕР КУЛЬБИТОВ

Само фигурное катание появилось благодаря американцу Джексону Хейнсу. Он стал первым человеком, выигравшим чемпионат Америки в 1864 году. Но знаменит стал вовсе не своим рекордом, а тем, что первым включил в свое выступление танцевальные и балетные движения. Позднее на выступлениях в Вене зрители стоя аплодировали Хейнсу, искренне недоумевая, как можно на льду выделывать подобные кульбиты. Сам Хейнс умер в 35 лет от туберкулеза, но в Вене была создана школа фигурного катания, продолжавшая развивать его стиль танцев на льду. На ее основе родился Международный союз конькобежцев, который существует до сих пор.

БУХГАЛТЕР И КОНЬКИ

Среди отечественных конькобежцев прошлых столетий стоит выделить Николая Александровича Панина-Коломенкина. Дело в том, что профессура университетов в начале XX века почему-то не жаловала спорт вообще и коньки в частности. В связи с этим студент-экономист Коломенкин посещал каток и соревнования под псевдонимом Панин. Когда юноша повзрослел, его взяли на работу инспектором Царскосельского уезда, но, чтобы не испортить отношения с начальством, тот продолжал кататься на коньках под псевдонимом. Больше всего Николая Коломенкина забавляло, когда его патроны обсуждали статьи в газетах о выдающихся успехах пятикратного чемпиона России по фигурному катанию Николая Панина, даже не подозревая, кто им является на самом деле. Инкогнито было раскрыто после того, как Николай выиграл Олимпийские игры 1908 года. В результате Николай был вынужден оставить спорт ради карьеры финансиста.

Испокон веков люди ценили красоту, грацию, изящность. В нашем современном, прогрессивном мире невозможно представить человека, который не знал бы, что такое фигурное катание. Кто-то называет это спортом, кто-то « искусством, но возможным катание на льду стало благодаря появлению «коньков» в мире, а у нас на родине тому, кто завез коньки в Россию.

Человек всегда умел приспосабливаться, адаптироваться к условиям жизни, среде обитания. Неудивительно, что многие ученые считают невозможным определить точный год и место, где впервые придумали и применили обувь для катания на льду. Также трудно сказать, кто придумал коньки. В античном мире условия климата были суровыми, людям часто приходилось селиться там, где было холодно. Чтоб выжить, они занимались охотой, рыбалкой, добычей провизии. Вероятно, тогда кто-то находчивый и выдал идею, что по льду лучше скользить, а не брести.

Предметы, установленные как первые прототипы коньков, археологи находят по всему миру. Это Нидерланды, Китай, Англия, Швейцария, Бавария, Казахстан, Сибирь, страны Скандинавии. Людям в древности было очень трудно преодолеть такие огромные расстояния, следовательно, придумать обувь для ходьбы по льду могли люди в разное время.

Некоторые ученые умы утверждают, что первые коньки были изготовлены из костей животных. Это можно считать истиной только отчасти. Не все имели возможность использовать как заготовку такой материал. Кто-то вырезал коньки из дерева, преимущественно из елки, некоторые брали за основу бамбук, даже бивни моржей шли в дело. В основании заготовки делались отверстия, в которые продевался кожаный шнурок. Им приспособление крепилось к ноге.

Интересно знать! Самое раннее исторически задокументированное упоминание о предметах зимней ледовой обуви в литературе можно обнаружить в «Англо-нидерландском словаре» 1648 г.

На данный момент самые древние коньки представляют собой костяные приспособления, найденные в 1967 году в окрестностях северной части Черноморского побережья. По оценкам ученых, им около 3200 лет. Предполагается, что их делали племена киммерийцев, чтобы удобно скользить по замерзшим рекам. Форма кости не позволяла развить большую скорость и маневренность. Приходилось дополнительно использовать палки. Однако уже тогда это был значительный прогресс в жизнедеятельности человека. До этого искатели старины находили древнюю обувь, которой, по приблизительным оценкам, более 2000 лет. Антиквариат, содержащийся в одном из британских музеев, был найден 1839 году.

Установлено, что с ХIII до середины ХVIII столетий ледяная обувь использовалась только как средство быстрого перемещения по замерзшим рекам, озерам, каналам. Кроме дерева и кости, из которых были сделаны первые коньки, в изделиях стали использовать полоски бронзы и железа для улучшения конструкции.

Изобретатели коньков

Невозможно точно определить, кому принадлежит гениальная идея изготовлять ледяную обувь. Но известны имена людей, трудившихся над их усовершенствованием. Это были не только ученые и конструкторы, но и те, кто просто любил скользить по льду.

Интересно! Переднюю часть коньков часто украшали фигурой в форме головы коня. Из-за этого приспособление и получило свое ласковое название — «Коньки».

Инновации в создании ледяной обуви начались в Европе начала ХIV века, когда мастера стали вставлять в деревянные коньки железные пластины, а позднее их заменили на стальные трубки. Прошло совсем немного времени, и в Голландии стали появляться первые полностью металлические устройства. Древние конькииз сплава были короткими, тяжелыми, с изогнутым носком.

Из-за непрактичной конструкции было неудобно крепить обувь к ноге. Подошва неплотно прилегала к боковине, ремешки соскальзывали. Тут на выручку пришел гений Русского Царя Перта I. Есть мнение, что, находясь в Голландии по государственным делам и увлекшись катанием на льду, правитель подумал, что хорошо бы соединить лезвие с обувью в единое целое.

Хотя катанием на льду люди увлекались издавна, большую популярность оно приобрело ближе к середине XIX столетия. Популярность этого увлечения привела к возникновению разных дисциплин в спорте, связанных с коньками и лыжами. Это дало толчок к быстрому развитию конструкции спортивной обуви, новые модели стали изготавливать и выпускать известные фирмы.

Впервые придумали старинные коньки трубчатого вида норвежские скороходы. Лезвия прикручивались к обуви четырьмя и шестью шурупами. Экспериментами с формой беговых коньков занимался русский конькобежец А. Паншин. В 1887 году он добился немалых успехов, начав создавать удлиненные модели с тонким лезвием, загнутым на конце. Долгие десятилетия первоначальное строение оставалось практичным и не менялось.

Интересно! Чтобы создать новую модель коньков, необязательно быть инженером. Любой мальчик мог сточить лезвие конька спереди и сзади, получив так называемые «канадки», пригодные как для красивого скольжения, так и для скоростной гонки.

В настоящее время спортсмены пользуются моделью конька из стальной трубки со вставленным в нее полозом. Разработкой занимался норвежец Х. Гаген. Успеха он добился в 1892 году, внеся свое имя в историю зимнего спорта. 1996 год представил миру новые варианты ледяной обуви. Это происходило на соревнованиях разного уровня, когда голландские и бельгийские спортсмены удачно стартовали в сезоне. Разработкой занимались фирмы «Викинг» и «Рапс», и новая модель получила название «Слепскейт».

Катание на коньках стало настолько популярным, что появился совершенно новый вид обуви — пластиковый, роликовый конек. Изобретать что-то совершенно новое не пришлось. Его принцип состоял в замене металлического лезвия на колеса. Это позволило кататься не только по льду. Особенно популярно это развлечение среди детей и подростков.

Конек Гейнса

Доктор Гейнс — человек, придумавший и воплотивший идею коньков «снегурок». В 60-х годах XIX века он решает сделать «снегурки», которые имели широкое лезвие, загнутый кверху носок без зубцов. Их отсутствие позволяет скользить даже по твердому, укатанному снегу. Такое оборудование подходит для обучения новичков, с ним они учатся кататься, пользуясь ребрами конька. Дальнейшие изменения в модели были не принципиальны, но привносили некие новшества. Так, шведский фигурист У. Сальков придумал добавить зубцы на носок. Новшество позволило выполнять более сложные фигуры, прыжки, остановки, пируэты на носке, циркули, переступания, толчки. Укрепить прочность модели помог Н. Панин. Он добавил стойку, теперь их стало три.

Больше значительных изменений в «снегурках» не было. Менялась длина и толщина лезвия, в зависимости от применения. Например, для танцев на льду предусмотрена самая маленькая длина, чтобы партнеры не поранили друг друга. Лезвия их коньков имеют толщину в 2-3 мм, для сравнения, предшественники имели толщину 5-6 мм. Высота составляет 40-50 мм. Полоз закруглен, чтобы при наклоне тела выполнялось скольжение по дуге.

Кто завез коньки в Россию

Моду на ледяное катание на Руси привез Петр I. Ему очень нравилось такое развлечение. Царь даже приказал начать производить коньки в Туле, когда вернулся домой. Но после его смерти популярность коньков снизилась. Считается, что самый первый конькобежный клуб в России основал в 1864 году А. Паншин. Скороход и фигурист открыл его в Петербурге.

Интересно! Более 300 лет назад в Москве гостил английский дипломат Карлейль. Позже он написал: «Любимое зимнее развлечение москвичей- катание на коньках».

В феврале 1890 года отпраздновал 25-летие петербургский Юсуповский каток. По этому поводу решили устроить грандиозные ледовые состязания. Для участия специально пригласили спортсменов из Америки, Европы. Масштабность мероприятия, звездный состав участников дают право назвать эти соревнования первым неофициальным чемпионатом мира. Успех данного конкурса ускорил проведение соревнований мирового уровня. Также это событие послужило толчком для создания через 2 года Международного Союза конькобежцев.

Коньки давно стали привычным атрибутом нашей жизни и кажется, что так было всегда. Но все когда-то появляется впервые и узнать, когда появились первые коньки, кому пришла идея проехаться по льду не на обуви, а на специальных приспособлениях, невозможно. Остались воспоминания, есть находки археологов, но это только часть истории коньков.

Экскурс в историю коньков

Отталкиваясь от возможностей и назначения коньков, естественным будет предположение, что их прототипы появились в странах, где много водоемов, замерзающих в холодные зимы. Озеро, речка или пруд в теплое время года являлись препятствием для быстрого передвижения, и порой приходилось делать большой крюк, чтобы добраться до нужного места.

Природный ледяной мост позволял сократить расстояние и давал возможность быстрее доехать до места, если придумать что-то такое, что ускоряет движение. Кто знает, где и кому первому пришла эта мысль в голову, но она пришла, поэтому можно считать, что этот человек изобрел коньки.

Может, это было на севере Китая, где к обуви привязали палочки из бамбука, или в холодной Сибири, где охотник использовал моржовые бивни или брусок из дерева. Северные европейские страны тоже могут претендовать на лидерство по изобретению коньков – там, по рассказам, тоже применяли кости животных и деревянные бруски, чтобы передвигаться по замерзшим озерам и рекам.

Справка! Первым достоверным источником сведений о ледовой обуви стал «Англо-нидерландский словарь», изданный в 1648 г.

Находок, связанных с прототипами коньков, не так уж и много. В Британии (XX в.) нашли адаптированную для передвижения по ледяной поверхности обувь – ее возраст 2000 лет. Чуть позже (1967 г.) на берегах Южного Буга неподалеку от Одессы были найдены более древние экземпляры коньков, вернее, приспособления для катания по льду, изготовленные из костей. Трудно представить, но 3200 лет назад кто-то из киммерийцев, кочующих в этой местности, катался на них по замерзшей реке.

Лезвий, в полном понимании этого слова, конечно не было. Чтобы передвигаться было удобнее, большой кусок кости или дерева обтачивали с одной стороны, закрепляли на подошве кожаными шнурками, веревками, пропущенными через отверстия в заготовке. На противоположной стороне заготовки делалась выемка, куда вставляли плоскую кость или деревянную плашку – это было «лезвие».

О костяных коньках рассказывал в «Хрониках знатного города Лондона» монах Стефаниус (XII в.). Он описал свои впечатления от увиденного – на замерзшем болоте катался ребенок, привязав к ботинкам крупные кости животного, и отталкивался палками.

Примерно в XIII-XVIII вв. специальная обувь для льда использовалась не для катания, а быстрого передвижения по замерзшей поверхности водоемов. Вставки из кости и дерева постепенно заменили бронзовыми и железными полосками.

Интересный факт! Однажды известный исследователь-путешественник Марко Поло (XIII в.), находясь в Средней Азии, стал свидетелем необычной охоты на льду. Охотники с лыжами загоняли животных на лед, а охотники с приспособлениями из костей на обуви, быстро передвигаясь по льду, приближались к добыче, которая не могла убежать – копыта разъезжались.

Первые конструкторы коньков

Имена новаторов, использующих различные приспособления для удобства катания по льду, истории не известны, но известно, что уже в начале XIV века в деревянные бруски стали вставлять полоски из железа, а потом – железные трубки. Где впервые изобрели эти новшества история тоже умалчивает, но их вполне можно считать прототипами современных коньков.

Позднее в Голландии всю конструкцию начали изготавливать из металла, но короткие коньки с загнутым носом были тяжелыми и неудобными. Да и крепления из кожаных шнурков постоянно соскальзывали, развязывались.

Бытует мнение, что впервые конек с обувью жестко соединил Петр I, когда находился в Голландии по государственным делам. Кататься ему нравилось, но не нравились проблемы, связанные с катанием, поэтому он прибил коньки к сапогам, чем немало удивил голландцев. После его возвращения из поездки был издан указ о начале производства коньков в Туле.

Мода на коньки была подзабыта после смерти Петра, но во время царствования Александра I о коньках вновь вспомнили.

Популярность коньков подскочила после того, как в Лондоне залили первый каток в 1842 году. Искусственное создание ледяной поверхности позволяло кататься там, где нет речки или озера. Организация, занимающаяся конькобежным спортом, в России появилась в 1864 г. в Петербурге, а уже в 1867 г. российский фигурист и конькобежец А. Паншин стал победителем на международных соревнованиях.

Справка! Спереди на коньки пристраивали фигурку конской головы, отсюда и пошло название всей конструкции – коньки.

Идея изготовления трубчатых коньков принадлежит скороходам из Норвегии, а лезвия к подошве они крепили шурупами. А. Паншин экспериментировал с разной формой лезвий и к 1887 году были достигнуты значительные успехи. Модель коньков изменилась – они стали длиннее и тоньше, на конце загибались.

Эта модель была в ходу до 1892 года, пока Х. Гаген (Норвегия) не усовершенствовал ее, вставив в стальную трубку тонкий полоз. По сути, он изобрел коньки современности. В 1992 году на различных соревнованиях спортсмены из Бельгии и Голландии представили другие варианты коньков – «Слепскейт», разработанные на фирмах «Викинг» и «Рапс».

Коньки «Снегурки»

Удобные и простые коньки с загнутыми кверху широкими лезвиями без зубцов изобрел доктор Гейнс. Модель стали называть «снегурки» из-за сходства с санями, на которых ездила сказочная Снегурочка. Такая форма лезвия позволяла кататься даже по снегу и легко обучаться катанию даже маленьким детям.

Последующие усовершенствования коньков сделали их удобными для использования в фигурном катании. У. Сальков, фигурист из Швеции, стал инициатором добавления зубцов, чтобы можно было выполнять сложные фигуры. Прочности конькам добавило новшество, придуманное Н. Паниным – к двум стойкам добавилась третья.

Существенно модель «снегурок» не менялась, но в зависимости от использования меняли толщину и длину лезвия.

Справка! Самое короткое лезвие у танцевальных коньков – это сделано для безопасности партнеров. Полоз у танцевальных моделей слегка закруглен.

Усовершенствования коньков

Современная спортивная жизнь без коньков невозможна – на их применении основаны многие виды спорта, их используют для поддержки физического состояния при ведении здорового образа жизни, на них катаются и взрослые, и дети, ведущие активный образ жизни.

Беговые

Коньки для бега существовали уже в середине XIX века – лезвие из стали закрепляли на деревянном плоском бруске и привязывали к обуви ремнями. Во время бега ремни ослабевали, конек начинал болтаться, что, конечно же, было неудобно. Позже (1880 г.) изобрели трубчатые коньки и крепили их к подошве сапога шурупами.

Когда А. Паншин стал победителем соревнований по бегу на коньках (1887 г.), используемая им модель получила большую популярность. Лезвие у его коньков было длиннее и уже, спереди немного загибалось, а завиток, который мешал бегу, убрали.

Изобретение легированной стали (конец XIX в.) позволило увеличить прочность полоза в 2 раза, уменьшить его толщину и вес.

Самое существенное изменение в конструкции беговых коньков произошло в 1990 году – коньки стали крепить только на носке, а пятку оставляли свободной. Такое крепление значительно облегчало бег и увеличивало скорость.

Фигурные

Различные фигуры и пируэты на льду стали выполнять, когда катание на коньках приобрело массовый характер, так что вполне обоснованно считать народ изобретателем фигурного катания.