Basic Life Support (BLS): стабильное боковое положение. Восстановительное положение (положение на боку) Основные проявления травматического шока

Что делать, если человек без сознания, НО дышит?
В этом случае нужно обеспечить профилактику возможных осложнений (например, у лежащего на спине пострадавшего может западать корень языка, что может привести к остановке дыхания; еще, если начнется рвота, то рвотные массы могут попасть в дыхательные пути). Чтобы избежать таких осложнений, нужно поместить человека без сознания (или в спутанном сознании) в восстановительное положение:

Восстановительное положение - это положение на боку в устойчивой позе. В данном положении дыхательные пути открыты.
В данное положение можно легко положить человека любой комплекции и веса, если знать, как это правильно делать. Итак, Вам нужно:
1. Снять у пострадавшего и отложить все висящее у него на поясе: мобильные телефоны, напоясные сумки, ножики и прочее. Желательно делать это при свидетелях, чтобы Вас потом нельзя было обвинить в воровстве.
2. Снять и отложить очки (если пострадавший в очках).
3. Из карманов брюк вынуть мобильный телефон, очки и что угодно еще, что может быть раздавлено или может причинять боль при переворачивании в положение на бок. Желательно делать это при свидетелях.
4. Сесть на колени сбоку от пострадавшего. Одну свою руку поместить пострадавшему под колено (с внешней стороны), максимально согнуть его ногу в колене. Второй рукой взять руку пострадавшего (дальнюю от Вас):

Завести ладонь руки пострадавшего за его щеку (когда Вы перевернете пострадавшего в положение на боку, его щека будет лежать на ладони).
Далее Вы просто используете согнутое колено пострадавшего и локоть заведенное за щеку руки как рычаг, переворачивая человека:

Вот здесь видеоролик о том, как это происходит (ролик той же школы первой помощи, на курсы которой я ходила):

Несмотря на то, что в ролике это не учитывалось почему-то, на занятиях нам говорили, что нужно удостовериться в том, что:
- нижняя рука выпрямлена и лежит ладонью на земле;
- щека лежит на второй руке;
- нос и рот не закрыты ничем;
- локоть верхней руки лежит на земле;
- не должно быть "нога на ноге".
То есть, человек должен лежать как на картинке ниже,а не как в ролике (уж и не знаю, почему такие разночтения в одной и той же школе первой помощи):


ВАЖНО: каждые 20 минут нужно переворачивать пострадавшего, меняя бок, на котором он лежит.

Существует несколько вариантов оптимального положения пациента, каждый из которых имеет свои преимущества. Нет универсального положения, пригодного для всех пострадавших. Положение должно быть устойчивым, близко к этому боковое положение с опущенной головой, без давления на грудную клетку, для свободного дыхания. Существует следующая последовательность действий по размещению пострадавшего в устойчивое боковое положение:

Снять очки с пострадавшего.

Встать на колени рядом с пострадавшим и убедиться, что обе ноги выпрямлены.

Уложите ближайшую к вам руку пациента под прямым углом к туловищу, согнув локоть так, чтобы ладонь была направлена вверх.

Перекиньте дальнюю руку поперек груди, прижав тыльную сторону его ладони к щеке пострадавшего с вашей стороны.

Свободной рукой согните дальнюю от вас ногу пострадавшего, взяв ее несколько выше колена и не отрывая его стопу от земли.

Придерживая его руку, прижатую к щеке, потяните дальнюю ногу, чтобы повернуть пострадавшего к вам на бок.

Отрегулируйте верхнюю ногу так, чтобы бедро и колено были согнуты под прямым углом.

Наклоните голову назад, чтобы убедится, что дыхательные пути остаются открытыми.

Если необходимо держать голову наклоненной, уложите ее щекой на ладонь его согнутой руки.

Регулярно проверяйте наличие дыхания.

Если пострадавший должен находиться в данном положении в течение больше чем 30 минут, его поворачивают на другой бок, чтобы уменьшить давление на нижнюю руку.

В большинстве случаев оказание неотложной помощи в госпитале связано с обмороками и падениями . В таких случаях вначале также необходимо провести осмотр по описанному выше алгоритму. По возможности помогите вернуться пациенту обратно в кровать. В карте больного необходимо сделать запись о том, что пациент упал, при каких условиях это произошло и какая помощь была оказана. Данная информация поможет врачу подобрать лечение, которое предупредит или снизит риск обмороков и падений в дальнейшем.



Другая распространенная причина, требующая неотложной помощи, – респираторные нарушения . Их причиной могут быть бронхиальная астма, аллергические реакции, легочная эмболия. При осмотре по указанному алгоритму необходимо помочь пациенту справиться с беспокойством, подобрать нужные слова, чтобы успокоить. Чтобы облегчить дыхание пациента, поднимите изголовье кровати, используйте кислородные подушки, маски. Если пациенту удобнее дышать, находясь в положении сидя, будьте рядом, чтобы предотвратить возможное падение. Пациента с респираторными нарушениями необходимо направить на рентгенографию, измерить у него уровень артериальных газов, провести ЭКГ и подсчитать ЧДД. История болезни пациента и причины госпитализации помогут установить причины нарушений дыхания.

Анафилактический шок – разновидность аллергической реакции. Это состояние также требует неотложной помощи. Некупированная анафилаксия ведет к бронхоконстрикции, циркуляторному коллапсу, смерти. Если пациенту в момент приступа переливают кровь или плазму, необходимо немедленно прекратить их подачу и заменить на соляной раствор. Далее нужно поднять изголовье кровати и провести оксигенацию. Пока один человек из медперсонала следит за состоянием пациента, другой должен подготовить адреналин для инъекции. Также для лечения анафилаксии можно использовать кортикостероиды и антигистаминные препараты. Больному, страдающему такими серьезными аллергическими реакциями, необходимо всегда иметь при себе ампулу с адреналином и браслет с предупреждением о возможной анафилаксии или памятку для врачей «Скорой помощи».

Потеря сознания

Есть много причин, по которым человек может потерять сознание. История болезни пациента и причины госпитализации несут в себе информацию о природе данного нарушения. Лечение для каждого подбирается строго индивидуально, исходя из причин потери сознания. Некоторые из этих причин таковы:

прием алкоголя или наркотиков : чувствуете ли вы запах алкоголя от пациента? Есть ли явные признаки, симптомы? Какова реакция зрачков на свет? Поверхностное ли дыхание? Реагирует ли пациент на налоксон?

приступ (апоплексический, сердечный, эпилептический): были ли приступы раньше? Испытывает ли пациент моче– или кишечное недержание?

метаболические нарушения : страдает ли пациент почечной или печеночной недостаточностью? Есть ли у него сахарный диабет? Проверьте уровень глюкозы в крови. Если пациент находится в состоянии гипогликемии, определите, не требуется ли ему внутривенное введение глюкозы;

черепно-мозговая травма : пациент перенес только что черепно-мозговую травму. Помните, что у пожилого пациента может возникнуть субдуральная гематома через несколько дней после ЧМТ;

инсульт : при подозрении на инсульт следует провести компьютерную томографию мозга;

инфекция : есть ли у пациента признаки или симптомы менингита или сепсиса.

Помните, что потеря сознания всегда очень опасна для пациента. При этом необходимо не только оказать первую помощь, провести дальнейшее лечение, но и оказать эмоциональную поддержку.

Обструкция дыхательных путей инородным телом (удушье) – редкая, но потенциально устранимая причина случайной смерти.

– Проведите пять ударов по спине следующим образом:

Встаньте сбоку и немного позади пострадавшего.

Поддерживая одной рукой грудную клетку, наклоните пострадавшего, чтобы вышедший из дыхательных путей объект скорее выпал бы из полости рта, чем попал обратно в дыхательные пути.

Сделайте около пяти резких ударов между лопатками основанием ладони другой руки.

– После каждого удара отслеживайте, произошло ли уменьшение обструкции. Обращайте внимание на эффективность, а не количество ударов.

– Если пять ударов по спине не дали эффекта, проведите пять абдоминальных толчков следующим образом:

Встаньте позади пострадавшего и обхватите его руками в верхней части его живота.

Наклоните пострадавшего вперед.

Сожмите одну руку в кулак и установите его на область между пупком и мечевидным отростком пострадавшего.

Захватив свой кулак свободной рукой, сделайте резкий толчок в направлении вверх и внутрь.

Повторяйте указанные действия до пяти раз.

В настоящее время освоение технологии сердечно-легочной реанимации осуществляется посредством симуляционного обучения (симуляция – от лат. Simulatio – «притворство», ложное изображение болезни или отдельных ее симптомов) – создания учебного процесса, при котором обучаемый действует в имитированной обстановке и знает об этом. Самые главные качества симуляционного обучения – полнота и реалистичность моделирования его объекта. Как правило, самые большие пробелы выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму, и на первый план выступает отработанность действий.

Данный подход дает возможность приобрести необходимые практические и теоретические знания, не нанося урон здоровью человека.

Симуляционное обучение позволяет: научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, вырабатывать командное взаимодействие и координацию, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий. При этом система обучения построена на методе получения знаний «от простого к сложному»: начиная от элементарных манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях.

Класс имитационного обучения должен быть оснащен приборами, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, инфузионные помпы, реанимационные и травматические укладки и др.) и системой симуляции (манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуация и для отработки действий подготовленной группы).

В такой системе при помощи компьютера как можно более полно имитируются физиологические состояния человека.

Все наиболее сложные этапы каждым учащимся повторяются как минимум 4 раза:

На лекции или семинарском занятии;

На манекене – показывает преподаватель;

Самостоятельное выполнение на тренажере;

Учащийся видит со стороны своих сокурсников, отмечает ошибки.

Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций. Таким образом, симуляционную технологию образования можно считать идеальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре.

Медицинская деонтология

Казалось бы, такие слова, как «врач», «фельдшер» или, к сожалению, забытое словосочетание «сестра милосердия», с одной стороны, и понятие «деонтология» – с другой, должны если не быть синонимами, то находиться в неразрывной логической связи. Казалось бы… В действительности же все не так просто.

Кроме ошибок чисто медицинских (лечебно-диагностических, тактических и др.), принято отмечать и ошибки деонтологические. Под ними понимают нарушение правил взаимоотношений между врачом и больным, а также между врачами одного или смежных лечебных учреждений (к сожалению, бывает и такое!), а также общих этических норм.

Диспетчерская – это место, где происходит первая встреча, пусть и заочная, вызывающего и «Скорой помощи». И от того, как она произойдет, зависит, будет ли принят вызов, если он принят, то какую очередность получит, какая психологическая обстановка встретит бригаду у больного. После того как изучением работы этого звена «Скорой помощи» занялся профессор В.М. Тавровский, оказалось, что главное, о чем думает человек, вызывая «скорую», – чтобы не отказали в приеме вызова. Поэтому на вопрос диспетчера: «Что случилось?» вместо конкретного ответа «вываливалась» масса ненужной информации: о прошлых и настоящих заслугах, об участии в войнах, о прикреплении к какой-нибудь «престижной» больнице и т. д. Прервать этот «бурный поток» – нельзя, это будет расценено как неуважение к «заслугам». И хотя время тратилось впустую, приходилось мириться. Только после этого диспетчер мог перейти к «добыче» нужной информации. И в ответ на заданный вопрос услышать: «Что вы допрашиваете, приезжайте скорее, сами увидите!». Но ведь еще неизвестно, нужно ли приезжать, тем более «скорее», нужна ли именно скорая помощь. Иногда диспетчер занимался нравоучением, что вообще недопустимо: «Где вы были раньше, почему только сейчас вызываете?»

Предлагая новую систему работы диспетчерской, В.М. Тавровский рекомендовал совершенно иной алгоритм диалога. Диспетчер должен взять инициативу «в свои руки», а сделать это можно, дав понять вызывающему, что проблем с приемом вызова нет. Понятно, что при вызове на улицу или в квартиру информация о больном не может быть одинаковой. После сообщения о принятия вызова дается рекомендация, например: «Усадите (уложите) больного, дайте нитроглицерин, при отсутствии эффекта повторите через 3–5 минут». Теперь время ожидания не будет столь томительным. Если диспетчер не уверен в необходимости приезда «Cкорой помощи», он переключает вызывающего на старшего врача, который не просто отказывает в выезде бригады, но дает совет по ведению больного и рекомендует, куда нужно обратиться.

Итак, если вызов принят, бригада поехала к больному. Прибыв на место, медицинский работник ни в коем случае не должен начинать разговор с недовольства: почему не встретили, зачем вызвали, мы ехали через весь город, вы не нашего района, этаж 9-й, а лифт не работает и т. д. Весь этот «словесный мусор» сразу создаст барьер и помешает выполнению главной задачи: поставить правильный диагноз и в соответствии с ним оказать адекватную помощь.

Особо следует остановиться на ситуации, когда помощь приходится оказывать на улице, на предприятии (на рабочем месте), в других подобных пунктах (магазин, салон общественного транспорта, подземный переход) – словом, везде, где находится человек, ему может потребоваться экстренная медицинская помощь. Самое лучшее, что можно посоветовать в данной ситуации, – не обращать внимание на окружающих и уверенно делать свое дело. Не вступать в дискуссии, не отвечать на реплики. Это отвлекает от работы, пусть даже замечания покажутся оскорбительными. Будьте выше этого. Необходимо как можно быстрее довести состояние больного до транспортабельного, взять его в машину и уехать с этого места (если речь идет об улице). После этого всякий интерес у окружающих пропадет.

Вопрос о госпитализации больного из общественного места решается однозначно – оставлять его на улице нельзя. Но если вы еще не знаете, куда нужно госпитализировать, можно отъехать за угол, остановиться, закончить осмотр, если вы не успели сделать это раньше, и связаться с бюро госпитализации.

Для больного и его родственников госпитализация – это если не трагедия, то в любом случае беда, особенно если речь идет о молодом человеке, у которого подозревается (или диагностирована) острый коронарный синдром (ОКС). Ведь еще вчера пациент вел активный образ жизни, а сегодня он вынужден лежать, сократив свою активность до минимума.

Нужно понять состояние больного. Здесь не нужны никакие «страшилки». Эффект от них будет противоположен ожидаемому.

Даже если врач уверен в диагнозе ОКС и видит, что больной боится этого диагноза, как приговора, можно сказать ему, что инфаркта пока нет, есть лишь его угроза, а чтобы он не развился, нужно выполнять то-то и то-то. После такого разговора можно надеяться, что больной будет выполнять ваши рекомендации и по лечению, и по необходимости транспортировки на носилках. Как правило, у «Cкорой» своей «рабочей силы» либо нет, либо ее недостаточно: в бригаде в основном женщины. При решении о госпитализации нередко возникает такой диалог:

– Ищите мужчин, у нас некому нести!

– У нас тоже некому. У вас есть шофер, мы ему заплатим!

– Он не может бросить машину!

Словесный поединок, как правило, ни к чему не приводит. Попробуйте начать разговор по-другому: «Больного нужно нести на носилках, видите, у нас одни женщины, может быть, вы нам поможете найти кого-нибудь, мы ведь здесь никого не знаем».

Так или примерно так должен проходить разговор. Никакой категоричности, никакой «упертости», доброжелательный, спокойный тон. Тогда можно рассчитывать на успех.

Важно помнить, что никакие причины (узкий коридор, крутые лестницы и т.д.) не могут быть оправданием нарушения порядка госпитализации, особенно когда необходимы носилки. Понимая это, грамотный врач или фельдшер всегда найдет выход: стул, одеяло и т. д.

Вот еще одна ситуация: при транспортировке на носилках с какого-нибудь этажа у родственников (окружающих) может возникнуть недоумение, почему больного несут «ногами вперед», ведь он еще живой? В таком случае врач или любой член бригады должен спокойно, тактично объяснить, что это не «ногами вперед», а «ногами вниз». Потому что если выносить головой вперед, то на лестнице он окажется головой вниз, что небезопасно для тяжелого больного. Именно поэтому «ногами вниз», а не ногами вперед.

Но вот больной помещен в машину. Он может быть один, может быть с родственниками или сослуживцами. Больной переживает случившееся. Согласитесь, что всякие посторонние разговоры справедливо будут восприняты как неуважение к его состоянию. Конечно, никто не требует, чтобы члены бригады сопровождали больного со скорбными лицами. Однако всякие разговоры о вещах, не имеющих отношения к «данной теме», будут справедливо истолкованы негативно. В результате героическая работа, проведенная на вызове, у постели больного вами, вашими коллегами может быть нивелирована. Нужно научиться сопереживать!

Больной человек, в силу своей болезни, имеет измененную психику, он измучен длительными болями, может быть, многократными, да еще безрезультатными хождениями по медицинским кабинетам. «Скорая помощь» находится в особом положении. Иногда ее вызывают, не получив от «своего» участкового врача направления в стационар или не дождавшись сегодня врача из поликлиники… Да мало ли что еще! Даже предшествующий приезду бригады разговор с диспетчером может вывести больного человека «из себя». И все накопившиеся отрицательные эмоции будут выплеснуты на того, кто доступен, и от кого можно получить наиболее конкретную и реальную помощь.

Но вот на вас «набросились» с потоком претензий, к которым вы не имеете никакого отношения. Начать сразу «защищаться», когда больной или родственники еще разгорячены? Эта энергия невольно передастся вам (эффект зеркальности), вы ввяжетесь в конфликт, и не исключено, что от него и пострадаете. Как же быть? Есть такой прием. Попросите суть претензии (прекрасно понимая, что она не к вам) изложить еще раз, объяснив это тем, что вы чего-то не поняли. (Только не перебивайте больного, дайте ему высказаться. Потраченное на это время окупится предотвращением конфликта, может быть, даже жалобы, на разбор которой потом потребуется гораздо больше времени и не одного, а нескольких человек. Эту ситуацию не забудьте отразить в карте вызова).

Вы заметите, что эмоций будет уже меньше. В крайнем случае можно попросить еще раз повторить уже какую-то часть всей претензии. Разговор будет совсем спокойным. Вы дали больному возможность «выпустить пар». Это только один из способов избежать конфликта. Есть народная мудрость: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее». А поскольку вы, естественно, считаете себя умнее, вот и постарайтесь сделать так, чтобы пожар не разгорелся.

Постарайтесь, чтобы члены вашей бригады не принимали участия в этом поединке. Вам так будет легче. Вот вам и ответ на вопрос: «Можно ли обижаться на больного человека?» Простите его! Он ведь больной. А свои амбиции оставьте «на потом».

Оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе подразумевает лечебные мероприятия не только на месте, но и при транспортировке больных (пострадавших) в стационар. Эти особенности, в отличие от условий стационара, требуют дополнительного внимания к морально-правовым проблемам. Вот эти особенности.

Экстремальность ситуации требует неотложных действий, часто выполняемых без должной диагностики (дефицит времени).

Больные находятся иногда в крайне тяжелом, критическом состоянии, требующем проведения немедленной реанимации.

Психологический контакт между медицинским работником и больным бывает затруднен или отсутствует из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог и. т.д.

Оказание помощи нередко проводится в присутствии родственников, соседей или просто любопытных.

Условия оказания помощи могут быть примитивными (помещение, теснота, недостаточное освещение, недостаток помощников или вообще их отсутствие и. т. д.).

Характер патологии может быть самым разнообразным (терапия, травма, гинекология, педиатрия и. т. д.).

Перечисленные особенности работы в неотложной медицине создают особые этические и юридические проблемы, которые можно разделить на две основные группы:

Вследствие специфики условий оказания экстренной помощи, а также из-за недостаточного знакомства медицинских работников с данной проблемой часто нарушаются права больных.

Ошибки при оказании экстренной помощи могут происходить главным образом из-за экстремальности ситуации, иногда из-за преступной неосторожности.

Проблемы взаимоотношения медицинского работника и пациента могут строиться по двум линиям. Одна из них – это этико-деонтологическая, когда речь идет просто об отношениях двух людей, которые регулируются морально-этическими рамками, нормами. Вторая линия – юридическая. Об этом сказано в концепции информированного добровольного согласия (ИДС). Наиболее частые причины нарушения прав больных при оказании экстренной помощи: 1) отсутствие психологического контакта с больным (пострадавшим) и 2) экстремальность ситуации. Иногда первое может зависеть от второго, а чаще оба фактора действуют одновременно, что может приводить к их взаимоусилению. К сожалению, приходится сталкиваться и с еще одним фактором: 3) незнание медицинским работником прав больного.

Когда у одного мудреца спросили, у кого он учился благовоспитанности, тот ответил: «У неблаговоспитанных. Я избегал делать то, что делают они». И, наконец, прекрасная мысль французского энциклопедиста Дени Дидро: «Недостаточно сделать добро, надо делать его красиво».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

1. Основные понятия и определения в неотложной медицине

Догоспитальный этап оказания медицинской помощи – этап оказания медицинской помощи вне лечебного учреждения стационарного типа.

Служба скорой медицинской помощи – государственные учреждения здравоохранения, станции (отделения) «Cкорой медицинской помощи» (СМП), оказывающие экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на догоспитальном этапе силами выездных бригад «Cкорой медицинской помощи».

Экстренная (скорая) медицинская помощь – срочное устранение всех неотложных болезненных состояний, возникших непредвиденно, вызванных внешними или внутренними факторами, которые независимо от степени тяжести состояния больного требуют немедленной диагностической и лечебной деятельности.

состояние, угрожающее жизни больного – состояние здоровья, при котором имеется непосредственная угроза жизни. Требует комплекса неотложных мероприятий по восстановлению жизненно важных функций организма на месте оказания СМП и по пути следования на госпитализацию.

состояние, угрожающее здоровью больного – хроническое заболевание (как правило, у пожилых пациентов), не представляющее непосредственной угрозы для жизни, но чреватое возникновением угрожающего момента в ближайшее время.

Выездная бригада «Cкорой медицинской помощи» – врач или подготовленный к самостоятельной работе фельдшер, имеющие сертификаты, оказывающие экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте вызова и в санитарном транспорте по пути следования в лечебно-профилактическое учреждение.

Стандарт «Cкорой медицинской помощи» – соответствующий уровню выездных бригад скорой медицинской помощи перечень минимально достаточных экстренных лечебных и диагностических мероприятий в типичных клинических ситуациях.

2. Положение о фельдшере

ВыезДнОй БрИГАДы

«сКОрОй МеДИцИнсКОй ПОМОщИ»

Общие положения

1.1. На должность фельдшера бригады «Скорой медицинской помощи» (СМП) назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат.

1.2. При выполнении обязанностей по оказанию СМП в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе врачебной бригады действует под руководством врача.

1.3. Фельдшер выездной бригады СМП руководствуется в работе законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции СМП, приказами и распоряжениями администрации станции (подстанции, отделения), настоящим положением.

1.4. Фельдшер выездной бригады СМП назначается на должность и увольняется в установленном законом порядке.

Обязанности

Фельдшер выездной бригады «Cкорой медицинской помощи» обязан:

2.1. Обеспечивать немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного временного норматива в данной территории.

2.2. Оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары.

2.3. Вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи.

2.4. Уметь пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

2.5. Владеть техникой снятия электрокардиограмм.

2.6. Знать дислокацию лечебно-профилактических учреждений и районы обслуживания станции.

2.7. Обеспечивать переноску больного на носилках, в случае необходимости принять в ней участие (в условиях работы бригады переноска больного на носилках расценивается как вид медицинской помощи в комплексе лечебных мероприятий).

При транспортировке больного находиться рядом с ним, осуществляя оказание необходимой медицинской помощи.

2.8. При необходимости транспортировки больного в бессознательном состоянии или состоянии алкогольного опьянения произвести осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова, сдать их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала.

2.9.При оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, в случаях повреждений насильственного характера действовать в установленном законом порядке.

2.10. Обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима). При выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую медицинскую помощь, соблюдая меры предосторожности, и информировать старшего врача смены о клинико-эпидемиологических и паспортных данных больного.

2.11. Обеспечить правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов.

2.12. По окончании дежурства проверить состояние медицинской аппаратуры, транспортных шин, пополнить израсходованные в процессе работы лекарственные средства, кислород, закись азота.

2.13. Информировать администрацию станции СМП о всех чрезвычайных происшествиях, возникших в период выполнения вызова.

2.14. По требованию сотрудников Управления внутренних дел остановиться для оказания скорой медицинской помощи независимо от места нахождения больного (пострадавшего).

2.15. Вести утвержденную учетную и отчетную документацию.

2.16. В установленном порядке повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать практические навыки.

Права

Фельдшер выездной фельдшерской бригады «Cкорой медицинской помощи» имеет право:

3.1. Вызвать, в случае необходимости, на помощь врачебную бригаду «Cкорой медицинской помощи».

3.2. Вносить предложения по совершенствованию организации и оказания скорой медицинской помощи, улучшению условий труда медицинского персонала.

3.3. Повышать свою квалификацию по специальности не реже одного раза в пять лет. Проходить в установленном порядке аттестацию и переаттестацию.

Ответственность

Фельдшер выездной бригады «Cкорой медицинской помощи» несет ответственность в установленном законодательством порядке:

4.1. За осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала «Cкорой медицинской помощи».

4.2. За противоправные действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью пациента или его смерть.

3. Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) СМП

Общие положения

1.1. На должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) «Cкорой медицинской помощи» назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», «сестринское дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат.

1.2. Дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов находится в непосредственном подчинении старшего врача смены. Руководствуется в работе инструкциями по службе, приказами и распоряжениями администрации станции (подстанции, отделения) СМП, настоящим положением.

1.3. Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) СМП назначается на должность и увольняется в установленном законом порядке.

Обязанности

Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) СМП обязан:

2.1. Осуществлять прием и своевременную передачу вызовов персоналу свободных выездных бригад. Не имеет права самостоятельного отказа в приеме вызова.

2.2. Осуществлять оперативное руководство всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, в любое время смены знать местонахождение бригад.

2.3. Контролировать оперативность работы выездных бригад: время прибытия, время выполнения вызова.

2.4 Немедленно информировать администрацию учреждения обо всех чрезвычайных происшествиях.

2.5. Осуществлять связь с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами. Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

2.6. Информировать население в устной форме о местонахождении больных (пострадавших), которым оказана медицинская помощь.

2.7. Уметь пользоваться современными средствами связи и передачи информации, а также персональным компьютером.

2.8. Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) обязан знать:

топографию города;

– дислокацию подстанций и учреждений здравоохранения;

– места нахождения потенциально опасных объектов;

– алгоритм приема вызовов.

Права

Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) «Cкорой медицинской помощи» имеет право:

3.1. Вносить предложения по совершенствованию работы скорой медицинской помощи.

3.2. Повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.

3.3. Проходить аттестацию (переаттестацию) на квалификационную категорию в установленном порядке.

3.4. Принимать участие в работе медицинских конференций, совещаний, семинаров, проводимых администрацией учреждения.

Ответственность

Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) «Cкорой медицинской помощи» несет ответственность в установленном законодательством порядке:

4.1. За осуществляемую профессиональную деятельность в пределах своей компетенции, самостоятельно принимаемые решения.

4.2. За разглашение сведений, являющихся врачебной тайной.

4. Основные виды нарушений нормативных положений медицинским персоналом СМП

Все виды указанных нарушений подразделяются на три группы.

Группа А. Нарушения морально-этических правил.

Группа Б. Нарушения юридических норм.

Группа В. Нарушения смешанного характера (морально-этические + юридические).

К группе А относятся:

нарушения элементарных норм культуры и профессионального поведения;

конфликтные взаимоотношения между работниками СМП;

обоюдная конфронтация между врачом (фельдшером) СМП и больным, спровоцированная: бригадой СМП или больным, его родственниками;

обоюдная конфронтация между работниками СМП и других лечебно-профилактических чреждений (ЛПУ), спровоцированная: медработниками СМП, медработниками ЛПУ;

некоторые виды ятрогений (лечебного и психологического характера).

К группе Б относятся:

сочетание указанных видов этико-деонтологических нарушений между собой, с дефектами лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и (или) нарушениями юридического характера (различной степени тяжести).

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного (врача общей практики) и лечащего врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и

жиных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Кроме прав, пациент имеет обязанности:

1) проявлять в общении с медицинским персоналом уважение;

2) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения;

3) после произведения согласия на медицинское вмешательство – неукоснительно выполнять все предписания;

4) соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ;

5) сотрудничать с врачом при оказании медицинской помощи;

6) немедленно информировать врача об изменениях своего здоровья;

7) немедленно обращаться к врачу при подозрении на наличие заболевания, представляющего опасность для массового распространения;

8) не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.

5. Виды ответственности медицинских работников

А.П. Зильбер подразделяет ответственность на следующие виды: «Прямо или косвенно все виды ответственности, кроме моральной, входят в юридическую ответственность, которую можно определить как государственное принуждение к “исполнению требований права ”».

Административная ответственность – вид юридической ответственности за административный проступок (правонарушение), расцениваемый не столь строго, как это делает Уголовный кодекс.

Дисциплинарная ответственность – форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.

Гражданская, или гражданско-правовая, ответственность – вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяются меры воздействия, установленные законом или договором.

Уголовная ответственность – это вид ответственности, который регулируется Уголовным кодексом (УК).

«Восстановительное», или устойчивое боковое, положение используется у пострадавших без сознания с самостоятельным дыханием с целью профилактики западения языка и возникновения асфиксии. Существует несколько модификаций «восстановительного положения», ни одна из них не является преимущественной. Положение должно быть стабильным, близким к естественному боковому, без сдавления грудной клетки.

Последовательность действий

1) снимите с пострадавшего очки и выпрямите его ноги;
2) сядьте сбоку от пострадавшего, согните его руку, лежащую ближе к вам, под прямым углом к туловищу;
3) возьмите ладонь второй руки пострадавшего в свою ладонь и уложите его руку под голову;
4) своей второй рукой обхватите дальнее от вас колено пострадавшего и, не отрывая ноги от поверхности, максимально согните в коленном суставе;
5) используя колено как рычаг, поверните пострадавшего на бок;
6) проверьте стабильность положения пострадавшего и наличие дыхания.

Обструкция (закупорка) верхних дыхательных путей инородным телом чаще всего связана с приемом пищи.


При частичной закупорке верхних дыхательных путей отмечаются кашель, резко затрудненный вдох, шумное дыхание, цианоз (посинение) кожных покровов, при этом пострадавший часто обхватывает себя вокруг шеи («универсальный симптом дыхательного стресса»). Пострадавший, как правило, в состоянии самостоятельно добиться откашливания инородного тела.


При полной закупорке верхних дыхательных путей (асфиксия) вдохи и кашлевые толчки пострадавшего неэффективны, наступает быстрая потеря голоса и сознания. Пострадавший нуждается в немедленной помощи.

Оказание первой помощи

Если пострадавший самостоятельно дышит, наблюдайте за эффективностью его дыхания и стимулируйте его кашлять. Если пострадавший в сознании, но у него прогрессирует слабость, ослабляется и прекращается дыхание и кашель, нанесите серию из 5 толчков между лопатками:

  1. встаньте сбоку и чуть позади пострадавшего;
  2. обхватите пострадавшего под верхним плечевым поясом одной рукой и наклоните его вперед;
  3. ребром второй ладони нанесите 5 толчков между лопаток пострадавшего.

Не стремитесь нанести сразу все 5 толчков! Контролируйте отхождение инородного тела изо рта пострадавшего после каждого толчка!


Если нанесение толчков между лопатками не было эффективным, проведите «прием Хаймлиха» — нанесение абдоминальных толчков:

  1. встаньте позади пострадавшего и обхватите его своими руками вокруг туловища под верхним плечевым поясом на уровне верхней части живота;
  2. поддерживая за туловище, наклоните пострадавшего вперед;
  3. сложите одну свою кисть в кулак и поместите его большим пальцем по направлению к туловищу вдоль срединной линии тела на середине расстояния между пупком и мечевидным отростком грудины (реберный угол), второй своей рукой зафиксируйте сверху кулак;
  4. наносите серии из 5 резких интенсивных толчков по направлению снизу — вверх и снаружи — внутрь к диафрагме, добиваясь извлечения инородного тела.

Если для пострадавшего в сознании абдоминальные толчки оказались неэффективны, сочетайте нанесение 5 толчков между лопатками.


Если пострадавший потерял сознание, необходимо начать базовые мероприятия по поддержанию жизнедеятельности по правилам, описанным выше (п. 4-7):

  1. аккуратно уложите пострадавшего на ровную поверхность;
  2. немедленно организуйте вызов «Скорой помощи» (03,112);
  3. при отсутствии самостоятельного дыхания у пострадавшего немедленно начинайте компрессии грудной клетки в соотношении с искусственными вдохами (30:2);
  4. перед искусственными вдохами проверяйте ротовую полость пострадавшего и удаляйте под контролем зрения возможные инородные тела.

Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом у тучного пострадавшего или беременной


Техника толчкообразных надавливаний на грудную клетку в положении стоя или сидя:

  1. встаньте позади пострадавшего, поставьте свою стопу между его стоп, обхватите его грудную клетку на уровне подмышечных впадин; кисть одной руки, сжатую в кулак, поместите большим пальцем на середину грудины, обхватите ее кистью второй руки; выполняйте толчкообразные движения по грудине на себя до тех пор, пока инородное тело не выйдет наружу;
  2. если пострадавший потерял сознание, немедленно начинайте базовый реанимационный комплекс.

На рисунках изображена техника толчков по грудине в положении лежа тучным пострадавшим и беременным.

Существуют различные варианты бокового стабильного положения, каждый из которых должен обеспечивать положение тела пострадавшего на боку, свободный отток рвотных масс и секретов из ротовой полости, отсутствие давления на грудную клетку (Рис. 19):

1. снять с пострадавшего очки и положить их в безопасное место;

2. опуститься на колени рядом с пострадавшим и убедиться, что обе его ноги выпрямлены;

3. ближнюю к спасателю руку пострадавшего отвести в сторону до прямого угла к туловищу и согнуть в локтевом суставе таким образом, чтобы ладонь ее оказалась повернутой кверху;

4. вторую руку пострадавшего переместить через грудь, а тыльную поверхность ладони этой руки удерживать у ближней к спасателю щеки пострадавшего;

5. второй рукой захватить дальнюю от спасателя ногу пострадавшего чуть выше колена и потянуть ее кверху так, чтобы стопа не отрывалась от поверхности;

6. удерживая руку пострадавшего прижатой к щеке, потянуть пострадавшего за ногу и повернуть его лицом к спасателю в положение на бок;

7. согнуть бедро пострадавшего до прямого угла в коленном и тазобедренном суставах;

9. проверять наличие нормального дыхания каждые 5 мин;

10. перекладывать пострадавшего в боковое стабильное положение на другом боку каждые 30 мин во избежание синдрома позиционного сдавления.

Рис. 19.

Типичные ошибки при проведении базовых и расширенных реанимационных мероприятий

Затягивание начала СЛР и проведения дефибрилляции, потеря времени на второстепенные диагностические, организационные и лечебные процедуры.

Отсутствие единого руководителя, присутствие посторонних лиц.

Неправильная техника проведения компрессий грудной клетки (редкие или слишком частые, поверхностные компрессии, неполная релаксация грудной клетки, перерывы в компрессиях при наложении электродов, перед и после нанесения разряда, при смене спасателей).



Неправильная техника искусственного дыхания (не обеспечена проходимость дыхательных путей, герметичность при вдувании воздуха, гипервентиляция).

Потеря времени на поиск внутривенного доступа.

Многократные безуспешные попытки интубации трахеи.

Отсутствие учета и контроля проводимых лечебных мероприятий.

Преждевременное прекращение реанимационных мероприятий.

Ослабление контроля над больным после восстановления кровообращения и дыхания

ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ


Схема 2.

В алгоритме БРМ для детей имеются следующие отличия от алгоритма для взрослых:

БРМ начинать с 5-и искусственных вдохов. Только в том случае, если ребенок потерял сознание при очевидцах, и никого больше нет рядом, можно начать БРМ с 1 мин компрессий грудной клетки, а затем пойти за помощью;

При проведении искусственного дыхания младенцу (ребенок до 1 года) нельзя разгибать голову; следует губами обхватывать рот и нос младенца одновременно (Рис. 28);


Рис. 28.

После проведения 5-и начальных искусственных вдохов проверить наличие признаков восстановления спонтанного кровообращения (движения, кашель, нормальное дыхание), пульса (у младенцев – на плечевой артерии, у детей старше – на сонной; пульс на бедренной артерии – у обоих групп), потратив на это не более 10 сек. При выявлении признаков восстановления спонтанного кровообращения следует при необходимости про- должать искусственное дыхание. При отсутствии признаков спонтанного кровообращения – начать компрессии грудной клетки;

Компрессии грудной клетки осуществлять на нижнюю часть грудины (найти мечевидный отросток и отступить на толщину одного пальца выше), на 1/3 глубины грудной клетки ребенка. У младенцев – двумя пальцами при наличии одного спасателя и по циркулярной методике при наличии двух спасателей. У детей старше года – одной или двумя руками (Рис. 29-30);

Рис. 29.

Рис. 30.

Продолжать СЛР в соотношении 15: 2 ;

При оказании помощи по поводу обструкции дыхательных путей инородным телом толчки в живот не используются вследствие высокого риска повреждений внутренних органов у младенцев и детей;

Техника выполнения ударов по спине у младенцев: удерживать ребенка в положении спиной вверх, голова при этом должна быть направлена вниз; сидящий на стуле спасатель должен удерживать младенца, поместив его на своих коленях; поддерживать голову младенца, расположив большой палец руки на угол нижней челюсти и один или два пальца той же руки на другой стороне челюсти; не сдавливать мягкие ткани под нижней челюстью; основанием ладони нанести до пяти отрывистых ударов между лопатками, направляя силу ударов краниально;

Техника выполнения ударов по спине у детей старше 1 года: удары будут более эффективны, если ребенку придать положение, при котором голова будет расположена ниже туловища; маленького ребенка можно положить выше колена согнутой ноги поперек, так же, как и грудного ребенка; если это невозможно, согнуть туловище ребенка вперед и выполнить удары по спине, стоя сзади; при неэффективности ударов по спине следует перейти к выполнению толчков в грудную клетку.

Толчки в грудную клетку у младенцев: положить ребенка на спину таким образом, чтобы голова была ниже туловища. Это легко достигается расположением свободной руки вдоль спины ребенка, при этом пальцы охватывают затылок. Опустить руку, удерживающую ребенка, ниже своего колена (или перевалить через колено). Определить место, на которое будет оказываться давление (нижняя часть грудины, приблизительно на один палец выше мечевидного отростка). Выполнить пять толчков грудной клетки; прием напоминает непрямой массаж сердца, но выполняется более отрывисто, резко и в более медленном темпе. Толчки в грудную клетку у детей старше 1 года – по обычной методике.

В алгоритме расширенных реанимационных мероприятий для детей имеются следующие отличия от алгоритма для взрослых:

Любые воздуховоды использовать с большой осторожностью, поскольку мягкое небо ребенка можно легко травмировать;

Интубацию трахеи должен выполнять опытный специалист, поскольку у детей имеются анатомические особенности строения гортани. Обычно у детей до 8 лет используют эндотрахеальные трубки без манжетки;

При невозможности обеспечения внутривенного или внутрикостного путей введения лекарств, следует использовать внутритрахеальный путь (адреналин 100 мкг/кг, лидокаин 2-3 мг/кг, атропин 30 мкг/кг, разведенные в 5 мл физиологического раствора);

Адреналин у детей вводится внутривенно или внутрикостно в дозе 10 мкг/кг (максимальная разовая доза 1 мг); амиодарон – 5 мг/кг;

Дефибрилляция:

Размер электродов: 4,5 см в диаметре для грудных детей и детей весом менее 10 кг; 8-12 см диаметром – для детей весом более 10 кг (старше 1 года);

Если при стандартном расположении электродов они перекрывают друг друга, следует электроды расположить в переднезаднем положении;

Мощность разряда – 3-4 Дж/кг;

Синонимы: поза приведения к жизни, положение для обеспечения жизни.

Для человека, находящегося без сознания, самое опасное положение - на спине. Он может погибнуть из-за совершенной ерунды, мышцы не контролируются, поэтому язык западает и перекрывает дыхательные пути.

(Пример: в нашем городе перед футбольным матчем подросток - болельщик потерял сознание и погиб именно по этой причине, прямо на глазах у толпы зевак.)

Кровь или другие жидкости (рвота и др.), попадая в гортань, вызывают рефлекторную остановку дыхания.

(Пример: одна из спасательных служб в нашей стране организована на средства человека, потерявшего в автоаварии свою 15 летнюю единственную дочь. Девушка погибла из-за рефлекторной остановки дыхания, вызванной носовым кровотечением)

Различные предметы, находящиеся в ротовой полости (жвачка, зубные протезы, сломанные зубы, пища) также могут перекрыть дыхательные пути.

Человек, лежащий на боку, рискует значительно меньше. Поэтому необходимо потерявшего сознание уложить в безопасное положение. Предлагаемый здесь методика не оригинальна. Зато она легко запоминается, легко выполняется и дает очень хорошие результаты.

Положительные стороны безопасного положения:

Язык не может перекрыть дыхательные пути.

Свободный отток жидкости из ротовой полости и носа.

Согнутые рука и нога обеспечивают устойчивое положение и гарантируют от возможного переворота обратно на спину.

Кисть руки поддерживает и защищает голову.

Придание безопасного положения проще всего выполнить в пять этапов.

1. Уложить пострадавшего на спину, обеспечить проходимость ДП. Выпрямить ноги. Ближнюю к себе руку отвести под прямым углом к телу.

2. Дальнюю от себя руку пострадавшего перенести через грудную клетку и приложить тыльной стороной к щеке пострадавшего. Желательно держать руку "пальцы в пальцы", что обеспечивает четкую фиксацию. Придерживать руку до конца переворота в боковое положение.

3. Дальнюю от себя ногу пострадавшего согнуть в колене. Ступня должна стоять на поверхности земли.

4. Используя согнутую ногу как рычаг, аккуратно повернуть пострадавшего на бок. Делать это плавно и спокойно. Поворот корпуса не должен быть резким. При этом совершенно не требуется усилий. Хрупкая девушка спокойно перевернет таким способом здоровенного мужчину.

5. Установить бедро перпендикулярно корпусу для устойчивости положения. Убрать свою руку из-под головы пострадавшего. Обеспечить проходимость ДП по уже описанному способу, слегка запрокинув голову. Убедиться, что пострадавший дышит. В данном случае можно поднести ко рту и носу пострадавшего тыльную сторону своей кисти, нежная кожа ощутит даже слабое дыхание.

После приведения в безопасное положение целесообразно вызвать скорую помощь и контролировать состояние до ее прибытия. Если вы вынуждены отлучиться, например, для вызова скорой. Подложите к спине пострадавшего свернутую одежду или что-нибудь другое, чтобы предотвратить бессознательный переворот на спину.