Парашютный спорт: история, классификация дисциплин и виды парашютов. Как заняться парашютным спортом? Тандемные прыжки – парашютный спорт

Достоверно неизвестно когда впервые начали совершать прыжки, используя что-то похожее на современное подобие парашюта. Упоминания о прыжках с деревьев и небольших выступов, существуют в различных легендах народов мира. В 13 веке Роджером Беконом было написано сочинение, в котором он предполагал, что возможно использование вогнутых приспособлений для парения в воздухе. Леонардо да Винчи использовал его идею в своих чертежах, парашют великого изобретателя напоминал палатку и предполагалось что человек, прыгнувши, с любой высоты не получит травм, а просто медленно спустится вниз. И лишь в 1617 г. впервые был совершён прыжок, который совершил Фауст Веранчио, учёный сам сконструировал парашют и удачно его применил. Но настоящую пользу изобретение начало приносить с появлением авиации. Особенно во время обоих мировых воин, парашют спас немало жизней пилотов и доставил огромное количество ценных грузов.

Виды парашютного спорта

В мирное время появилось такое понятие, как парашютный спорт, который нашёл своих фанатов по всему миру, достойно заняв своё место среди других спортивных состязаний. Со временем простой прыжок с самолёта превратился во множество дисциплин.

Прыжки на точность приземления

Прыжки на точность приземления, одно из самых первых соревнований, появившиеся примерно в 60 годах. Приземление в 100 метровый круг считалось вершиной умения, но погрешность в 80 метров также засчитывалась. Сейчас уже, любое отклонение от цели недопустимо.

Классический парашютизм

Классический парашютизм, наиболее популярный в настоящее время, делится на два упражнения,

  • первое - точность приземление в круг размером 3 см.,
  • второе - необходимость создания заданных заранее воздушных фигур.

Индивидуальная акробатика

Индивидуальная акробатика, появилась примерно в одно время с прыжками на точность. Но главное отличие, в том, что управлять необходимо не парашютом, а телом совершая различные трюки, сальто и вращение.

Самое сложное, наверное, в воздушной акробатике может быть только групповая акробатика. Соревнования проводится в количестве построенных фигур, на протяжении определённого времени. Количество спортсменов варьируется от 4 до 16 человек и выглядит завораживающе. Был также поставлен мировой рекорд в этой дисциплине, количество людей принявших участие составляло 296 человек.

Para-ski

Para-ski - интересное совмещение, парашютного и лыжного спорта. Схожие черты с другими состязаниями, точность прыжка, сразу после приземления движение продолжается на лыжах к финишной прямой.

Купольная акробатика

Помимо обычной и групповой воздушной акробатики, существует ещё и купольная. Участвует около 8 спортсменов в построении формаций. Фристайл, зародившийся недавно направление этого вида спорта, заключается в показании разнообразных трюков. Оценивается также сложность работы воздушного оператора, ведь сделать удачную видеосъемку требует огромных усилий.

Swoop

С появлением эллиптических куполов, стало возможно пролететь над поверхностью земли с огромной скоростью, что получило название Swoop.

Быстро набравши популярность с 1999 г. стали даже проводиться соревнования, по дальности и скорости полёта.

Wingsuit flying

С появлением новых материалов, стало возможным продлить и свободное падение для этого используют специальное снаряжение Wingsuit flying отсюда и название вида спорта. Оснащённый специальными перепонками, комбинезон, позволяет парить в воздухе, преодолевая немалое расстояние. Стиль парения схожий на многих животных, например, белки-летяги парят с ветки, на ветку расправив складки кожи между передними и задними лапами, скорей всего это и послужило идеей для создания костюма.

Авиация и парашютное дело нераздельно связаны. Изобретение парашюта в дальнейшем принесло немало пользы, получив распространение не только среди военных, но и дало толчок к появлению популярного вида спорта.

Прыжки на точность приземления - парашютные прыжки точно в середину специально обозначенного на земле круга. Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение - 0 сантиметров или, как говорят, - “нуль”. В настоящее время существуют специальные парашюты, предназначенные для работы на точность приземления.

Индивидуальная акробатика - выполнение акробатических трюков в воздухе в свободном падении. Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления. Если точность приземления - это умение управлять куполом, то акробатика - умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости - выполнение спиралей, в вертикальной плоскости - вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.

Впоследствии упражнения получили название “классический парашютизм”.

Групповая акробатика - построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов. Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики “классический”, - когда количество парашютистов в команде - 4 или 8. Соответственно команды называются “четверки” и “восьмерки”. Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Названия фигур уже дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: “рюмка”, “звезда”, “кольца” и т.п. Второй вариант групповой аккробатики - построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.

Пара-Ски (Para - ski) - двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах. Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления (классический парашютизм), а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.

Скайсерфинг (Skysurfing) - парашютные прыжки с лыжей с выполнением различных фигур в воздухе в свободном падении. Это относительно молодой вид парашютного спорта. Появившись недавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются почти другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок. На основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом, команда состоит из двух человек: лыжника-скайсерфера и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также работа оператора. Для того, чтобы лыжа не мешала, в аварийных ситуациях существует автоматический механизм отцепки лыжи.

Фристайл (FreeStyle) - выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом. Вся работа идет в свободном падении и для наблюдения прыжка нужен оператор. Отработка фигур на земле требует специального оборудования. Близко к фристайлу находятся Sit Flying (”Полеты сидя” - в буквальном переводе) и Vertical Relative Work - VRW. Эти виды традиционно также считаются фристайлом, и имеют очень небольшие различия. Занятия фристайлом доступны для многих продвинутых спортсменов, но из-за дефицита информации по фристайлу в России этот спорт пока не получил должного развития.

Фрифлай (Free Fly)- выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур

Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта. Фрифлай - командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их воздушного видео оператора. Этот вид спорта - интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие воздушного оператора и команды. Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём.

Свуп (Swoop) - парашютные прыжки с длинным пролетом над землей при приземлении. С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде - и по точности.

Блейд Раннинг (Blade Running)- прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей. Этот вид спорта начал развиваться в начале 90 гг. Блейд Раннинг несколько связан с дисциплиной свуп (swoop). При выполнении упражнения необходимо прыгнуть с небольшой высоты или не прыгать вовсе. Основная цель - лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, и пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая среднюю скорость в 100 км/ч.

Парабалунинг (Para - balooning)- соревнования на точность попадания в цель маркера пилота самолета и выброшенного им парашютиста. Этот вид спорта - вид спортивного двоеборья. При выполнении упражнения пилот должен попасть в цель не только маркером (160-м лентой и закрепленным на ней 7-ми граммовым грузиком), но и выброшенным им парашютистом. Перед пилотом стоит сложная задача - лететь, как можно ниже, но не ниже 1000 м. т.к. для парашютиста нужна высота для прыжка. Первый Кубок по парабалунингу прошел в мае 2003 г. на Украине (г.Феодосия, Крым.)

Бейс (B.A.S.E.) - парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. - в переводе на русский сокращение слов: “высокие дома и небоскребы”, “антенны и вышки”, “высокие мосты”, “скалы”. Этот вид спорта - больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.

Парашютный спорт – один из самых захватывающих видов спорта. Ничто, не сравнится с ощущением волнения и всплеском адреналина, который вы получаете, когда парите на воздушной подушке и управляете парашютом. Однако парашютный спорт всегда сопровождает огромное количество мифов и заблуждений, которые останавливают миллионы людей от возможности пережить этот волнительный опыт. Статистика последних десятилетий доказывает, что данный спорт невероятно безопасен. Но, для того, чтобы регулярно заниматься им, вам придется долго учиться, а также получить специальную лицензию. Это долгий и недешевый процесс, но оно того стоит. Если вы никогда не прыгали с парашютом, вам стоит попробовать это сделать, хотя бы раз в жизни.
10. Кольцо раскрытия парашюта

Миф: Скайдаверы дергают за кольцо, чтобы раскрыть парашют.
На самом деле, парашюты с кольцом раскрытия последний раз выпускались в 80-х годах. Современные же скайдайверы, используют новое «кольцо» (хитрое изобретение, включающее ремень безопасности, контейнер и купол парашюта) – вытяжной парашют, прикрепленный к основному. Вытяжной парашют наполняется воздухом, тем самым вытягивая основной, который затем раскрывается над вашей головой. Можно сказать с уверенностью, если вы захотите прыгнуть с парашютом, вам точно не придется ничего тянуть.

9. Разговоры во время свободного падения


Миф: Вы можете кричать и разговаривать друг с другом во время свободного падения.

Без сомнений вы не сможете услышать другого парашютиста во время свободного падения. Конечно, если он закричит вам прямо на ухо, вы, может быть, что-то и поймёте, но вести беседу, не сможете, однозначно. Ветер, который проносится мимо ушей со скоростью в 160 километров в час, делает вас, фактически глухим. Кроме того, во время свободного падения, очень сложно драться.

8. Выпуск парашюта


Миф: Когда раскрывается парашют, вас тянет назад.

Это одно самых распространенных заблуждений. Единственное, что не может сделать парашютист – это вернуться назад. То, что вы видите, когда раскрывается парашют, является оптическим обманом. Ведь видеооператор, снимающий парашютиста продолжает падать, в то время как парашютист замедляется.

7. Бессознательное падение


Миф: Если вы потеряете сознание во время свободного падения – вы умрете.

На самом деле в современном парашютном спорте есть специальное приспособление, которое автоматически раскрывает парашют. Но опытные скайдайверы, отказываются от его использования, опасаясь технических сбоев. Если вы потеряете сознание во время приземления, посадка скорей всего, будет более жесткой, и вы можете получить травмы или даже умереть, но эти шансы ничтожно малы.

6. Скорость падения

Миф: Все падают с одинаковой скоростью.

Многие люди думают, что скорость падения зависит от веса человека (чем больше весит человек, тем выше скорость его падения). Это не так. Больше всего влияет на скорость положение тела и одежда (мешковатая одежда - замедляет, а обтягивающая - ускоряет). Известно, что средняя скорость падения, составляет примерно 200 км в час. Однако некоторые, продвинутые скайдайверы прыгают в положении «головой вниз» или «сит-флай», что позволяет им развить скорость до 300 километров в час! Все дело в аэродинамике. Несомненно, необходимо много тренироваться, чтобы освоить такие приемы, как «арка» (чтобы ускориться), или «чаша», чтобы замедлиться и поравняться с группой других парашютистов.

5. Укладка парашюта


Миф: Парашютист всегда сам складывает свой парашют.

Хороший парашютист учится сам складывать свой парашют, и делает это на протяжении всей карьеры. Однако нет никакого закона о том, что каждый должен складывать свой парашют сам. Есть специальные люди, которые находятся в зоне посадки и могут упаковать ваш парашют. Стоимость такой услуги составляет около 5-7 долларов. Но, несмотря на это, многие парашютисты все-таки предпочитают складывать его сами, на свой собственный вкус, да и захотите ли вы доверить кому-то свою жизнь? Если вы решите воспользоваться услугами упаковщика, обязательно оставьте ему очень хорошие чаевые. Так, на всякий случай.

4. Высота раскрытия парашюта


Миф: Вы можете раскрыть парашют на любой высоте.

Парашют должен быть раскрыт, когда скайдайвер выровнялся и полностью контролирует свое тело. Нельзя открывать его слишком низко, так как вы должны учитывать время на то, чтобы он расправился. К тому же имеет значение скорость и ветер. Минимальная высота, на которой должен быть раскрыт парашют, составляет 700 метров (для парашютистов с лицензией). Говорят, что во время Второй мировой войны солдаты раскрывали его на высоте в 70 метров, и хотя большая часть погибла от таких экспериментов, многие современные парашютисты задумываются о том, чтобы повторить подобный трюк. Не стоит играть с судьбой и своей выдержкой, ведь за это можно поплатиться жизнью.

3. Кислородная маска


Миф: На большой высоте, вы обязательно должны надеть кислородную маску.

Только в самолете. Гипоксия может начаться на высоте в 5 000 километров, поэтому в самолетах всегда должны быть кислородные маски. Обычно прыгают с высоты 3 000 – 4 000 километров. Но есть и «экстра-высокие» прыжки с 7 000 км. Для этого, конечно же, понадобятся и «экстра-деньги». В некоторых самолетах предлагают маски, но обычно это просто трубка, висящая с потолка, где вы можете дышать кислородом вплоть до прыжка. Как только вы прыгаете, вы находитесь на такой высоте всего пару секунд, поэтому в кислородной маске нет нужды.

2. Опасность высоты


Миф: Чем больше высота, тем опаснее прыжок.

Все с точностью наоборот. Парашютисты хотят прыгать с максимально возможной высоты. Это не только дает больше времени насладиться свободным падением, но и предоставляет возможность исправить, возникшие проблемы (если такие будут). Чтобы достичь предельной скорости, вам потребуется примерно 500 метров (скорость 190 км/час). Учитывая 200-300 метров на то, чтобы парашют раскрылся, прыгать с высоты меньше, чем 900 м – просто сумасшествие.

1. Равновесная скорость


Миф: Человек может пережить предельное скоростное воздействие.

Все мы слышали подобные истории: «Человек спрыгнул с высоты 5 000 километров, его парашют не раскрылся, он приземлился в грязевое поле и всего лишь сломал ногу, или остался в инвалидном кресле, но выжил!». В подобных историях всегда что-то не так. Чаще всего они просто придуманы, или их нюансы утаиваются. Возможно, у него не раскрылся один парашют, или оба (что очень редко), однако даже наполовину раскрытый парашют значительно замедлит падение. А при приземлении на мягкую поверхность или деревья, со скоростью 70 километров в час, действительно можно остаться в живых.

У вас есть список вещей, которые вы непременно стремитесь осуществить в этой жизни? Многие люди мечтают испытать ощущение полета. Некоторые из них попробовав однажды свободное падение на вкус, решают заняться парашютизмом. Потом это превращается в хобби или профессиональный спорт.

На первый взгляд может показаться, что все премудрости парашютного спорта заключаются в том чтобы падать и раскрывать парашют. Непосвященные люди часто думают, что перемещаться в воздушной среде, можно только под наполненным куполом, но это не так. В свободном падение можно эффективно двигаться во всех плоскостях относительно других падающих объектов. Подлетать или отлетать, вспухать или проваливаться. Именно в этом заключается мастерство свободного падения. Опытные спортсмены могут пролететь несколько километров по горизонтали относительно земли, выпрыгивая с 4 км, прежде чем прейдет время открывать парашют.

Введение

Зачастую, на первый прыжок идут ради самоутверждения, желают испытать себя или доказать окружающим, что можешь совершить экстремальный поступок.

Это часто помогает в жизни: ведь глубинное, истинное самоутверждение легко проецируется на другие сферы жизни человека - учёбу, работу, бизнес, отношения и даёт уверенность в своих способностях.

Есть люди, которые не мыслят свою жизнь без риска, ведь для них побеждать это естественная потребность. Жить без адреналина кажется им скучно. Такие люди и выбирают для себя парашютный спорт.

В поисках адреналина, они выжимают всё из парашютизма, что только можно придумать: прыгают с очень больших (или с очень малых) высот, делают в воздухе всё, что в голову взбредет, прыгают с самолётов-вертолётов, с воздушных шаров, мотодельтапланов и других летательных аппаратов.

Для других, парашютизм - это просто любимое хобби! Активный отдых! Это ведь здорово - выехать на природу, отдохнуть и полетать с друзьями! Медики активно рекомендуют парашютные прыжки именно как средство от стрессов и депрессии. Кроме того, это хороший способ сбросить лишний вес. За прыжок человек может потерять до двух килограммов веса.

Многие люди говорят, что парашютизм – это настоящий спорт. Ведь существует много видов парашютного спорта. Классический парашютный спорт - это прыжки на точность и выполнение фигур в состоянии свободного падения. Парашютная купольная акробатика - построение сложных фигур с открытыми парашютами. А ведь существует ещё и групповая акробатика, фрифлай, воздушный балет, пилотирование куполов, бейс-джампинг, свуп, скайсёрф, параски, фристайл. Парашютный спорт очень разнообразен и каждый здесь сможет найти что-то по вкусу.

Парашютный спорт - это спорт для сильных людей. Сильных физически и сильных духовно. Но ещё парашютный спорт - это спорт умных людей. За считанные секунды нужно производить в голове расчёты с поправкой на ветер. Парашютный спорт совершенствует интеллект.

Есть люди, которые приходят в парашютный спорт совершенно случайно, они совершают свой первый прыжок, повинуясь мгновенному импульсу, и нередко остаются навсегда.

Но есть люди, которые прыгают не часто, при этом активно участвуют в жизни парашютного сообщества. Потому что парашютный спорт - это не только конкретное занятие, а ещё и особая атмосфера. В парашютном мире свой язык общения, свой юмор, свои традиции. Когда Вы совершите свой прыжок, вы увидите, что бывалые на вас смотрят уже как по-другому, как на «своего», ведь теперь Вы - парашютист.

Из истории парашютного спорта

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. В начале семнадцатого века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека.

Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. 17 века. Французский заключенный бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно приводнился.

В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался.

Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в 18 веке, при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении.

22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерин прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.

У парашютов того времени существовал главный недостаток - постоянное раскачивание купола при снижении. Проблему, наконец, удалось разрешить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса. К несчастью, в том же году при испытаниях этой системы, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился, и Коккинг погиб. Другой ученый, Лаланд, предложил делать в традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих системах парашютов до сих пор.

1 марта 1912 года был совершен первый прыжок с парашютом из самолета. Его совершил американский капитан Альберт Берри в штате Монтанна. Выпрыгнув с высоты 1500 футов и пролетев 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.

21 июня 1913 года прыжок с парашютом впервые совершила женщина. Двадцатилетняя отважная Джорджия Томпсон совершила свой дебютный прыжок над Лос-Анджелесом.

В ХХ веке начала бурно развиваться авиация. Появилась необходимость конструирования парашютов для спасения летчиков. Прежние парашюты были громоздки и для авиации были непригодны. В 1911 году русским изобретателем Глебом Евгеньевич Котельниковым был разработан специально для летчиков особый парашют - ранцевый парашют свободного действия.

Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как парашютист выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта и применяется до сих пор.

Использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка (кстати, всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак - маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда). В том же году эти парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям: В. Писаренко и Б. Бухгольцу.

Чуть позже в советской авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете, организатором которой стал Л.Г. Минов. 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. С тех пор этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.

В 1951 году был проведен первый Чемпионат мира по парашютному спорту. В 1982 году в международной парашютной комиссии было уже около 60 стран. Сегодня соревнования по парашютному спорту проводятся в категориях: точность приземления; затяжные прыжки; индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур); групповая акробатика; купольная акробатика.

Прыжки с парашютом для начинающих можно разделить на три категории.

Тандем прыжки – наиболее приемлемый и комфортный способ совершить свой первый шаг в мир парашютизма. За спиной опытный инструктор, а вы пристегнуты к нему надежной подвесной системой. Эта технология позволяет ощутить всю прелесть полета буквально каждому человеку. Достаточно собраться с духом, приехать на аэродром и пройти минимальный предпрыжковый инструктаж. Стандартная высота выброски 4000 метров, а это почти минута свободного и еще примерно 5 минут полета под куполом. Для кого-то это становить целой вечностью.

Одиночный прыжок - отлично подходит для начинающих, которые хотят прыгать самостоятельно. Парашют раскрывается немедленно и принудительно сразу после отделения от летательного аппарата. Используются круглые парашюты, очень надежные, но неуправляемые и жесткие на приземление. По такой системы прыгали многие десятилетия в ВДВ. Технология очень надежна, но от спортсмена уже требуется принятие осмысленных действий для благополучного приземления. Инструктаж занимает больше времени. И в случае внештатных ситуаций новичкам приходиться полагаться исключительно на себя.

Самостоятельно свободное падение . Для тех, кто желает пройти курс обучения скайдайвингу доступно уже после одного, двух тандем прыжков. Вы будите прыгать самостоятельно, но рядом будут опытные инструктора. Они будут падать рядом и в течение первых упражнений следить за вашей безопасностью и усвоением базовых навыков.

Виды парашютного спорта

Прыжки на точность приземления – парашютные прыжки точно в середину специально обозначенного на земле круга.
Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение - 0 сантиметров. В настоящее время существуют специальные парашюты, предназначенные для работы на точность приземления.

Индивидуальная акробатика – выполнение акробатических трюков в воздухе в свободном падении. Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления. Если точность приземления - это умение управлять куполом, то акробатика - умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости - выполнение спиралей, в вертикальной плоскости – вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.

Групповая акробатика – построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов.
Один из наиболее распространенных и динамично развивающихся видов парашютного спорта, а так же самый массовый и зрелищный. Фигуры из большого количества спортсменов в свободном падение (формации) отлично смотрятся с земли и производят на зрителей большое впечатление. А участие в национальных рекордах мечта большинства спортсменов.
Парашютисты падают лицом к земле в группах. Групповая акробатика делится на два типа - скоростные дисциплины, когда участникам необходимо за наименьшее время собрать фигуру и удержать ее минимум 3 секунды и дисциплины на скорость перестроения, когда парашютисты должны за определенное время выполнить как можно больше различных фигур, работают обычно в двойка, четверках, пятерках, восьмерках.


Скайсерфинг (Skysurfing) – парашютные прыжки с лыжей с выполнением различных фигур в воздухе в свободном падении.
Это относительно молодой вид парашютного спорта. Появившись недавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются почти другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок. На основе этой видеозаписи ставится оценка.
Таким образом, команда состоит из двух человек: лыжника-скайсерфера и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также работа оператора. Для того, чтобы лыжа не мешала, в аварийных ситуациях существует автоматический механизм отцепки лыжи.


Фристайл (FreeStyle) - выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом. Вся работа идет в свободном падении и для наблюдения прыжка нужен оператор. Отработка фигур на земле требует специального оборудования. Близко к фристайлу находятся Sit Flying и Vertical Relative Work - VRW. Эти виды традиционно также считаются фристайлом, и имеют очень небольшие различия. Занятия фристайлом доступны для многих продвинутых спортсменов, но из-за дефицита информации по фристайлу в России этот спорт пока не получил должного развития.

Свуп (Swoop) – парашютные прыжки с длинным пролетом над землей при приземлении. С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде - и по точности.


Фрифлай (Free Fly) – выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур. Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта.
Фрифлай - командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их воздушного видеооператора. Этот вид спорта - интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие воздушного оператора и команды. Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём.

Блейд Раннинг (Blade Running) – прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей.
Этот вид спорта начал развиваться в начале 90 гг. Блейд Раннинг несколько связан с дисциплиной свуп (swoop). При выполнении упражнения необходимо прыгнуть с небольшой высоты или не прыгать вовсе. Основная цель - лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, и пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая среднюю скорость в 100 км/ч.

Бейс (B.A.S.E.) – парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. - в переводе на русский сокращение слов: «высокие дома и небоскребы», «антенны и вышки», «высокие мосты», «скалы». Это перечень основных типов объектов, с которых выполняются прыжки. Спортсменов называют бейсджамперы или просто бейсеры. Бейсджампинг считается наиболее опасным видом парашютизма и на текущий момент рассматривается как крайне экстремальный спорт. Прыжок бейсера занимает по времени меньше минуты, и у парашютиста не остаётся времени на раскрытие второго парашюта в случае отказа первого.
Этот вид спорта - больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.

Парабалунинг (Para -balooning) – соревнования на точность попадания в цель маркера пилота самолета и выброшенного им парашютиста. Этот вид спорта - вид спортивного двоеборья. При выполнении упражнения пилот должен попасть в цель не только маркером (160-м лентой и закрепленным на ней 7-ми граммовым грузиком), но и выброшенным им парашютистом. Перед пилотом стоит сложная задача – лететь, как можно ниже, но не ниже 1000 м. т.к. для парашютиста нужна высота для прыжка. Первый Кубок по парабалунингу прошел в мае 2003 г. на Украине (г.Феодосия, Крым.)

Заключение

В заключение следует сказать, парашютный спорт это необыкновенное занятие. Оно затрагивает глубокие уровни личности. Через парашютизм человек может реализовать себя, свои психологические потребности, устремления, цели. Именно поэтому в парашютный спорт приходят очень разные люди, и каждый находит что-то для себя.

Список использованной литературы

1Активный образ жизни - парашютный спорт http://www.parachutist.ru/

2 Парашют http://ex3m.su/post/show/4235/

3 Парашютный спорт http://kombat.com.ua/par4.html

4 DZ Валерьяновка. Разновидности парашютного спорта. http://sky.dn.ua/index.php

5Парашютный спорт. Фристайл - артистичный вид парашютного спорта http://sport.kharkov.ua/skydiver/parashut.sport_7.php

6Парашютный спорт. B.A.S.E. (Bilding, antena, span, earth) - самый экстремальный вид парашютного спорта http://sport.kharkov.ua/skydiver/parashut.sport_8.php

Все разновидности парашютного спорта связаны со свободным падением и планированием (снижением и приземлением) на парашюте. Скорость падения достигает 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. Благодаря этой скорости парашютист может свободно передвигать в воздухе, используя при этом свое тело (руки, ноги и т.д.) как рули. В свободном падении парашютист находится довольно мало времени. При прыжке с 4000 тысяч метров всего 60 секунд. Чтобы благополучно приземлиться парашютисту нужен парашют, который затормозит эту скорость и доставит парашютиста на землю, в нужное ему место.

Именно в мастерстве владения телом в свободном падении соревнуются парашютисты (исключая некоторые виды, как то классический парашютизм - одна из дисциплин, которого - точность приземления под куполом в заданную цель размером 3-5 сантиметров. И купольная акробатика - построение в воздухе формаций из куполов).

Разновидности парашютизма

Классический парашютизм - двоеборье. Первое упражнение: Точность приземления под куполом в заданную цель размером 3-5 сантиметров. Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнуются во времени выполнения этого комплекса. Достаточно консервативный вид спорта. Не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта очень развит в бывших странах СССР и социалистического лагеря.

Групповая акробатика - безусловная королева спорта. Соревнуются в количестве "построенных" фигур за определенное время в командах из 4-х, 8-ми и 16-ти спортсменов. Это официальные соревнования. А в общем вы можете просто прыгнуть в группе с друзьями, построить в воздухе красивую (или не очень) фигуру (у парашютистов это называется "формация" - или участвовать в рекордных прыжках (рекорд Гинесса в данный момент составляет формацию собранную из 296 человек [Россия, Анапа, 1996 год]). Это тоже групповая акробатика. ГА - самый массовый вид в парашютизме.

Купольная акробатика- заключается в построении формаций из куполов. Соревнования в командах из 4-ех и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА вы можете просто прыгать с друзьями или участвовать в рекордных формациях. Весьма опасный вид. Но в то же время и зрелищный.

Фристайл - сравнительно молодой вид парашютизма. Заключается в показе спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора, который производит съемку в воздухе.

Скайсерфинг - соревнуются в том же, что и фристайлисты, но спортсмен прыгает с лыжей. Самый коммерческий вид спорта в парашютизме.

Фрифлай
- командный вид (два спортсмена + оператор) основные элементы делаются вниз головой или сидя.

История

Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. В Китае и России этим легендам около тысячи лет. Магеллан описывает прыжки негров при помощи зонтов из пальмовых листьев. Прыжки с башен, деревьев, гор на различных приспособлениях упоминались у разных народов. Легенды объединены одним: человек может летать опираясь о воздух.

Известно, что принцип парашюта был впервые сформулирован знаменитым гуманистом 13-го века Роджером Беконом. В своем сочинении "О секретных произведениях искусства и природы" Бекон признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности. Великий Леонардо да Винчи развил эту идею. В одной из его рукописей находится рисунок парашюта пирамидальной формы с подписью под ним: "Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности". Поверхность такого устройства равна примерно 60 кв.м. Площадь миделя - 30 кв.м. Эти данные близки современному круглому парашюту. В начале 17 века идея и конструкция парашюта изложены в книге ученого - Фауста Веранчио. В 1617 году он совершил первый прыжок с парашютом, который построил сам, спустившись с небольшой башни.

Следующим человеком, о котором доподлинно известно, что он совершил спуск на парашюте, был уроженец города Савойи француз Лавен. В 20-х годах 17 века Лавен за какое-то преступление был заключен в крепость Мольянс. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней с прикрепленным к ним китовым усом, не дававшим куполу свернуться. Ночью Лавен поднялся на высокую крепостную стену и прыгнул с нее в воды реки Изер. Спуск прошел совершенно спокойно, но стража заметила беглеца и задержала его. В 1777 году по улицам Парижа было расклеено необычайное объявление. Оно гласило: "Профессор де Фонтанж изобрел летающий плащ. С этим плащом осужденный к смертной казни за убийство Жан Думье спрыгнет с башни. Если опыт удастся, смертник будет помилован. Все, от мала до велика приходите на площадь смотреть небывалое в истории зрелище". Вот как описывают газеты того времени прыжок Жана Думье: "Думье отправился в сопровождении полицейских к парижскому оружейному складу, где его ожидал профессор де Фонтанж. Для наблюдения за опытом собралось много любопытных. Думье влез на крышу оружейного склада. Профессор надел на него плащ, состоящий из бесчисленного множества мелких покрышек. - "Держите руки горизонтально и старайтесь парить, как птица. Ничего другого от Вас не требуется" - сказал профессор де Фонтанж Жану Думье. Думье прыгнул. Ветер отнес его сначала немного в сторону. Публика с удивлением смотрела на парившего в воздухе человека. Внезапно Думье стремительно полетел вниз. Все вскрикнули. Однако, почти достигнув земли, Думье немного задержался и восстановил потерянное равновесие. Он упал на землю совершенно невредимым. Довольный изобретатель вручил Думье кошелек с золотыми монетами".

Дальнейшее развитие парашютизма связано с развитием воздухоплавания. 5 июня 1783 года знаменательная дата в истории всего человечества. Впервые взлетел воздушный шар братьев Монгольфье, наполненный горячим воздухом. Такие шары назвали "монгольфьерами". Вскоре ученый Шарль заменил горячий воздух водородом. Эти шары назвали "шарльерами". Полеты на воздушных шарах были опасны. Создание парашюта для спасения людей стало осознанной целью. В том же году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман назвал свое изобретение - "парашют". Оно произведено от двух слов: греческого "para" и французского "chute", что обозначает "против падения". В 1785 году, француз. изобретатель Бланшар был первым, кто спасся на парашюте после аварии аэростата. В 1797 году француз Гарнерен первым в мире совершил прыжок с высоты около 700 метров с воздушного шара на мягком привязном парашюте собственной конструкции. Его парашют очень близок к современному круглому парашюту. Круглый, мягкий, без каркаса, с полюсным отверстием.

Первой женщиной-парашютисткой стала племянница Гарнерена - Елизавета. Она совершила около 60 прыжков. В течении 19 века прыжки с парашютом с больших высот, осложняемые различными трюками, были одним из самых модных зрелищ народных праздников и гуляний в разных странах, в том числе и в России.

Новый виток в развитии парашютизма начался с развитием авиации. Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри. Приспособление парашюта к самолету в спасательных целях привело к созданию ранцевого парашюта. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. В США использовались парашюты конструкции Ирвина. 22 октября 1922 года в США летчик лейтенант Гаррис стал первым в мире человеком, который спасся после первой мировой войны при помощи парашюта, выпрыгнув из самолета, развалившегося во время испытаний. Спасение Гарриса сыграло большую роль в дальнейшем развитии парашютизма в США. Летчики иначе стали относиться к парашютам и с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США. Конструкторская мысль богата на выдумки. Так в США был сконструирован знаменитый автоматический парашют для пассажирских самолетов, носящий выразительное название "Ступайте вниз". Этот парашют был устроен так, что в случае необходимости летчик одним нажатием рычага открывает люк под креслом пассажира. Кресло накреняется, пассажир вываливается из кабины в отверстие, открывшееся по ногами и парашют автоматически раскрывается. В те же годы в США был организован специальный клуб, членами которого могли быть только лица, совершившие вынужденный прыжок с парашютом для спасения своей жизни. По имени шелковичного червя, который прядет прочную шелковую нить, которая шла на изготовление ткани парашютов, клуб носит название "Катерпиллер" - гусеница. Среди членов клуба были летчики, имеющие до десятка вынужденных прыжков.

Первый прыжок с парашютом в СССР был совершен с аэростата, в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1919 года, пилотом А.В.Эдельштейном, в местечке Ахтуба, бывшей Астраханской губернии. В двадцатые годы советская промышленность налаживает производство отечественных парашютов. В июне 1927 года первым из советских летчиков использовал спасательный парашют во время неудачного испытательного полета летчик-испытатель М.М.Громов. Его самолет не выходил из штопора. Это событие, так же как в США, изменило отношение советских летчиков к парашюту.

Пионером парашютизма в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. Принято считать, что датой зарождения парашютизма в СССР является 26 июня 1930 года, когда в г. Воронеже начались первые в СССР прыжки военных летчиков под руководством Л.Г.Минова.

В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Разрабатываются и совершенствуются способы расчета прыжка для выброски и приземления людей и грузов в строго заданном районе. Создается техника управления различными типами парашютов для уклонения от препятствий и приземления в запланированном месте. Очень быстро человек осваивает все более длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира падали в свободном падении более 10 километров. Рекорды менялись с калейдоскопической быстротой. Были освоены прыжки зимой и летом, днем и ночью, на лес, на ограниченные площадки, на воду, затяжные и высотные, с кислородным оборудованием, с оружием, одиночные и в массовых десантах в несколько тысяч человек. Парашюты использовались для выброски врачей, пожарников, спасателей, подрывников. Для доставки грузов. продуктов, медикаментов, горючего и др. В 1939 году был совершен первый в истории прыжок на Северный полюс. Рекордсмены, прыгавшие с больших высот проявляли настоящее мужество. В то время люди еще не умели управлять движением в свободном падении. Поэтому падали беспорядочно или боролись со штопором - энергичным прогрессирующим вращением в разных плоскостях. Это приводило к большим, опасным перегрузкам и затрудняло контроль высоты и времени. Вторая мировая война все мирные знания в парашютизме пере нацелила для решения военных задач.

В послевоенный период в ведущих авиационных странах мира определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов. Парашютисты учились управлять раскрытым парашютом в любых погодных условиях, индивидуально и в составе группы и управлять движением в свободном падении, также индивидуально и в составе группы. Для оценки умения парашютистов сформировались спортивные упражнения - точность приземления и задержка раскрытия парашюта с выполнением элементов в свободном падении - вращений в горизонтальной плоскости (спиралей) и вращений в вертикальной плоскости (сальто). Больше 20 лет эти упражнения были основой международных и национальных соревнований. Впоследствии это сочетание получило название "классический парашютизм". Это единственный вид парашютного спорта, где присваивается самое высокое личное спортивное звание "Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту", потому, что спортсмены демонстрируют тончайшее умение управлять раскрытым парашютом, попадая по 10 раз подряд в любых погодных условиях в электронную цель диаметром в три сантиметра в очень напряженной психологической борьбе и умение очень быстро и точно выполнять одинаковый для всех комплекс фигур - "спринт" в свободном падении. Чемпионы мира опираясь о воздух выполняют шесть оборотов в разных направлениях за время менее 5 секунд.

Самые выдающиеся спортсмены в классическом парашютизме - Николай Ушмаев - СССР, Черил Стернс - США и Иозеф Павлата - ЧССР, которые дважды завоевывали звание Абсолютный чемпион мира. Как парашютисты они универсальны.