Гимнастика А.Н. Стрельниковой: какие упражнения подойдут при астме. ЛФК при бронхиальной астме: основные упражнения и их польза Особенности дыхательной гимнастики у детей

ЛФК при бронхиальной астме используется для того, чтобы увеличить продолжительность бесприступного периода, а также для снижения вероятности развития тяжелых осложнений.

В настоящее время разработано множество различных методик лечебной физкультуры. Каждому конкретному пациенту рекомендуются определенные упражнения, которые позволят ему добиться самых лучших результатов.

Специфика процедуры

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме рекомендуется практически каждому пациенту, не имеющему противопоказаний. Основными клиническими эффектами от проведения входящих в программу упражнений являются следующие:

Такие упражнения при бронхиальной астме улучшают общее состояние человека. Особенно эффективно проведение такой терапии у детей.

Показанием для проведения подобных упражнений при бронхиальной астме является наличие персистирующей или интермиттирующей формы заболевания в период ремиссии.

Кроме этого, подобная терапия назначается при развитии у пациента разного рода осложнений, особенно эмфиземы. Физические упражнения при астме могут назначаться врачами далеко не всегда. Существует целый ряд противопоказаний к их выполнению пациентом:


Некоторые из этих противопоказаний являются относительными. К примеру, при снижении уровня дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности лечебные упражнения пациенту можно назначать. При этом не стоит игнорировать существующие ограничения, так как это может привести к ухудшению состояния здоровья.

Даже лечебная физкультура способна привести к развитию осложнений. Наиболее частым из них является приступ удушья. Его приходится купировать специальными медикаментами. Кроме этого упражнения, выполняя неверно (с натуживанием и задержкой дыхания), способны привести к развитию эмфиземы.

Если упражнения при ЛФК выполняются пациентам слишком активно или же часто, то это может стать причиной утяжеления течения бронхиальной астмы.

Методика проведения

Лечебная физкультура при бронхиальной астме проводится по специальной методике. Назначение конкретных упражнений зависит от физической подготовленности и течения заболевания. Во время приступа удушья никакие процедуры, естественно, не проводятся.

Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы подразумевает выполнение упражнений из нескольких основных режимов:

  1. Общеукрепляющие упражнения.
  2. Звуковая гимнастика.
  3. Специальные упражнения.

Каждый из этих режимов приносит свой положительный результат.

Дыхательная гимнастика должна начинаться с упражнений, которые способствуют укреплению диафрагмальной мускулатуры. Для этого пациенту приходится сначала освоить так называемые диафрагмальные движения.

Такая гимнастика при астме подразумевает под собой максимально глубокий вдох с длительным выдохом. Только после освоения такого дыхания пациенту можно приступать к более серьезным физическим нагрузкам.

Дальнейшие занятия могут проводиться в положении сидя или лежа. Для этого пациент делая глубокий вдох постепенно поднимает руки в разводном положении от себя. Момент окончания вдоха и установление рук в вертикальном положении над головой должен примерно совпадать.

В дальнейшем пациент делает долгий выдох и при этом «роняет» руки вниз. При этом опускаться они должны без напряжения, но опять в разводном положении от себя.

Общеукрепляющие упражнения

Лечебный комплекс упражнений, направленный на общее укрепление организма человека, назначается после некоторого времени занятий дыхательной гимнастикой. Примерная программа ЛФК данного типа может выглядеть следующим образом:


Все эти упражнения не следует выполнять с натуживанием. Кроме этого, человек не должен надолго задерживать выдох, так как это может способствовать развитию эмфизематозных изменений.

Звуковая гимнастика

Занятие такими упражнениями можно выполнять как после дыхательной гимнастики, так и по завершении общеукрепляющей физической нагрузки. Основной смысл звуковой гимнастики заключается в произнесении тех или иных букв на выдохе.

Начинать такие упражнения следует с произнесения гласных звуков. Наиболее подходящим вариантом здесь являются буквы «о», «у», «е», «и».

Следующим этапом станут буквы «р», «з», «с». После того, как человек достигнет хороших результатов, как в звуковой гимнастике, так и в остальных физических упражнениях в рамках ЛФК, ему необходимо перейти на произнесение букв «ш», «щ» и «ж».

В процессе тренировок необходимо со временем увеличивать длительность выдоха. В первые недели проведения ЛФК для астматиков продолжительность выдоха должна составляет всего 5 секунд. Со временем длительность такого выдоха должна увеличиваться до 30 секунд.

Гимнастика при бронхиальной астме является обязательным компонентом лечения. Её проводят даже во время обострения, исключая сами приступы. Упражнения при бронхиальной астме должны быть простыми и легко выполнимыми, в основе их должна быть связь с дыханием. Между упражнениями надо делать паузу, чтобы отдохнуть и расслабить мышцы. На один комплекс достаточно 4-12 упражнений по 3-5 повторов, темп должен быть средний или медленный, в зависимости от самочувствия. Полезно сочетать упражнения с выговариванием звуков. Например, проводя первое упражнение, выговаривать гласные у, и, е, о, при проведении второго — согласные ж, з, р, с, третьего — ш,щ. Звуки можно произносить в любом порядке и количестве. Произношение звуков способствует тренировке дыхания. Основная часть упражнений выполняется сидя, обращая внимание на выполнение ПОЛНОГО выдоха. Упражнения сидя включают комплекс для верхних конечностей и наклонов. Упражнения для нижних конечностей должны включать ходьбу.

Примерный комплекс упражнений для больного бронхиальной астмой.

1. Сидя на стуле. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе 2-3 раза медленно, затем то же со стопами.

2. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком у-у-у, медленно, повторить 2-3 раза.

3. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук положить на затылок. Наклоны туловища в стороны, затем повороты туловища в стороны по 2-3 раза, медленно.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Отводить руки одновременно в стороны на вдохе, с последующим сжиманием грудной клетки руками на выдохе, 2-4 раза.

5. Пауза для отдыха 40-50 секунд.

6. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком ж-ж-ж. 2-3 раза.

7. Сидя на стуле. Ходьба «сидя». 1 минута.

8. Сидя на стуле, руки согнуты, кисти рук на плечи. Поднятие согнутых рук вверх на вдохе с постепенным опусканием на выдохе и сжиманием грудной клетки.

9. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуками о-о-о и е-е-е, 3-4 раза.

10. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклоны туловища в стороны с подтягиванием противоположной наклону руки до подмышки («насос»), 3-4 раза каждая.

Дыхательная гимнастика при астме. Метод Стрельниковой

К сожалению, в наше время такие заболевания как бронхиальная астма и хронический бронхит являются отнюдь не редкостью.

Именно поэтому к нам по электронной почте часто приходят письма читателей с практически идентичными вопросами, например – можно ли самостоятельно вылечить бронхиальную астму без использования медицинских препаратов.

Сразу хочется отметить, что противопоставлять два подхода в лечении астмы (медикаментозное и нетрадиционное), безусловно, мы не собираемся, и применение той или иной терапии должен назначать только ваш лечащий врач.

Но, для того чтобы немного облегчить свое состояние, больной может предпринять определенные меры. И наиболее подходящим вариантом в данном случае станет использование при бронхиальной астме дыхательной гимнастики, которая является одним из древнейших способов восстановления здоровья, настраивая организм на самовыздоровление.

Это один из вспомогательных методов лечения заболевания, но в свою очередь весьма действенный. Дыхательные упражнения при астме способны не только облегчить протекание болезни в целом, но еще и являются хорошим и надежным способом профилактики развития возможных последующих осложнений.

С помощью лечебной гимнастики вы сможете очистить слизистую дыхательных путей от микробов, произойдет дренаж бронхов, мышцы станут крепче, а также нормализуется кровообращение.

Но чтобы положительные результаты не заставили себя долго ждать, необходимо уделять этим занятиям достаточное количество времени. А это значит, что дыхательные упражнения должны проводиться регулярно, целенаправленно и желательно на свежем воздухе, причем даже в зимнее время года.

При данном заболевании необходимо научиться правильно дышать – спокойно, поверхностно, неглубоко, при этом не делая глубоких вдохов, потому как именно они способны раздражать рецепторы бронхов, что соответственно может привести к усилению приступа.

Дыхательная гимнастика при астме

Основным вспомогательным методом лечения всех бронхолегочных заболеваний является дыхательная гимнастика, целью которой является облегчение не только течения болезни, но и профилактика предупреждения развития осложнений.

Занятия дыхательной гимнастикой следует проводить постоянно, потому что только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года - на воздухе.

Первый комплекс дыхательных упражнений поможет научиться предотвращать приступы бронхиальной астмы, позволит снимать напряжение и стресс, связанные с приступом и не только.

1. Первое упражнение лучше выполнять в постели, сразу после пробуждения. Лежа на спине, подтягивать согнутые в коленях ноги как можно ближе к груди, одновременно выполняя продолжительный выдох через рот. Повторять это движение надо столько раз, сколько возможно. При выполнении этого упражнения отходит мокрота, дыхательные пути освобождаются, и дышать становится легче.

2. Упражнение можно выполнять и сидя, и стоя. Дышать поочередно правой и левой ноздрей. Закрыв пальцами левую ноздрю, вдохнуть, закрыв правую ноздрю - выдохнуть. Затем - наоборот.

3. Руки на талии. Вдыхая носом воздух, предельно надуть живот. Затем резко выдохнуть через нос, втягивая живот.

4. Сесть, положить руки на колени. На вдохе руки развести в стороны, а на выдохе левое колено подтянуть к животу руками. Повторить упражнение, подтягивая в следующий раз правое колено.

5 . Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. Резко вдыхать воздух через нос порциями на счет «раз, два, три». Затем выдохнуть сквозь зубы, произнося звуки «ш», «з».

7. Стоя. Руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, при этом делая вдох. Опуская руки через стороны и покачиваясь с пятки на носок, сделать выдох.

8. Стоя. Руки вдоль туловища. На вдохе произвести скольжение рук вдоль туловища с наклоном в сторону. На выдохе - вернуться в исходное положение.

Лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

При астме и бронхите поможет звуковая гимнастика

При выполнении упражнений звуковой гимнастики очень важно правильно дышать: вдох через нос 1-2 сек, пауза - 1 сек, выдох через рот 2-4 сек, пауза 4-6 сек. В любом случае выдох должен быть в 2 раза больше вдоха.

Все звуки следует произносить строго определенным образом. Например, при бронхиальной астме и астматическом бронхите - жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки следует произносить тихо (даже шепотом), мягко, успокаивающе.

До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» - «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение - «закрытый стон» - «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на свежем воздухе.

Примерный комплекс звуковой гимнастики

1-е занятие:

Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ - 5-7 раз.

2-е занятие:

Упр.-1. ПФФ - 3 раза.

Упр.-2. Закрытый стон. МММ - 3 раза. ПФФ - 1 раз.

Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

3-е занятие:

Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

4-е занятие:

Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 - повторить.

Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

5-е занятие:

Упр.-6. РРР - 3 раза и ПФФ - 1 раз.

Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

6-е занятие:

Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25--50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов --подготовительного и тренировочного.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) - Д И (3:4) -- ДИ (4:4) - ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» -- «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы -- наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей -- звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики-- выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха -- более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например -- бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40--50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2--3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3--4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК -- утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100--120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе"произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза -- 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

И. п. с т о я

  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Разминка

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений - вдохов это - самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед назад, вдох - вдох, тик - так, тик - так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые - с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Делайте каждое движение - вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 - 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах - на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Что представляет собой бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в .

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Задачи ЛФК при астме

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема , за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Показания и противопоказания

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Обратите внимание!

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

ЛФК при бронхиальной астме у детей

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Это интересно!

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Полезное видео — ЛФК при бронхиальной астме для детей

Методы ЛФК при бронхиальной астме

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физические упражнения

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием , который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

Видео — Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Упражнения при обострении болезни

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.