Экстерьер и строение лошади. Основные промеры, характеризующие величину и пропорции телосложения лошади Некоторые пороки лошадей

Это дополнительная информации к уроку по пропорциям головы лошади, рисунки сделаны мной на основании систематизации тех знаний, которыми я владею на сегодняшний день. Словами как нарисовать голову лошади в фас выглядит сложно, но по рисункам я надеюсь, будет видно, что все делается очень легко - нужно лишь знать соотношения (рис.0). И при этом совершенно неважно, чем и на чём вы будете рисовать. Поскольку пропорции у лошадей разных пород различаются, ниже приведенный метод - пример построения головы «средней» лошади (в реальности пропорции никогда так четко не соблюдаются).

1) Рисуем вертикальную и горизонтальную линии так, чтобы получился крест на длинной ноге, О - точка пересечения линий. Симметрично точки О на горизонтальной линии отмечаем точки А и Б так, чтобы отрезок АБ был равен планируемой ширине лба лошади. Точки А и Б показывают расположение крайних точек бровных дуг - в этом места голова лошади имеет наибольшую ширину. Вертикальная линия даст ось симметрии головы (разделит ее на левую и правую часть). (Рис.1)

2) Из точки А отмеряем расстояние, равное АБ, таким образом, чтобы пересечь ось симметрии, и отмечаем точки Во и Го - соответственно точки начала головы (точка затылка) и середины носа. (Если глазомер пока не идеальный: при рисовании карандашем - наметьте точки циркулем, рисуя дуги окружности с центром в точке А и радиусом, равным АБ, до пересечения с осью симметрии выше и ниже точки О. Если вы рисуете на планшете или мышкой - воспользуйтесь функцией рисования окружности (в Photoshop это Ellipse Tool с зажатой клавишей Shift - но обводить его не надо)) . Отмерив от точки Го вниз по оси симметрии расстояние, равное ВоО, получим точку До - конец головы (точку окончания губы лошади.) В результате этих построений получаем длину головы лошади (отрезок ВоДо). (Рис. 2)
При хорошем глазомере можно рисовать и наоборот - сначала нарисовать вертикальный отрезок, равный длине головы, затем разметить его три равные части, через точку на расстоянии 1/3 от верха провести горизонталь и отметить ширину головы на уровне бровных дуг (она должна быть больше, чем 1/3 длины головы, смотрите построения выше)
В дальнейшем, ориентируясь на эти отрезки, можно рисовать другие положения головы лошади, изменяя полученную фигуру по законам перспективы.
Таким образом, имеем следующие соотношения: наибольшая ширина головы лошади равна расстоянию от бровной дуги до затылка, равна расстоянию от бровной дуги до середины спинки носа и равна расстоянию от середины спинки носа до конца губ (АБ=АВо=БВо=АГо=БГо=ГоДо).

3) Соединим точки А, Во, Б, Го, получив ромб. На линиях АГо и БГо (примерно) будут располагаться внутренние углы глаз лошади - отмечаем их точками З и И (можно соединить их в отрезок). (Рис. 3) В отличие от человеческого лица глаза лошади рисуются строго по бокам головы под линией АБ, не смещайте их к центру - иначе возникнет эффект «Глаза на лоб полезли». В реальности глаза у лошадей небольшие, и хотя увеличение их размера придает рисунку большую выразительность - не стоит сильно увлекаться.

Далее на линии симметрии несколько выше точки Го располагаем точку Г1 - она будет отмечать, где заканчиваются щеки лошади. Проводим через точку Г1 горизонтальную линию и отмечаем в обе стороны отрезки, равные половине расстояния между углами глаз, получая точки Е и Ж (ЕГ1=ЖГ1=1/2 ЗИ). (А можно просто опустить вертикальные линии из точек З и И до пересечения с горизонталью, проходящей через точку Г1 - кому как нравится) . (Рис. 4)
Если провести линии из точек Е и Ж к точкам А и Б соответственно - получим примерные линии щек.

Я не нашла информации по пропорциям при рисовании ушей лошади и нижней части головы (область ноздрей и губ). Видимо потому, что уши и ноздри лошади очень подвижны, а также потому, что размер ушей у лошадей в зависимости от породы сильно различается. На их рисование, так же как на нос и губы будет сильно влиять ракурс, в котором вы рисуете голову. Поэтому все сказанное ниже основано только на моих наблюдениях (сравнениях фотографий, все это очень приблизительно, и, надеюсь, вы поправите меня, если я ошибаюсь).
4) Итак, ноздри и губы при голове в фас. Разбиваем отрезок ГоДо на 2 равные части, получая точку Ко, рисуем через нее горизонтальную линию и в обе стороны от точки Ко отмеряем расстояние, чуть большее 1/4 длины отрезка АБ (точки К1 и К2). Рисуем горизонтальную линию, проходящую через точку До (на рисунке она отмечена Д1Д4) и из точек К1 и К2 опускаем к ней вертикальные линии, получая точки Д2 и Д3. Ноздри и губы располагаются внутри этого прямоугольника (К1Д2Д3К2) . Ширину губы можно отмерить так - половина ширины губы лошади примерно равна 1/3 длины отрезка ДоД1 (иначе говоря ширина губы в ее нижней части примерно равна 1/3 длины АБ) . (Рис.5) Рисуем верхнюю часть головы (похожа на колокол), часть с губой и ноздрями и соединяем ее с линиями щек через точки Е и Ж

5) Переходим расположению линии ушей для случаев, когда уши направлены вперед. Если уши лошади подняты - то их внешний край будет примерно ограничиваться вертикалями, проведенными из точек А и Б. Отмечаем расположение кончиков ушей - на оси симметрии от точки О вверх расположите точку В3 , при этом длину отрезка ОВ3 выберите из следующего диапазона - от 1 длины АВ до 1,3 длины АВ (в моем рисунке я расположила точку В3 так, чтобы длина отрезка ВоВ3 примерно равнялась 1/3 длины отрезка ОВо.)
Чтобы получить точку нижнего края уха (Б1 - нижняя точка видимого роста уха) разбейте отрезок ОВо примерно пополам и проведите горизонтальную линию - ее пересечение с контуром головы даст точку роста ушей. Чтобы получить верхнюю точку видимого роста ушей (Б2) - проведите горизонталь через точку Во и по обе стороны от оси симметрии отметьте точки В1 и В2 на равном расстоянии от точки Во (В1Во=В2Во=1/4 АВ). Под этими точками (если спуститься вертикально вниз) на пересечении с контуром головы (лба лошади) отметьте точки начала ушей. Теперь нарисуйте уши. (рис 6.)


Лошади - это красота, сила, грация… Лошади - это необыкновенно умные животные и верные друзья человека.

Лошади вдохновляют художников и поэтов, лошади лечат людей при помощи ипотерапии, и кроме того, это по-настоящему прекрасные животные! Ими восхищаются подавляющее большинство взрослых и детей. И если ваш ребенок очень любит изобразительное искусство, то рано или поздно он захочет нарисовать и лошадь.

Сделать это совсем не так сложно, как кажется. Сегодня вы узнаете, какие есть самые простые способы рисования лошади карандашом. С их помощью вы без труда справитесь с возложенной на вас задачей, помочь ребенку в этом деле. Начните рисовать прямо сегодня!

Инструкция для малышей как рисовать лошадку

Что бы помочь малышам нарисовать лошадь карандашом, обычно бывает достаточно схематичного изображения. Такая лошадка больше напоминает персонажа сказки или мультика, а не настоящее грациозное животное. Следующие наглядные схемы подскажут вам, как легко и быстро нарисовать лошадь для самых маленьких детей.

Как поэтапно рисовать лошадь карандашом

1. В первую очередь, что бы нарисовать лошадь карандашом, обозначьте границы вашего рисунка. Безусловно, лучше сразу определить прямоугольник, в котором будет находиться животное. Так рисовать заметно удобнее.

2. Теперь нужно нарисовать основу будущей головы лошади. Для этого изобразите треугольник среднего размера в левом верхнем углу рисунка. Углы вашего треугольника должны быть скруглёнными. Сделайте именно так, как показано на рисунке.

3. Сейчас нужно нарисовать два овала, расположив их друг относительно друга под углом. Они в дальнейшем станут основой крупа и грудной клетки лошади.

4. Соедините два ваших овала, чтобы получился живот лошади. Делайте линии плавными, избегайте резких переходов, изломов.

5. Теперь необходимо поработать над изображением ног лошади. Сначала наметьте точками места их изгибов, а затем соедините ваши точки прямыми линиями. Постарайтесь сделать пропорции тела лошади гармоничными, обратите внимание на рисунок. Запомните, что колени у лошади находятся достаточно высоко.

6. Сейчас вам предстоит дорисовать ноги, сделать их довольно мускулистыми, полными, нарисовать копыта. Пятки немного задраны, копыта надо изображать в виде трапеций, колени у животного чуть-чуть выступают вперёд. Пока займитесь передними ногами.

7. Можно начинать дорисовывать задние ноги животного. Помните, что у лошади задние ноги значительно полнее передних выше колена. Если передние и задние ноги окажутся на вашем рисунке одинаковыми, пропорции будут нарушены.

8. Рисуйте шею лошади. Здесь вам придётся помнить о золотой середине, чтобы нарисовать правильно лошадь. Дело в том, что слишком тонкая шея будет выглядеть на рисунке плохо, но и чрезмерно толстая, массивная шея тоже испортит впечатление о вашей лошади. Шея должна быть достаточно мощной, но при этом важно передать грациозность коня. Для этого нужно рисовать плавными линиями, обязательно обозначать переход от туловища к голове, делая шею тоньше постепенно. Пусть она будет немного изогнута.

9. Ещё раз прорисуйте туловище, ноги, шею и голову вашей лошади.

10. Возьмите ластик и удалите все ненужные вам линии, оставшиеся от построения лошади. Пусть они вас не отвлекают. Стирайте линии аккуратно, не оставляя разводов, следов.

11. Сейчас наступает наиболее интересный этап. Вам предстоит нарисовать голову лошади. На этом рисунке животное стоит к зрителям в профиль. Постарайтесь сделать морду более выразительной. Нарисуйте уши, обозначьте крупные ноздри. Обязательно сделайте глаза лошади большими.

12. Пора нарисовать хвост вашей лошади. Иногда хвосты стригут, кто-то заплетает их в косички, перехватывает резинками. На нашем рисунке пышный длинный хвост лошади свободно развевается на ветру, что придаёт рисунку динамизм. Сразу видно, что ваша лошадка движется.

13. Ещё раз обновите ваш рисунок, убрав все лишние линии, ненужные штрихи.

14. Прорисуйте мышцы лошади. Наметьте их штрихами в области шеи, задней и передней ноги. Если вы сомневаетесь, полностью повторите линии, нарисованные на рисунке. Конь с такими мышцами будет выглядеть более реалистично, мощно.

15. Теперь украсьте вашего коня пышной гривой, которая приподнята ветром. Помните, что стараться прорисовать каждый волосок, локон не стоит. Просто обозначьте линию гривы, придайте ей объём, несколькими штрихами можно разделить гриву на локоны.

16. Добавьте ещё несколько аккуратных штрихов, чтобы обозначить сгибы суставов на лошадиных ногах.

17. Сейчас вы можете сделать ваш рисунок более объёмным. Используйте карандаши, растушёвывайте их. Обратите внимание, в каких местах конь темнее, а в каких ему приданы более светлые оттенки на образце. Сделайте так же.

Всё! Ваша лошадь полностью готова. Её можно раскрасить, сделать фон.

Как пошагово нарисовать красивую бегущую лошадь

Что бы нарисовать бегущую лошадь карандашом, придется немного потрудиться, но с помощью нижеприведенной инструкции у вас обязательно все получится.

1. Сначала нарисуйте туловище будущего животного, по форме отдаленно напоминающее картофелину.

3. Теперь – очертания головы.

4. Тонкими линиями наметьте ноги лошади, которая бежит галопом.

5. Детализируйте голову коня, а также нарисуйте гриву.

6. Теперь прорисуйте мускулистые ноги.

7. Изобразите хвост и сделайте несколько штрихов внизу страницы для имитации травы.

8. Очертите рисунок ручкой, а ненужные более линии сотрите ластиком. Ваша лошадка готова! При желании вы можете раскрасить ее фломастерами, красками или цветными карандашами.

Как нарисовать лошадь на дыбах

Что бы нарисовать лошадь карандашом на дыбах, воспользуйтесь следующей инструкцией.

1. Схематично изобразите контуры груди, таза и головы будущего коня.

2. Тонкими линиями нарисуйте остальные части тела.

3. С помощью простых геометрических фигур придайте изображению объем.

4. Детально прорисуйте задние ноги лошади.

5. Дорисуйте передние ноги, шею и голову.

6. Закончите изображение объемного наброска.

7. Обведите контур туловища коня плавной карандашной линией.

8. Аналогичным образом прорисуйте ноги и копыта, параллельно удаляя более ненужные линии.

9. Закончите рисовать контуры тела и детализируйте голову.

10. Наконец, изобразите гриву и хвост, обведите рисунок яркой линией и удалите все вспомогательные отрезки. Ваша лошадь готова!

Как нарисовать голову лошади с гривой

Пожалуй, наибольшие затруднения во время рисования в большинстве случаев вызывает изображение головы лошади. Чтобы тщательно прорисовать этот элемент, воспользуйтесь следующей подробной схемой.

1. Тонкими и светлыми карандашными линиями нарисуйте ромб, а на его основе – схематичное изображение мордочки коня.

3. Одной плавной линией добавьте скулу, а также изобразите шею и небольшой участок спины.

4. Детализируйте переднюю часть головы коня и нарисуйте один глаз.

5. Слегка заштрихуйте изображение, как показано на схеме, и добавьте теней.

6. Набросайте примерное расположение волос и гривы.

7. Постепенно добавляйте все больше темных штрихов, придавая натуральность волосам.

8. Сделайте гриву еще более густой и затените изображение.

9. Наконец, добавьте несколько штрихов для создания фона и удалите все ненужные вспомогательные линии. Ваш рисунок готов!

Как нарисовать глаз лошади

Если вы хотите нарисовать голову лошади поэтапно, важно особое внимание уделить изображению глаза. Следует запомнить все нюансы, чтобы глаза у вашей лошади были максимально реалистичными, напоминали настоящие.

1. Сначала просто наведите контуры глаза. В точности повторите линии, изображённые на рисунке.

2. Теперь нужно покрыть тёмными тонами глазное яблоко. Обязательно оставьте светлое пятнышко. Оно будет бликом от падающего света.

3. Выделите центральную зону глаза. Это будет зрачком. Запомните, что делать зрачок слишком чётким, обводить его не нужно. Вам следует обозначить его только более тёмным тоном.

Я знаю, что многие читающие мой дневник - люди творческие и очень-очень любящие животных. Специально для вас выкладываю очень ценную и полезную книгу. Сколько я их перечитала и пересмотрела, но на мой взгляд только у Лаптева весь процесс рисования лошади показан и описан наиболее детально, грамотно и понятно.

Не секрет, что лошадь была и остаётся любимицей многих и многих поколений художников. Вот и на нашем портале изображения этих прекрасных животных весьма многочисленны. Однако, далеко не каждый художник сегодня может себе позволить и имеет возможность работать с натурой. Чтобы помочь разобраться с основными моментами в рисовании лошади, избежать досадных неточностей и ошибок приходится обращаться к фотографиям, рисункам мастеров, к специальной литературе. Но она, к сожалению, не всегда под рукой. Сегодня на портале мы публикуем выдержки и иллюстрации из книги А.Лаптева "Как рисовать лошадь", которая неоднократно переиздавалась и стала настоящим бестселлером отечественной анималистики.
администратор портала http://www.animalist.ru/ Усова Наталья

Скелет лошади
1 Затылочная кость. 2. Теменная кость. 3. Лобная кость. 4 Скуловой отросток. височной кости. 5. Глазная орбита. 6. Скуловая кость. 7. Носовая кость. 8. Верхнечелюстная кость. 9. Межчелюстная или резцовая, кость, 10. Нижняя челюсть. 10’. Угол нижней челюсти. 11. I шейный позвонок (атлант). 12. VII последний шейный позвонок. 13. I грудной позвонок. 14. XVII грудной позвонок. 15. I поясничный позвонок. 16. VI поясничный (последний) позвонок, 17. I крестцовый позвонок. 18. V крестцовый позвонок. 19. I хвостовой позвонок. 20. XVI хвостовой позвонок. 21. I ребро. 22. VI ребро.

23. XVIII ребро. 24 и 24". Лопатка и хрящ лопатки. 25. Лопаточный гребень. 26. Плечевая кость. 27. Большой бугор плечевой кости. 27". Передний бугор плечевой кости. 28. Лучевая кость (подплечье). 29. Локтевая кость. 30. Локтевой отросток. 31. Кости запястья. 31". Добавочная (сесамовидная) кость запястья. 32. Пястная кость. 33. Наружная (грифельная) кость. 34. Сесамовидная кость. 35. I фаланга (путовая кость). 36. II фаланга (венечная кость). 37. III фаланга (копытная кость). 38. Подвздошная кость. 39. Бугор тазовой кости (моклок). 39". Крестцовый бугор тазовой кости. 40. Бугор седалищной кости. 41 и 42 Бедренные кости. 43. Третий вертел. 44. Большой вертел. 45. Коленная чашка. 46. Большая берцовая кость. 46". Коленный сустав. 47. Малая берцовая кость голени. 48. Кости заплюсны (скакательный сустав). 49. Отросток ниточной кости. 50. Плюсневая кость. 51. Грифельная кость (наружная). 52. Сесамовидная кость. 53. Путовая кость (первая фаланга). 54. Венечная кость (вторая фаланга). 55. Копытная кость.

Поверхностная мускулатура тела лошади
1. Лицевые мускулы. 2. Подниматель верхней губы. 2". Большой жевательный мускул. 3. Шейная часть и грудная часть трапециевидного мускула. 4. Ромбовидный мускул. 5. Пластырный (ременный) мускул. 6. Грудная часть и 6". Шейная часть зубчатого мускула (соответствует переднему зубчатому мускулу человека). 7 и 7’. Плече-головной мускул. 8. Грудино-головной мускул. 9. Кожный шейный мускул. 10. Плечевая часть поверхностного грудного мускула (соответствует большому грудному мускулу человека). 11. Предлопаточная часть глубокого грудного мускула (соответствует малому грудному мускулу человека). 11". Плечевая часть. 12. Надостный мускул. 13 и 13". Дельтовидный мускул. 14. Длинная головка и 14". Наружная головка трехглавого мускула. 15. Плечевой мускул. 16 и 16". Широкий мускул спины. 17. Спинной зубчатый мускул. 18. Наружный косой мускул живота. 18" Апоневроз наружного косого мускула живота. 19. Наружные межреберные мускулы. 20. Ягодичная фасция. 21. Мускул, напрягающий широкую фасцию бедра. 21’. Широкая фасция бедра. 22. Поверхностный ягодичный мускул. 23, 23", 23". Двуглавый мускул бедра. 24. Полусухожильный мускул. 25. Спинной и 25". Боковой крестцово-копчиковый мускул. 26. Копчиковый мускул. 27. Лучевой разгибатель запястья. 28. Общий пальцевой разгибатель. 28". Сухожилие общего пальцевого разгибателя. 29. Локтевая головка глубокого пальцевого разгибателя. 30 и 30". Локтевой разгибатель запястья. 31. Косой разгибатель запястья. 32. Икро-ножный мускул (наружная головка). 32". Сухожилие икроножного мускула. 33. Глубокий пальцевой сгибатель. 33". Сухожилие глубокого пальцевого сгибателя. 34 и 34". Сухожилье поверхностного пальцевого сгибателя. 35. Длинный пальцевой разгибатель. 35". Сухожилье длинного пальцевого разгибателя. 36. Боковой пальцевой разгибатель. 36". Сухожилье бокового пальцевого разгибателя. 37. Связка.

Стати лошади
1-2 Лоб. 1’. Надглазные ямки. 3. Челка. 4. Затылок. 5. Уши. 6. Висок. 7. Надбровная дуга. 8. Глаз. 9. Нос (храп). 10. Ноздря. 11. Рот. 12. Верхняя губа. 13. Нижняя губа. 14. Подбородок. 15. Ганаш. 16, 17. Шея, 18. Горло. 19. Гребень шеи. 20. Холка. 21. Грудь (соколок). 22. Лопатка. 23. Плечо. 24. Локоть. 25. Яремный желоб. 26. Подплечье. 27. Каштан. 28. Запястье (в общежитии неправильно называется коленом). 29. Пясть. 30. Путовый сустав. 31. Бабка. 32. Венчик. 33. Копыто. 33". Зацеп копыта. 34. Пятка. 35. Спина. 36. Поясница (почка). 37. Крестец. 37". Круп. 37". Репица хвоста. 38. Хвост. 39. Ребра. 40. Живот (брюхо). 41. Пах. 42. Моклок. 43. Ягодица. 43". Седалищный бугор. 44. Бедро. 45. Голень. 46. Колено. 47. Скакательный сустав. 48. Крайняя плоть. 49. Плюсна. 50. Щетки.

Существует несколько систем измерения; мы приводим наиболее простую и приемлемую для задач художника схему, где за основу берется так называемый «квадрат» пропорции тела лошади, то есть отношение высоты к длине туловища, равное единице.

Измерения тела лошади
Принимаемое здесь равенство высоты лошади в холке ее косой длине тела (от плече-лопаточного сочленения до седалищного бугра) тоже является удобным для зрительной проверки пропорций лошади. Пусть далеко не все лошади верхового и тем более упряжного типа могут быть вписаны в квадрат. Это художник всегда должен иметь в виду, чтобы внести нужную поправку. Пользоваться данными измерения нужно только в начальном периоде изучении рисования лошади.

ИЗМЕРЕНИЯ ТЕЛА ЛОШАДИ

Длина головы АВ (рис. 12) почти точно равняется расстояниям:
1. От спины и до нижней брюшной стенки ДЕ (глубина тела).
2. От высшей точки холки до плечевого бугра ВГ (лопатка).
3. От верхнего конца коленной складки до пяточного бугра ПЖ.
4. От пяточного бугра до земли ЖЗ.
Две с половиной длины головы почти равны.
1. Высоте холки над землей ВК.
2. Высоте высшей точки крупа над землей ЛМ.
3. Очень часто длине туловища от плечевого бугра до седалищного бугра ГИ (косая длина тела).
Длина крупа РИ (измеряемая от переднего выступа моклока до седалищного бугра) примерно равна расстояниям:
1. От вершины ягодицы до нижнего конца коленной складки ИП.
2. От места соединения шеи с грудью до начала холки ОН (ширина шеи у нижнего конца ее).

Измерения головы лошади

ИЗМЕРЕНИЯ ГОЛОВЫ

Голова в профиль (рис. 13 а). При длине головы — АБ, измеряемой расстоянием от затылочного гребня до конца губ:
1. Глубина ВГ от передней поверхности (головы) до угла нижней челюсти равняется половине АБ.
2. Ширина шеи в самой узкой ее части также половине АБ.
3. Расстояние ЖЗ равняется половине АБ.
4. Расстояние от затылка до внутреннего угла глаза АЖ равняется глубине головы ИК, взятой перпендикулярно к профилю.
Голова при, осмотре спереди (рис. 13 б). Наибольшая ширина головы АБ (между двумя крайними пунктами бровных дуг) примерно равняется:
1. Расстоянию АВ от бровной дуги до затылочного гребня,
2. Расстоянию АГ от бровной дуги до середины спинки носа.
3. ГД — от середины спинки носа до конца губ.
4. Расстояние между скуловыми гребнями ЕЖ равняется расстоянию ЗИ между внутренними углами глаз.
Применяя в своей практике измерения лошади, художник ни в коем случае не должен забывать, что ими можно пользоваться лишь как некоторой помощью, в особых случаях. Надо стараться пропорции лошади изучить и усвоить чисто зрительно, на глаз, путем длительной практики рисования с натуры.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ РИСУНКА

Для того чтобы приступить к рисованию лошади на ходу (при медленном ее движении), надо иметь подвесной лоток с упором на животе, подвешенный через плечо на ремне.
Рисовать можно, держа лоток или в горизонтальном положении, или под небольшим углом к горизонту. Этюдник может быть различной величины.
Внутри ящика помещаются: бумага и в специальном боковом отделении карандаши, акварель и т. п. При рисовании акварелью хорошо подвешивать с правой стороны на ремень сосуд для воды. Эти все приспособления предусматривают работу стоя, но они, конечно, вполне удобны и для работы в сидячем положении. Самым удобным стульчиком для походной работы является стул-трехножка. Он может быть устойчивым на неровной поверхности земли.
Материалы для рисования очень разнообразны. Рисовать можно:
1) свинцовыми карандашами различной мягкости;
2) тушевальным (итальянским) карандашом;
3) цветными карандашами;
4) тушью (кистью мокрой и сухой, а также пером);
5) соусом (мокрым и сухим);
6) сангиной;
7) пастелью (в два-три цвета);
8) однотонной акварелью (сепией, умброй, вандиком, черной акварелью)
9) древесным углем (обычным и промасленным).
В каждом виде материала имеются свои достоинства и свои трудности. Есть смысл испробовать все виды техники для того, чтобы выбрать для себя наиболее приемлемый. Хорошее знание материалов и умелое пользование ими определяют успех работы.
Поскольку рисунок производится на бумаге, нужно ознакомиться со свойствами всех сортов ее, имеющихся в нашем распоряжении. Каждый перечисленный выше материал требует определенного сорта бумаги в связи с теми или иными техническими приемами. Сочетание бумаги и рисующего материала иногда можно варьировать в зависимости от техники рисунка. Наброски, например, требуют максимально подвижных средств исполнения (лучше всего мягкий свинцовый карандаш по слегка шероховатой бумаге).

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ

Самый простой, доступный и распространенный материал — свинцовый карандаш, лучше всего мягкий. Чем мягче карандаш и крупнозернистей бумага, на которой делается рисунок, тем сочнее и рыхлее будет штрих, и, наоборот, чем мелкозернистее бумага и чем тверже карандаш, тем четче и суше будет штрих.
Черная тушь (обыкновенная) употребляется при перовой технике. Перо желательно иметь с хорошим упругим концом для того, чтобы можно было делать тонкий и толстый штрих. Бумагу для перовой техники лучше всего брать гладкую, хорошо проклеенную, так как шероховатость бумаги может затруднить движение пера.
Тушь в размывку хорошо ложится на бумаге, не боящейся влаги, то есть хорошо проклеенной.
Китайская тушь дает особенно тонкую размывку и имеет красивые разнообразные оттенки черного цвета. Китайцы работают на бумаге, слегка впитывающей влагу. Эта техника трудна и слишком индивидуальна.
Соус (сухой) дает богатую возможность в тональном рисунке. Он имеет глубокий бархатисто-черный цвет, довольно прочно пристает к бумаге, хорошо растушевывается пальцем и растушевкой. Применяется преимущественно в крупных рисунках.
Сангина напоминает твердую пастель коричневого тона. Свойства ее примерно те же, что и у соуса. Материал очень красивый.
Пастель (цветные мелки) по свойствам своим напоминает предыдущий материал, но при растушевке значительно мягче.
Однотонная акварель и гуашь. Этот материал, наиболее прочно пристающий к бумаге, обладает разнообразными возможностями. Им можно решать как чисто тоновые задачи, так и линеарные, то есть работать и мокрым и полусухим способом.
В этой технике можно легко наносить большие тоновые пятна, передавая разнообразие тоновых градаций, а после перерабатывать рисунок вплоть до деталей.
Для акварели из существующих бумаг лучше всего брать ватман или полуватман, то есть бумагу лучшего качества, дающую возможность производить смывание. Достоинством акварели является также и то, что она не требует фиксирования и прочно держится на бумаге.
Древесный уголь (обычный), употребляемый живописцами в подготовке картин, имеет значительные рисовальные качества. Это очень пластичный материал, он легко и красиво ложится на бумаге, дает сочный бархатистый штрих, удобен для растушевки (пальцем, растушевкой) и легко поддается стиранию резинкой и даже тряпкой. Его большим недостатком является то, что он очень непрочно держится на бумаге.
Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраняться. Фиксаж же, какого бы рецепта он ни был, все же заметно загрубляет тонкость растушевки, объединяет тональную градацию. Для учебных целей уголь незаменим.
Тушевальный карандаш и твердый соус (черный мёл очень красив) хороши для решения живописных задач в рисунке, но, к сожалению, этот материал у нас мало распространен.
В практике изображения я рекомендовал бы разнообразить технику выполнения. Разнообразие технических материалов можно связать с общими задачами изображения. Натура часто подсказывает, чем и как делать ее, какой избрать формат, а следовательно, и рисовальный материал. Так, перовая техника наиболее подходит к мелкому рисунку, уголь и сангина — к крупному. Для набросков незаменим простой графитный мягкий карандаш 5Б. Он легко и плавно скользит по бумаге, подвижен и красив при выполнении.
Также хорошо для набросков перо. Штрих в перовой технике наиболее обнажен и четок, что заставляет художника избегать всяких случайностей и быть одновременно и эмоциональным и строгим в приемах.
ЦВЕТНЫЕ ГРУНТЫ

Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага заранее дает для рисунка тоновую среду, по которой можно работать одновременно и темным и светлым. Такую бумагу можно и самому приготовить при помощи мелкотолченой пастели или еще каким-нибудь красящим порошком, равномерно втирая его по всему листу тампоном из ваты.
По этому грунту наряду с основными рисунками без употребления мела можно работать и резинкой, вычищая светлые пятна или светлые штрихи.
Цветная бумага делается также при помощи раствора чая или кофе или заливается однотонной акварелью и гуашью.
Фиксировать рисунок можно начисто обезжиренным молоком или очень легким раствором кинопленки в ацетоне.
Было бы хорошо для больших, особенно станковых рисунков бумагу предварительно мочить и натягивать на доске и после высыхания делать рисунок. Это предохраняет готовый рисунок от покорабливания при сырости и не дает ему сильно сокращаться при высыхании, так как значительно уменьшает деформацию бумаги.
Выбор технических средств нужно делать в соответствии с той или иной задачей рисунка. Так, при набросках материал должен быть максимально подвижным и удобным в обращении для того, чтобы не затруднять и не создавать лишнюю напряженность в этой форме работы.
* * *

В книге приведены лишь самые необходимые сведения по руководству рисования лошади. Для более глубокого изучения вопроса и ознакомления со специальными трудами и материалами по коневодству рекомендуем обращаться:
в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в котором находится большое собрание картин русских художников, изображающих лошадь, скульптурные группы, анатомические экспонаты, скелеты, альбомы натурных зарисовок, фотографии и др. материалы;
во Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства, где имеется специальная библиотека, в которой сосредоточены научные труды, альбомы с фотографиями, анатомические атласы и другие материалы, касающиеся лошади.
Зарисовки можно производить на ипподромах, в кавалерийских частях, в опытно-показательных конюшнях, в манежах, на конных заводах, в колхозах, коневодческих фермах.

Весь материал подготовила и прислала Наталья Рымарь
01.2007г.

Пропорции и мера

Благодаря своему мирному нраву лошади - превосходные натурщицы. Они часто сохраняют относительную неподвижность, создавая превосходную возможность для зарисовок. За ними хорошо наблюдать, когда они мирно пасутся в поле или когда их чистят. На корпусе лошади нет длинного волосяного покрова, поэтому строение ее мышечной системы можно разглядеть во всех деталях, легко рисовать.

Для создания хорошего рисунка очень важно правильно заложить его основу. У многих начинающих художников пропорция является одной из главных проблем, но, тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш рисунок выглядел убедительно, необходимо добиться его точных пропорций. Если основная структура избранного вами предмета изображения - животного, человека, растения - передана с искажением, вы потом ничем не сможете это скрыть - ни цветом, ни светлыми пятнами, ни штриховкой.

Карандашный метод

Так как же достичь этой точности? Простой, по эффективный метод показан ниже. Выберите часть вашего предмета изображения - в данном случае это голова лошади - и используйте ее в качестве единицы измерения. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки, совместив его кончик с верхом лошадиной головы. Затем передвиньте большой палец по карандашу так, чтобы ваш ноготь оказался на уровне нижней части головы. Теперь у вас появилась единица измерения - «голова», с помощью которой вы определите, сколько «голов» составляют длину лошадиного корпуса: держа карандаш горизонтально, вы сможете также сказать, сколько «голов» составляют ширину лошади.

Выполняя подобные измерения, всегда помните о том, что руку нужно держать вытянутой, карандаш вертикально, а большой палец всегда на одном и том же месте карандаша.

Оценка глазом

Можно проверить себя и выяснить, насколько хорошо или плохо вы способны определять пропорции, не прибегая к карандашным замерам.

Выберите себе объект: если перед вами нет живой лошади, можно воспользоваться фотографией (в этом случае она может оказаться более удобной, поскольку предмет изображения будет неподвижным все время, пока вы будете себя проверять!). Впрочем, фотография должна быть хорошего качества, и чем крупней, тем лучше.

Теперь сделайте простую зарисовку лошади. При этом не утруждайте себя деталями - в сущности, вам нужно всего лишь нанести на бумагу серию штрихов, намечающих величину головы, предполагаемую величину корпуса и то, какой должна быть дайна ног и других частей тела лошади по сравнению с ее головой.

Проверка рисунка

Для выяснения, насколько точно вы сумели оценить пропорции на глаз, сравните свой рисунок с фотографией. Сначала проверьте пропорции лошади на фотографии с помощью уже упомянутого карандашного замера (разумеется, в этом случае держать карандаш в вытянутой руке не нужно) и запишите результаты.

После этого таким же образом проверьте свой рисунок и сравните, насколько пропорции на вашем рисунке совпадают с фотографией.

Мастерство приходит с практикой

Всегда применяйте метод карандашного замера, когда намечаете основы своего нового рисунка. С практикой ваши глаза и мозг наберутся достаточного опыта, и к помощи карандаша придется прибегать лишь в тех случаях, когда что-то в рисунке вам покажется неточным. Но до той поры не ленитесь и проверяйте себя в самом начале. Не забывайте о том, что в рисунок необходимо заложить правильные пропорции и углы еще на этом начальном этапе Потом будет поздно.

Тренируйтесь в оценке пропорции, постоянно сравнивая при работе над рисунком разные элементы предмета изображения. Например, на какой ноге у лошади отрезок от бабки до колена длинней, на передней или задней? Как это соотносится с длиной головы лошади?

Ближний план

Встретив стреноженную лошадь, вы получаете возможность сделать подробный рисунок. Сначала самыми простыми линиями наметьте форму головы.

Затем возьмите за меру расстояние между двумя точками: например, от верха головы до точки, где голова переходит в шею, - линия А на рисунке слева.

Пользуйтесь этой величиной как мерой при построении остальных пропорций головы.

Проверка углов

Кроме проверки соотношений между отдельными частями рисунка, вы должны следить за правильностью углов. Это можно сделать, держа карандаш вертикально перед собой и двигая его в таком положении вдоль корпуса лошади.

Проводите взглядом вниз по карандашу, отмечая, под каким утлом к вертикальной.линии находятся разные части тела лошади.

— это разные части ее тела, которые выполняют определенные функции. Начинающему коннику необходимо если не знать наизусть, то хотя бы иметь общее представление о статях лошади, иначе на тренировке Вы можете не понять некоторые из команд тренера.

Итак, традиционно выделяют следующие стати лошади :

Экстерьером называют физические пропорции тела лошади. При оценке лошади упор на различные детали экстерьера обусловлен типом работы, для которой предназначена лошадь, и требованиями к отдельным породам. Однако при оценке экстерьера выделяют и определенные общие критерии, касающиеся прежде всего пропорциональности статей лошади: у пропорционально сложенной лошади тело лучше сбалансировано, она меньше подвержена болезням и более пригодна для выполнения возлагаемых на нее задач, чем лошадь с менее гармоничными пропорциями. Практика показывает, что во многих случаях именно дефекты экстерьера не позволяют лошади выполнять команды хозяина, формируя тем самым «трудный» характер лошади.

Голова должна гармонировать с туловищем, быть сухой и легкой. Большая голова уродует лошадь, прибавляет ей лишний вес, увеличивает нагрузку на передние ноги и тем самым нарушает баланс лошади. Недостатком считается и маленькая голова, так как она также уменьшает сбалансированность.

Большое значение имеет широкое расстояние между ветвями нижней челюсти — подщечина (в обиходе — ганаш). От нее зависит дыхание лошади, в идеале — глубокое и чистое. Преимуществом для лошади являются также крупные и широкие ноздри, способствующие более глубокому дыханию. Уши должны быть симметричные, достаточной величины, исходя из стандарта породы (у ахалтекинцев они длинные, прямые, у арабских лошадей небольшие, часто лирообразно загнутые внутрь и т.д.). Глаза у здоровой лошади чистые, без пятнышек (коринок), помутнений или белого образования — бельма. Конечно, большие, широко открытые глаза очень украшают лошадь. Маленькие, глубоко запавшие глаза называют «свиными». При так называемом «сорочьем» глазе очень выделяются белки. Обычный цвет конских глаз — коричневый или синий. У альбиносов глаза красноватые.

Осмотр ротовой полости лошади — необходимая процедура, позволяющая удостовериться в возрасте животного. У жеребцов обычно 40 зубов, у кобыл — 36, так как нет клыков, хотя случается, что клыки вырастают и у них. Впереди на верхней и нижней челюстях растут резцы — по 6 сверху и снизу. Они называются окрайками, средними и зацепами. Следом за резцами перед коренными зубами расположен так называемый беззубый край — чистое пространство челюстей, которое оказалось очень кстати для удил, придуманных для управления лошадьми.

Возраст определяется по длине, форме и цвету зубов, их смене с молочных на постоянные. У молодых лошадей резцы расположены широким полукругом, у старых зубная аркада сужается, зубы удлиняются и наклонены вперед. Молочные зубы белее постоянных и почти в два раза короче их. Самый точный метод определения возраста лошади до 11 лет — по стиранию на резцах зубных чашечек — воронкообразных углублений на эмалевом слое.

Зацепы появляются у жеребят сразу после рождения, средние резцы — в возрасте от двух до четырех недель, окрайки — от 6 до 9 месяцев. Чашечки на молочных зубах стираются на зацепах к 1 году, на средних резцах — к полутора годам, а на окрайках — к 2 годам. А потом происходит смена молочных зацепов — к 2,5 годам, молочных средних — к 3,5 годам, молочных окраек — к 4,5 годам. У жеребцов клыки вырастают после 6 месяцев, а меняются возрасте от 3 до 5 лет. Зубные чашечки постоянных нижних резцов стираются раньше верхних: к 6 годам начинают заметно изменяться нижние зацепы, к 7 — средние, к 8 — окрайки, а на верхней челюсти, соответственно, — к 9, 10 и 11 годам. У лошадей с 6 до 12 лет резцы имеют поперечно-овальную форму, которая с 12 до 18 лет превращается в округлую. А с 18 до 24 лет зубы из круглых становятся треугольными. С возрастом зубы все больше удлиняются и при этом чернеют.

Шея — это балансир, влияющий на быстроту, прыжковые качества, красоту лошади. Она оценивается вместе с головой лошади, так как от этих двух статей зависит регулирование центра тяжести животного и его баланс. Обычно длина головы пропорциональна длине шеи в соотношении 1:1. У верховых лошадей шея может быть на 20% длиннее головы. Длинная шея — хороший показатель того, что у лошади свободные широкие движения, а короткая ограничивает вынос передних ног. Длинный подвижный затылок при соединении головы с шеей обеспечивает хороший «сбор» лошади (ее уравновешивание под всадником для придания такого положения лошади, из которого она легко выполняет движения в любую сторону), свободные повороты головы. А лошади с коротким («тупым») затылком зачастую трудны в выездке, плохо управляемы, тянут, сопротивляются.

Шея лошади переходит в холку, которая вместе со спиной, поясницей и крупом составляет так называемую линию верха.

Холка — неподвижная выступающая часть корпуса лошади между шеей и спиной, входит в состав плечевого пояса. Лошади верховых пород имеют обычно высокую и длинную холку, тяжеловозы — низкую и мясистую. По высоте в холке судят о росте лошади.

Плечо как одна из статей лошади включает в себя лопатку и плечевую кость. Это «двигатели» передних конечностей. Для свободных широких движений лопатка желательна отлогая, или «косая» (расположенная примерно под углом 45 градусов к горизонту), а плечевая кость — длинная и соединенная с лопаткой под острым углом, и чем острее угол, тем лучше. Длинное косое плечо характерно для скаковых лошадей и рысаков; короткое — для тяжеловозов, оно не позволяет им свободно выносить ноги, и шаги получаются короткие. При прямой (крутой) лопатке, когда угол между плечом и лопаткой образуется тупой, обычно бывают торцовые (крутые) бабки и копыта. Слишком наклонная (косая) лопатка может сочетаться с «мягкой» бабкой, а это явный признак слабости сухожильно-связочного аппарата, предрасположенности к хромоте при высоких нагрузках.

Локоть должен быть хорошо развит и прижат к грудной клетке. Отставленный локоть — признак плохо развитой мускулатуры плеча, что ведет к размету, засеканию ног (при движении задние конечности травмируют передние), а также к развитию локтевых бурситов при лежании лошади.

Предплечье (подплечье) определяет характер хода лошади: при коротком подплечье ход высокий, грациозный, а при длинном — размашистый, а если к тому же и пясть короткая, то и низкий.

Запястье (запястный сустав) — это место прикрепления многих связок и сухожилий, поэтому желательно, чтобы оно было широкое и длинное. Запястья на обеих ногах должны быть хорошо выраженными, симметричными, без отеков и наливов (налив — жидкость в суставах между сухожилиями и костью), то есть сухими.

Пясть хороша широкая и недлинная, так как именно вдоль костей пясти проходят и крепятся мощные сгибатели и разгибатели конечностей (сухожилия). По обхвату пясти, измеряемому в ее верхней трети, судят о костистости лошади, то есть развитии костяка, его массивности. Сухожилия на задней поверхности пястей должны быть ровными, рельефными — хорошо «отбитыми», как говорят конники.

Путовые суставы несут очень высокую нагрузку, от которой нередко они отекают, особенно у лошадей так называемой сырой конституции или склонных к ней. Отечность суставов, наливы заметны и при осмотре, но еще больше — при ощупывании суставов.

Бабка , или путо, составляет с пястью тупой угол и является как бы амортизатором, смягчает нагрузку на копыто и ногу при движении. Плохо, если бабки прямые (торцовые) и мягкие (особенно «медвежьи» — совсем провислые): при первых лошадь очень тряская, а вторые бывают у лошадей слабых, «разбитых на ноги». Короткие бабки характерны для тяжеловозов, а длинные — для скакунов.

Копыто в нормальном состоянии имеет блестящую поверхность без трещин, колец или заломов. Подошва копыта должна быть чистой, без пятен и наминок (воспаление в копыте); стрелка — рельефной, упругой, без запаха.

Грудь (грудная клетка) указывает на развитость лошади. В ней, как известно, помещаются такие важнейшие органы, как сердце и легкие. Широкая и глубокая грудь желательна для всех лошадей. О параметрах этой стати судят по обхвату груди — промеру, измеряемому мерной лентой по задней линии лопаток, грудной кости и верхней точке холки. Ширину (объем) груди придают округлые ребра и широкая грудная кость, а глубина груди зависит от расположения грудной кости: если она низко опущена, то грудь глубокая («глубокая подпруга», «обширная подпруга»). Узкогрудость является следствием недокорма жеребят как в утробе матери, так и в возрасте до трех лет. Насколько хорошо развита грудь у лошади, можно определить по положению копыт при осмотре лошади спереди. Если между копытами ровно стоящих передних конечностей можно поместить еще одно копыто лошади, то и грудь развита нормально.

Спину и поясницу обычно рассматривают вместе как одно целое, называемое линией верха. В идеале она должна быть прямой, ровной, хорошо обмускуленной. Лошадь с короткой прямой спиной обычно сильная и резвая, однако при короткой спине и пояснице возможно «кование» на ходу (задевание задними копытами пяток передних ног). Верховая или рысистая лошадь будет иметь свободный ход, если длина спины вместе с поясницей немножко больше длины головы.

Подвздох (пах) — пространство от последнего ложного ребра до маклока — оценивают сразу после линии верха, так как эта область связана с длиной поясницы. При длинной пояснице и подвздох длинный (пашистая лошадь), что нежелательно, так как это снижает работоспособность.

Круп — часть корпуса, сверху ограниченная крестцом (пять сросшихся позвонков), а снизу и с боков — тазовыми костями: лонной, седалищной, подвздошной. От строения крупа зависит ход и сила толчка задних конечностей. Короткий круп не дает простора движениям, а длинный широкий круп способствует им. Свислый круп (не округлый, угловатый от худобы или конституции) некрасив, но напорист, как натянутый лук, и потому присущ многим скаковым и рысистым лошадям.

Хвост должен находиться на одной линии с крупом, быть подвижным, иметь хороший отдел — лошадь должна держать его на отлете. Густой тяжелый хвост — скорее атавизм, а слишком жидкий указывает на конституционаьную хрупкость.

Живот (брюхо) — это вместилище желудочно-кишечного тракта. У лошадей в тренинге, содержащихся на строгих нормах кормления, он подтянут. Но если лошадь давно истощена, то поджарый живот — отнюдь не свидетельство ее хорошей формы. Объемистый, отвислый живот, называемый конниками «сенным брюхом», часто бывает при вогнутой спине и плоских ребрах у лошадей, переболевших рахитом, а также у много жеребившихся кобыл.

У жеребцов нужно обращать внимание на половые органы . Отсутствие в мошонке одного или обоих семенников — так называемый крипторхизм — существенный порок, хотя односторонние крипторхи плодовиты. Семенники опускаются в мошонку в возрасте 0,5 — 1 года. У кобыл должно быть два соска на вымени.

Название статей тазового пояса лишь в его верхней части отличаются от плечевого пояса: это — бедро, голень, колено, скакательный сустав и плюсна. Названия и назначение нижних участков задних и передних конечностей одинаковы: путовые суставы, бабки (пута), копыта.

Бедро и ягодица — область, образуемая бедренной костью, сверху соединенной под острым углом с подвздошной костью, а снизу — с коленным суставом и заполненная обширной мускулатурой. Чем бедро длиннее, тем размашистей амплитуда задних конечностей при движении.

Колено является местом прикрепления мощных сухожилий и коленных связок, должно быть широким и подвижным.

Голень находится между коленным и скакательным суставами. У быстроаллюрных лошадей она длиннее, чем у тяжелоупряжных.

Скакательный сустав состоит из четырех рядов косточек и служит как опорой верхних отделов тазового пояса и местом прикрепления многих сухожилий, так и основным амортизатором конечностей. Недаром от больших нагрузок в скакательных суставах появляются отечность, наливы, развиваются такие заболевания, как шпат, курба. Важную функцию в скакательном суставе выполняет пяточная кость, отклоненная назад: эта область сустава называется пяткой.

Плюсна (аналогично пясти передних ног) желательна широкая, недлинная, а сухожилия, проходящие вдоль нее, — хорошо очерченные и чистые, то есть «отбитые».

Промеры лошадей

О строении лошади, ее пропорциональности и соотношении различных статей можно судить не только визуально, но и по промерам (их измеряют в сантиметрах). Основные из них четыре:

1. Высота в холке — измеряется мерной палкой от основания (подошвы) передних копыт до высшей точки холки у равномерно опирающейся на все четыре конечности лошади, поставленной на ровной площадке.

2. Косая длина туловища — измеряется мерной палкой от крайней точки плечелопаточного сочленения до конца выступа седалищного бугра.

3. Обхват груди — измеряется мерной лентой по окружности туловища за лопатками.

4. Обхват пясти — измеряется мерной лентой в середине верхней трети пясти.

Например, при измерении оказалось, что высота в холке — 165 см, косая длина — 167 см, обхват груди — 192,5 см, а обхват пясти — 21 см. Полученные данные записывают в перечисленном порядке в племенное свидетельство или паспорт лошади: 165-167-192,5-21. Нередко в документах лошадей встречаются записи не четырех, а трех промеров — без промера косой длины туловища.

Вес лошади

Лошадей, помимо экстерьера, промеров, масти, характеризует их вес. Живую массу лошади, то есть ее вес (Х, кг) можно определить по формуле, где а — обхват груди в сантиметрах.

Х = 6а — 620

Второй способ определения веса лошади в килограммах: обхват груди (в сантиметрах) умножить на коэффициент 3,5 — для тяжелых лошадей, 3,2 — для средних, 2,7 — для легких.