По структуре движений легкоатлетические упражнения делятся на. Легкоатлетические упражнения - реферат. Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног

Материалы для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.

1. Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».

2. Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.

Таблица 1.

Литература: 9,17,19,21, 41.

Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.

1. Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

2. Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.

Таблица 2.

Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов

Таблица 3.

Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов

Таблица 4.

Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов

Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39

Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.

1. Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:

Примерная схема выполнения задания:

Определенное физическое качество, его определение ______________

Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________

Сенситивный период воспитания _______________

Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________

Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________

2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.

Таблица 5.

Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.

Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.

1. Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).

Таблица 6.

2. Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на:

· дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях;

· соревновательный результат в прыжках.

3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43

Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям

1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:

· дошкольных учреждений;

· младших классов общеобразовательных учреждений;

· средних классов общеобразовательных учреждений;

· старших классов общеобразовательных учреждений;

· учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.

Таблица 7.

Литература: 1,3,14,19,21,39

Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики

1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».

2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)

Таблица 8.

4. Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).

5. Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).

6. Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).

7. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.

Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.

1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега

Таблица 10.

4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).

5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.

Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.

1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.

Таблица 12.

4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.

Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.

1. Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности

· главного судьи соревнования;

· главного секретаря;

· бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);

· бригады судей по прыжкам;

· бригады судей по метаниям.

Таблица 14.

2. Составить положение о соревновании по схеме:

Цели и задачи соревнования;

Место и сроки проведения

Осуществление руководства;

Программа соревнования;

Состав участников;

Порядок определения личного и командного первенства;

Награждение победителей порядок;

Сроки подачи заявок

3. Составить программу и график соревнования (пример таблица 15).

Таблица 15.

График соревнований

Число участников

Число участников в забеге (серии)

Число забегов (серий)

Время на забег (серию), ч

Время на вид, мин

Бег: 100 м

(девушки) 100 м

Метание диска

(девушки)

Толкание ядра

4. Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.

5. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.

Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.

1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).

Таблица 16

2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:

Для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;

Для воспитания физических способностей;

Для формирования нравственных качеств личности;

Для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.

Таблица 17

2. Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.

План-конспект

учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)

для _____________________ (указать группу, год подготовки)

Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________

Дата ________________

Задачи занятия:

1) __________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________

Части занятия и их содержание

Дозировка

Методические указания

Примечание.

1. В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.

2. В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.

3. В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.

Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.


Основная

1. Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.

2. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.

3. Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000

4. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.

5. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.

6. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.

Дополнительная

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.

8. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.

9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

10. Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.

11. Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.

12. Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.

13. Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.

14. Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.

15. Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

16. Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.

17. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.

20. Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.

21. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.

22. Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.

23. Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.

24. Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.

25. Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.

26. Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.

27. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986

28. Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.

29. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.

30. Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.

31. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.

32. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

33. Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.

34. Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.

35. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.

36. Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.

37. Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.

38. Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.

39. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.

40. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.

41. Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.

42. Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.

43. Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Городской Педагогический Университет

Классификация видов легкой атлетики

Легкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.

Классификация легкоатлетических видов спорта по половому и возрастному признакам : мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов.

В последней спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по местам проведения тренировок и соревнований : стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные).

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже - 3, 5 км;

на шоссе - 10,20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10,20 км;

в манеже - 3, 5 км;

на шоссе - 35, 50 км.

Классические виды (К):

у мужчин - 20 и 50 км,

у женщин - 20 км.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости (300-600 м), специальной выносливости. Проводится на ровной площадке или дорожке. Это необходимое условие для овладения правильной техникой.

Спринт, или бег на короткие дистанции , проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость :

· средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

· длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - проводится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

легкая атлетика упражнение спорт

· сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42, 195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

· ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - самую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе). Спортсмены соревнуются в спринтерских видах бега, по ходу которого спортсменам необходимо преодолевать барьеры.

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским. Включает следующие элементы: бег между препятствиями, преодоление препятствий и преодоление ямы с водой.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х 100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Во всех случаях проведения эстафетного бега участники должны нести эстафетную палочку в руке и при смене этапа передать ее из рук в руки (перекатывать или перебрасывать палочку не разрешается).

Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длинной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины).

Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков :

а) прыжок в высоту с разбега (К) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков :

а) прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Технически тройной прыжок состоит из трёх элементов:

Прыгун бежит по специальному сектору или дорожке до бруска для отталкивания. Этот брусок является началом прыжка при замере его длины от линии измерения, отмеченной пластилиновым валиком для фиксации "заступов", и от этой метки начинается выполнение прыжка. Вначале выполняется первый элемент - скачок, при этом первое касание за бруском должно происходить той же ногой, с которой прыгун начинал прыгать. Затем следует второй элемент прыжка - шаг (касание земли должно происходить другой ногой). Заключительный элемент - это собственно прыжок, и прыгун приземляется в яму с песком как при прыжке в длину.

Легкоатлетические метания

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы:

1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега;

2) метание снарядов из круга;

3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К ) (гранаты, мяча ) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К ), метание молота (К ) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К ) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья

Многоборье - спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

Десятиборье мужчины (летний сезон): бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м, 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м

Семиборье женщины (летний сезон): бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

Семиборье мужчины (зимний сезон): бег 60 м, прыжок в длину, бег 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, бег 1000 м

Пятиборье женщины (зимний сезон): бег 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег 800 м

Источники

1. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.

2. wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения и развития в России легкой атлетики. Описание ее видов: бега, спортивной ходьбы, прыжков в высоту, длину и с шестом, метания, многоборья. Формы и календарь проведения некоммерческих соревнований. Мировые и олимпийские рекорды.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Легкая атлетика как один из самых древних видов спорта, история ее возникновения и развития, особенности данного процесса в России. Общая характеристика легкоатлетических упражнений, их типы и техника исполнения. Проблемы легкой атлетики и их решение.

    реферат , добавлен 20.01.2013

    Легкая атлетика как один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты. Древнегреческий стадион. Развитие современной легкой атлетики.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Виды легкой атлетики: ходьба, бег, метание и многоборье. Техническая, тактическая и морально-волевая подготовка. Основы обучения и тренировки легкой атлетики. Упражнения на развитие гибкости, прыгучести и быстроты движений. Занятия легкой атлетикой.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Сущность и приемы легкой атлетики. Метания как вид спорта и средство физического развития, основы их техники. Исследование техники дугообразного разбега в прыжках в высоту способом "Фосбери-флоп". Комплекс упражнений на развитие частоты движений.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Начало проведения Олимпийских игр, включающих самые популярные виды спорта. Распространение лёгкой атлетики в России. Занятия спортом в дореволюционной Самаре, которые были привилегией имущих классов. Состязания по водным видам спорта и лёгкой атлетике.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    История возникновения легкой атлетики, виды спорта, входящие в ее состав. Требования безопасности во время занятий легкой атлетикой, основные виды травм и повреждений. Техника бега на короткие дистанции. Комплекс физических упражнений для разминки.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    История развития легкой атлетики. Основные отличия спортивной ходьбы от естественной. Категории и параметры легкоатлетического бега. Методы развития способности к бегу. Техника выполнения вертикальных и горизонтальных прыжков. Метание и толкание снарядов.

    презентация , добавлен 03.11.2015

    Легкая атлетика в дореволюционной России. Создание Центрального научно-исследовательского института физической культуры в 1932 г. Роль второй Спартакиады СССР 1959 года в развитии легкой атлетики. Подъем физической культуры и спорта в России в 60-х гг.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    Понятие и определение легкой атлетики как олимпийского вида спорта. Особенности и методика спортивной ходьбы. Классификация видов бега. Технология выполнения и разновидности прыжков с препятствиями. Характеристика типов метания (толкания), формы снарядов.

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олим­пийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыг­рывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости (спринт), скоростной выносливости (300 - 600 м), специ­альной выносливости.



Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и жен­щин.

Бег на выносливость:

Средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - про­водится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

Длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - прово­дится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

Сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), оди­наковые для мужчин и женщин;

Ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на ста­дионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также про­водятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - са­мую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим видам, командный вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х ЮО м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной


этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­
гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требу­
ющий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств,
прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных техни­
ческих видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин,
на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятся к
смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро­
стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово­
дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требую­
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных
качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэро­динамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снаря­дов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) {гранаты, мяча) - ациклический вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоро-


Стно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, ПО м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, ПО м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11 - 13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.

1.2. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая про­никла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают разви­ваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражне-


ния могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возра­ста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сфор­мировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

Вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

Средство восстановления и реабилитации организма;

Средство воспитания и развития подрастающего поколения;

Учебную дисциплину, способствующую становлению специ­алиста в области физической культуры и спорта.

1.3. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

в системе подготовки специалистов физической

культуры на факультете физической культуры

педагогических вузов

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» явля­ются:

Освоение теоретических знаний студентами факультета фи­зической культуры;

Формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

Формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения техни­ческих элементов;

Формирование способности обучать и правильно строить про­цесс обучения, исходя из конкретных условий;


Развитие необходимых физических качеств для эффективно­го изучения техники движений и достижения высоких спортив­ных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

Формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

Выявление и развитие способности к ведению научно-иссле­довательской деятельности и использование полученных матери­алов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легко­атлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассмат­ривается методика обучения технике легкоатлетических упражне­ний. Изучаются теоретические и практические раз­работки в области спортивной тренировки с детьми и спорт­сменами различной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории фор­мирования техники упражнений. Изучение и практическое исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития, физической подготовленности, дина­мики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. Проведение научно-исследовательской деятельности создает предпосылки для подготовки специалистов высокой квалификации.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возмож­ности для формирования гармонично развитой личности, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым способствуя оздоровлению и развитию человеческого об­щества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию видам легкой атлетики.

2. Какие виды легкой атлетики входят в программу Олимпийских игр

у мужчин и женщин?

3. Где и как применяются легкоатлетические упражнения?


Легкоатлетические упражнения оказывают довольно разностороннее влияние на организм человека. Они укрепляют его здоровье (особенно ускоренная ходьба, оздоровительный бег или бег «трусцой»), улучшают психические функции, при условии выполнения разнообразных по характеру и направленности упражнений развивают большинство физических способностей: все виды выносливости, силу, быстроту, координационные способности, гибкость, скоростно-силовые способности т.д.

Лёгкая атлетика делится на пять разделов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья, которые в свою очередь подразделяются на многие виды, разновидности и варианты. Рассмотрим их более подробно.

Ходьба. Самое простое и доступное упражнение для всех возрастов и категорий граждан, так как за её основу принят естественный способ передвижения человека. При продолжительной и равномерной ходьбе в работе участвуют практически все или большинство мышечных групп и суставов человека, что усиливает деятельность его сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем, а также органов человеческого организма.

Кроме обычной ходьбы существует и спортивная ходьба – довольно сложное по структуре и технике выполнения двигательное действие, но вместе с тем и самое эффективное, так как требует повышенных энергетических затрат вследствие более высокой интенсивности работы. Это в свою очередь улучшает работоспособность человека, развивает у него определённые физические способности, прежде всего силу и выносливость, воспитывает волевые качества. Главное отличие спортивной ходьбы от обычной в сохранении постоянного опорного положения. Поэтому на соревнованиях специально назначенные судьи следят за выполнением этого требования. В случае если у спортсмена во время прохождения дистанции появляется безопорное положение, то он сначала предупреждается, а при повторном случае снимается с соревнований. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся по дорожке стадиона, по дорогам и шоссе, а также на время:

Спортивная ходьба по беговой дорожке стадиона проводится на дистанцию 3, 5, 10, 15, 20 (М и Ж) и 50 км (М);

По дорогам и шоссе проводится на дистанцию 20, 30 (М и Ж) и 50 км (М) из них на 20 (М и Ж) и 50км (М) являются олимпийскими видами;

На время: часовая и двухчасовая (М и Ж).

Бег. Является наиболее массовым видом физических упражнений, так как тоже (как и ходьба) основан на естественном способе передвижения человека. Бег входит в содержание многих видов лёгкой атлетики, а также других видов спорта в сочетании с основными для них двигательными действиями: спортивных игр, прыжков, метаний и др.

При беге (особенно по пресечённой местности) также как и при ходьбе в работу вовлекается большинство мышечных групп туловища, верхних и нижних конечностей. За счёт этого усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что при систематическом их выполнении позволяет человеку противодействовать развитию у него утомления, а, следовательно, повышению работоспособности.

Кроме того, изменяя длину дистанции, темп и ритм бега можно дозировать нагрузку и таким образом влиять на развитие физических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей и др. Так длительный бег с невысокой скоростью в парках и особенно в лесу, имеет не только гигиеническое значение, но и является одним из лучших средств оздоровления. Бег в более высоком темпе сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сопровождается повышением обмена веществ и т.д., что является необходимым и наиболее важным условием развития выносливости. Бег в максимальном темпе служит эффективным средством для развития силы и быстроты. В процессе занятий бегом воспитываются и многие морально волевые и нравственные качества человека: ответственность, самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, упорство и др.

В лёгкой атлетике выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с препятствиями, эстафеты и кроссы (по пересечённой местности в естественных условиях).

Гладкий бег проводится по беговой дорожке стадиона (против часовой стрелки) на определённую дистанцию или на время. К разновидностям гладкого бега, как среди мужчин (М), так и среди женщин (Ж) относятся:

Бег на короткие дистанции: 30, 50, 60, 100, 200, 300 и 400 метров (М и Ж) из которых по первым трём дистанциям соревнования, как правило, проводятся только в залах;

Бег на средние дистанции: 500 (Дев.), 600, 800, 1000, 1500 (М и Ж) и 2000 метров (Ж);

Бег на длинные дистанции: 3000, 5000 и 10000 метров (М и Ж);

Бег на сверхдлинные дистанции: 20, 25 и 30 км (М);

Бег на время: часовой и двухчасовой (результаты такого бега определяются по длине дистанции в метрах, пройденной за указанное время – только для мужчин).

Бег с препятствиями проводится по дорожке, на которой установлены искусственные препятствия. Он имеет две разновидности:

Барьерный бег (преодолеваются однотипные препятствия на каждой дорожке, расставленные равномерно по дистанции, имеющую разную высоту барьера для юношей, девушек, мужчин и женщин и соответственно длину дистанции) проводится на расстояние 50, 55, 60, 80, 100, 110, 200, 300 и 400 метров;

Бег с препятствиями (проводится по беговой дорожке и одному из секторов, на котором расположена яма с водой) проводится на дистанцию 1500, 2000 и 3000 метров (М и Ж).

Эстафетный бег. Командный вид бега при котором дистанция делится по числу участников в команде на отдельные этапы. Целью эстафетного бега является передача эстафеты от одного участника другому от старта до финиша. При этом этапы могут состоять из коротких, средних и смешанных дистанций. В основном эстафетный бег проводится по дорожкам стадиона:

Эстафетный бег на короткие дистанции: 4Х60м (мальч.), 4Х100м, 4Х200м, 4Х400м (М и Ж);

Эстафетный бег на средние дистанции: 5Х500м (Дев.), 3Х800м (Ж), 4Х800м, 10Х1000м и 4Х1500м(М).

Эстафетный бег со смешанной дистанцией: 400-300-200-100м или 100-200-300-400м, 800-400-200-100м или 100-200-400-800м (М и Ж).

Бег в естественных условиях. Проводится по пресечённой местности (кросс) или по дорогам (шоссе, просёлочные дороги):

Бег по местности (кросс) на дистанции: 500м (Ж), 1, 2, 3, 5 (М и Ж), 8, 10, 12 и 14км (М);

По дорогам: 20-30км (М) и марафонский бег на расстояние 42км 195м (М и Ж).

Прыжки. Один из способов преодоления препятствий. Они характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями, так называемой «взрывной» силой, и являются одним из эффективных средств укрепления мышц нижних конечностей и туловища, а также способствуют развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей человека. Прыжки подразделяются на прыжки с места и прыжки с разбега. Все виды прыжков культивируются как среди мужчин, так и среди женщин.

Прыжки с разбега – прыжки в высоту, в длину, с шестом и тройной.

Прыжки с места – прыжки в высоту, в длину и тройной.

Метания. Метания – это упражнения, связанные с определённым способом перемещения снарядов в пространстве. Все они выполняются на дальность и также как в прыжках характеризуются интенсивными и кратковременными мышечными усилиями. Однако в отличии от прыжков при метаниях в работу вовлекаются не только мышцы ног и туловища, но и мышцы рук и плечевого пояса. Чтобы показывать высокие результаты в метании необходим высокий уровень развития силы, быстроты и координированности. В зависимости от способа выполнения метания делятся на три вида: бросок из-за головы; с поворотом; толчком (толканием). Этими видами упражнений занимаются мужчины и женщины.

Броском из-за головы метаются: теннисный мяч, граната, копьё. С поворотом метаются диск и молот. Толчком осуществляется толкание ядра.

Многоборья. Включают в себя комплекс упражнений, состоящих из бега, прыжков и метаний. Поэтому многоборья предъявляют повышенные, по сравнению с другими легкоатлетическими упражнениями, требования к уровню подготовленности спортсмена. Помимо отменного технического мастерства, психологической подготовки, многоборцы должны обладать разносторонним и высоким уровнем развития быстроты, выносливости, силы, координации и гибкости, т.е. всех физических качеств и их разновидностей. Занятия многоборьем могут являться хорошей основой и для специальной тренировки в некоторых видах лёгкой атлетики. Многоборья включают в себя: троеборье, четырёхборье, пятиборье, шестиборье, семиборье, восьмиборье и десятиборье.

Троеборье представлено двумя видами: 1– ядро, прыжок в высоту или длину (по выбору), бег 300м (занимаются женщины, девушки и девочки); 2 – бег 300м, прыжок и метание (копьё, диск, ядро) по выбору (занимаются мужчины, юноши и мальчики). Здесь и далее все упражнения перечислены в той очерёдности, которая должна соблюдаться на соревнованиях.

Четырёхборье представлено тремя видами: 1 – бег 100м, прыжок в длину, метание диска и копья (занимаются мужчины, и юноши); 2 – бег 100м с/б, высота, бег 100м, ядро (занимаются женщины и девушки); 3 – школьное многоборье (только для девочек): бег 60м, метание мяча 150г, прыжок в длину и высоту.

Пятиборье бывает мужское, женское и для девушек. Мужское включает: прыжок в длину, метание копья, бег 200м, метание диска и бег 1500м. Женское проводится в 2 дня и включает: бег 100м с/б (60м – в залах), толкание ядра, прыжки в высоту и длину, бег 800м (600м – в залах). Для девушек: бег 100м с/б, толкание ядра 3кг, прыжки в высоту и длину, бег 800м.

Шестиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание диска 1,5кг, бег 110м с/б, толкание ядра 5кг, прыжки с шестом.

Семиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 60м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг – мужчины и 6кг – юноши), прыжок в высоту, барьерный бег (60м – мужчины и 100м – юноши), прыжки с шестом, бег 1000м.

Восьмиборье предусмотрено только для юношей, проводится в 2 дня и включает: бег 100м, прыжок в длину, метание копья, прыжок в высоту, бег 100м с/б, прыжок с шестом, метание диска 1,5 кг, бег 1500м.

Десятиборье предусмотрено только для мужчин и юношей, проводится в 2 дня и включает: мужчины – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (7,257кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м; юноши – бег 100м, прыжок в длину, толкание ядра (6кг), прыжок в высоту, бег 400м и 100м с/б, метание диска 1,5кг, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500м.

Необходимо отметить, что многие из перечисленных видов легкоатлетических упражнений входят не только в программу физического воспитания населения, но и в программу различных соревнований. В этом плане исключения составляют многоборья, которые входят только в содержание спортивной тренировки и программу соревнований, так как это самый длительный по времени выполнения, изнуряющий и тяжёлый по энергозатратам вид легкоатлетических упражнений.

В заключении хотелось бы отметить, что лёгкая атлетика является не толко важным и обязательным разделом физического воспитания населения, но и одним из популярных видов спорта. По ней проводятся соревнования от первенства школы до чемпионатов Европы, Мира, Олимпийских игр. Если говорить о программе Олимпийских игр по лёгкой атлетике, то она является самой ёмкой по количеству наград - по ней разыгрывается свыше 40 комплектов медалей, а точнее 46. Поэтому Международная федерация лёгкой атлетики является самым представительным по количеству стран, входящих в её состав, а также числу спортсменов, представляющих эти страны и завоёвывавших медали и кубки на крупных международных соревнованиях, включая и олимпийские.

Учебное пособие содержит краткие сведения по истории развития видов легкой атлетики, анализу техники и методике обучения легкоатлетическим упражнениям, организации и основным правилам судейства соревнований по виду спорта, которые изложены в форме, удобной для изучения и усвоения. Приводятся типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений и рекомендации по их исправлению. Учебное пособие выполнено в соответствии с требованием подготовки специалиста по направлению 032100 – «Физическая культура», предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения физкультурных вузов, а также может быть полезно специалистам, работающим в различных звеньях физического воспитания.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легкая атлетика: основы знаний (в вопросах и ответах) (Е. П. Врублевский, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений

1. Назовите дисциплины легкой атлетики, по которым проводятся соревнования, и дайте им краткую характеристику

Виды легкой атлетики дифференцируются на основе двигательных качеств (скоростные, скоростно-силовые и требующие проявления выносливости), но для более четкой классификации их целесообразно объединить в пять групп: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья.

Из всего многообразия легкоатлетических упражнений только «классические» дисциплины включаются в программы крупнейших соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и т. д.). В программу этих соревнований входят 24 вида для мужчин и 23 – для женщин.

Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех других способов ходьбы. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых – постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При проявлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, он снимается с соревнований. В отличие от обычной ходьбы в спортивной ходьбе правилами соревнований установлено: в момент вертикали производить полное выпрямление опорной ноги в коленном суставе. Ходьба в легкоатлетической программе является единственным видом, в котором присутствует субъективное судейство. Если в беге спортсменов снимают с дистанции только в исключительных случаях, то в практике ходьбы дисквалификация на дистанции – обычное явление. Бывают случаи, когда атлетов дисквалифицируют и после финиша.

Спортсмены-скороходы соревнуются на дистанциях 20 км (женщины), 20 и 50 км (мужчины).

Бег – основа легкой атлетики; не только особый ее вид, но и составная часть многих легкоатлетических упражнений, например таких, как прыжки, метание копья, гранаты, а также многих других видов спорта.

Соревнования в беге проводятся на дистанции от 100 м до 42 км 195 м (марафон). Места, занятые в соревнованиях по бегу, определяются по последовательности пересечения участниками линии финиша.

Прыжки . К легкоатлетическим прыжкам относятся горизонтальные (длина и тройной) и вертикальные (высота и шест) прыжки.

Отдельные виды прыжков характеризуются главным образом различием в фазе полета.

Метания. В легкоатлетических видах метаний и толкании ядра снаряд должен быть послан на возможно большее расстояние броском или толчком.

Различают следующие виды: толкание ядра, метание диска, молота, копья и гранаты.

Многоборья . Легкоатлетические многоборья берут свое начало с древнегреческих Олимпийских игр. В то время «пентатлон» включал в себя бег на один стадий (192,27 м), прыжки в длину, метание копья и борьбу.

В настоящее время главными видами многоборий являются: десятиборье для мужчин и семиборье для женщин, включенные в программу Олимпийских игр. Занятия многоборьями обеспечивают спортсменам разностороннее физическое развитие. Результаты, показанные в многоборье, оцениваются по специальной таблице очков. Соревнования в многоборьях являются одним из самых трудных видов легкоатлетического спорта, так как их участникам в течение двух дней необходимо хорошо выступать в весьма разнообразных видах.

2. Дайте общую характеристику беговых упражнений

В соответствии с классификацией выделяют четыре разновидности бега: гладкий бег, бег с искусственными препятствиями, эстафетный бег и бег по пересеченной местности (кросс).

Гладкий бег (кроме марафонского) проводится на беговых дорожках стадиона на короткие, средние и длинные дистанции.

Бег на короткие дистанции, называемый также спринтом, проводится на отрезке до 400 м. В соревновательной практике наиболее распространены среди мужчин и женщин дистанции 100, 200 и 400 м. На этих дистанциях спортсмены стартуют с низкого старта и бегут всю дистанцию по своим дорожкам.

Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции охватывает все соревновательные дисциплины – от 800 м до 42,195 км. К средним дистанциям относятся дистанции 800 и 1500 м, к длинным – 5000 и 10 000 м. В отличие от спринта здесь спортсмены перед началом бега применяют высокий старт и, как правило, бегут дистанцию по общей дорожке.

Материальное обеспечение. Соревнования в беге проводятся на аренах стадиона и манежа по круговой дорожке, на шоссе и на местности. Круговая дорожка подразделяется на отдельные дорожки, ширина которых в последнее время составляет 1,22 м (на стадионах, построенных до 2004 г., ширина дорожки может быть 1,25 м). Дорожки обозначаются по всей длине пограничными линиями шириной 5 см, причем ширина линии справа по движению бегуна входит в ширину его дорожки, а слева – нет. Старт и финиш размечаются линией шириной 5 см, нанесенной поперек дорожки. Линия старта входит в длину дистанции, а финиша – нет.

Бег с искусственными препятствиями подразделяется на барьерный бег и бег с препятствиями (стипль-чез).

Барьерный бег является особой формой бега на короткие дистанции, при котором спортсмену еще приходится преодолевать 10 барьеров. В олимпийскую программу включены дистанции: 110 (высота барьеров 106,7 м) и 400 м (высота барьеров 91,4 см) для мужчин; 100 (высота барьеров 84,0 см) и 400 м (высота барьеров 76,2 см) для женщин. Сложность барьерного бега заключается в том, что бегуну, помимо соответствующих требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, следует строго соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до десятого барьера.

Первоначально ошибкой считалось допустить падение барьера при преодолении препятствия. Однако позже обнаружилось, что задевание барьера замедляет скорость спортсмена, и это правило отменили.

Материальное обеспечение. Конструкция барьера весом минимум 10 кг предусматривает, чтобы опрокидывание барьера в одну сторону происходило лишь при приложении к верхней перекладине горизонтальной силы не менее 3,6 кг.

Бег с препятствиями (стипль-чез) является особой формой бега на средние дистанции. В международном масштабе общепринята дистанция 3000 м, которая требует от спортсмена развития общей и специальной выносливости, совершенной техники гладкого бега и преодоления на дистанции в общей сложности 35 препятствий (включая 7 ям с водой), по 5 на каждом круге.

Материальное обеспечение. Препятствия изготавливаются из твердого дерева и должны быть устойчивыми, чтобы их нельзя было опрокинуть. Высота препятствия - 91,14 см для мужчин и 76,2 см для женщин, ширина – не менее 3,94 м, вес – от 80 до 100 кг.

Яма с водой устанавливается в одном из секторов стадиона и должна иметь в ширину и длину 3,66 м. Глубина ямы под перекладиной – 70 см и постепенно уменьшается до уровня беговой дорожки. На одном круге спортсмен преодолевает четыре препятствия и одну яму с водой с установленным перед ней препятствием.

Эстафетный бег представляет собой особую форму бега на короткие дистанции. Это не только один из самых зрелищных видов легкой атлетики, но и важное средство тренировки легкоатлетов. В наиболее распространенных видах эстафетного бега, проводимых на круговой беговой дорожке, длина отдельных этапов – 100, 200, 400 или 800 м. В конце этапа эстафетная палочка передается другому бегуну. Классическими олимпийскими дистанциями как для мужчин, так и для женщин являются дистанции 4×100 и 4×400 м. Кроме стадиона, эстафеты проводятся на улицах городов.

Материальное обеспечение. Эстафетная палочка представляет собой полую трубку круглого сечения, имеющую гладкую поверхность и изготавливаемую из любого твердого материала. Для участников младшей возрастной группы отверстия в торцах трубки должны быть заделаны. Длина эстафетной палочки не должна превышать 28–30 см, ее наружный диаметр должен быть 40 мм (± 2 мм), длина окружности – 12–13 см, вес – не менее 50 г.

Бег по пересеченной местности (кросс) проводится на самых разнообразных дистанциях (от 500 м до 15 км) и является не только одним из видов легкоатлетических соревнований, но и важным средством тренировки. Кроссовый бег, проводимый обычно в лесу или парке, прекрасно развивает общую выносливость, повышает функциональные возможности организма.

3. Дайте общую характеристику легкоатлетических прыжков

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, – прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, – прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Прыжки выполняются с места и с разбега, без помощи дополнительных приспособлений и с ними (прыжки с шестом). В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются как тренировочное средство либо как контрольное упражнение для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов.

Прыжок в высоту – скоростно-силовое упражнение ациклического характера. Одно из основных отличий способов прыжка в высоту – форма движения при переходе спортсмена через планку.

Прыжок с шестом – сложный технический вид, предъявляющий высокие требования к скорости, силе, ловкости и воле спортсмена. Шест постоянно применялся людьми с незапамятных времен для преодоления естественных препятствий. Но только в XIX в. его стали использовать как спортивный снаряд для преодоления планки.

Прыжок в длину . Результат здесь зависит главным образом от скорости разбега и мощности отталкивания. Поэтому прыгуны в длину являются довольно хорошими спринтерами.

Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления. Спортсмен избирает для себя рациональное соотношение длины каждого из трех отталкиваний («скачка», «шага», «прыжка») и величину углов вылета в каждом из этих элементов. Прыгуны, специализирующиеся в тройном прыжке, должны обладать разносторонним физическим развитием и ловкостью, а также, по возможности, хорошей прыжковой силой обеих ног.

Материальное обеспечение. Для проведения соревнований по прыжкам необходимы ямы для приземления и дорожки для разбега. Минимальная длина площадки разбега для прыжков в высоту – 15 м, а длина дорожки (шириной 1,22 м) разбега для прыжков в длину, тройным и с шестом – 40 м. В прыжках в длину и тройным спортсмен отталкивается от бруска шириной 20 см и длиной 1,22 м, установленного в земле заподлицо с поверхностью дорожки и на одном уровне с поверхностью ямы для приземления. Дальний край бруска (считая со стороны разбега) принято называть «линией измерения». Минимальная ширина ямы для приземления – 2,75 м. Расстояние от бруска до дальнего края ямы – не менее 10 м в прыжках в длину и 21 м в тройном прыжке.

Место приземления в прыжках в высоту из поролона или другого мягкого синтетического материала должно быть размером не менее чем 5 м в длину и 3 м в ширину, а на крупных соревнованиях – не менее чем 6 м в длину, 4 м в ширину и 0,7 м в высоту. При выполнении прыжков с шестом спортсмены приземляются в яму, размеры которой должны быть не менее 6 м в длину (не считая передней части), 6 м в ширину и 0,8 м в высоту.

4. Дайте общую характеристику легкоатлетическим метаниям

Задача любого вида метаний – перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние. Метания требуют от спортсмена мощных усилий взрывного характера. Занятия метаниями развивают силу, быстроту, ловкость, координацию движений.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) толчком (ядро); 2) броском из-за головы (копье, граната); 3) с поворотом (диск, молот).

Толкание ядра. Толканию ядра как спортивному упражнению предшествовало толкание тяжелых камней, а позднее – тяжелых кусков металла. Родиной толкания ядра является Великобритания. Этим объясняется, что вес ядра и размер места для толкания определяются английской системой мер. Для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики требуется совершенная техника исполнения и высокий уровень развития силовых и скоростно-силовых качеств.

Материальное обеспечение. Мужское ядро весит 16 английских фунтов (7,260 кг), а женское – 4 кг. Диаметр круга для толкания равен 7 английским футам (2,135 м). У передней внешней части обода круга устанавливается брусок из дерева (сегмент) высотой 10 см, окрашенный в белый цвет. Ядро – шар, имеющий гладкую поверхность, оно должно быть из чугуна, латуни или другого материала.

В секторе для приземления ядра, а также диска и молота ограничительные линии расходятся под углом 34,92 ° . Боковые линии секторов шириной 5 см не входят в площадь секторов.

Метание копья, гранаты и мяча . Если метание копья использовалось в системе физического воспитания древних греков, то метание гранаты стало включаться в соревнования в нашей стране с 20-х годов прошлого столетия. В настоящее время метание гранаты не входит в программу крупных соревнований. Вместе с тем метание гранаты широко применяется в школах и в армии, а также используется как вспомогательное упражнение для овладения отдельными элементами техники метания копья. Метание малого мяча по технике движений выполняется так же, как и метание гранаты.

Материальное обеспечение. Копье состоит из древка, наконечника и обмотки. Мужчины метают копье весом 800 г и длиной 260–270 см, женщины соответственно 600 г и 220–230 см.

Место для соревнований по метанию копья представляет собой дорожку (шириной 4 м, длиной – не менее 30 м) для выполнения разбега с копьем и размеченный под углом 29 ° сектор для приземления снарядов, разделенные криволинейной планкой (ширина 7 см), от которой измеряется спортивный результат.

Спортивная граната может быть деревянной, либо из другого пригодного материала с металлическим чехлом, или цельнометаллической. Вес гранаты – 700 г для мужчин, женщины и юноши среднего возраста метают гранату весом 500 г.

Вес и диаметр мячей, используемых при обучении и тренировке, могут быть различными. На соревнованиях мальчиков и девочек используются мячи весом 155–160 г.

Метание гранаты и мяча на соревнованиях небольшого масштаба производится с места и с разбега в коридор шириной 10 м, а на соревнованиях выше городского масштаба угол сектора, как и в метании копья, – 29°.

Метание диска было одним из любимых физических упражнений в древности. Диск является планирующим снарядом, так как обладает аэродинамическими свойствами. Интересно, что метание диска – один из немногих видов легкой атлетики, где и мировой и олимпийский рекорды, принадлежащие женщинам, выше, чем установленные мужчинами.

Материальное обеспечение . Диск метают из круга диаметром 2,50 м .

Для обеспечения безопасности участников, судей и зрителей по периметру круга устанавливается предохранительное ограждение высотой 7 м.

Диск изготавливается из дерева или другого подходящего материала, окаймленного металлическим ободом. Мужской диск весит 2 кг, женский – 1 кг.

Метание молота . Как вид легкой атлетики возник в Шотландии и Ирландии, где изначально бросали какой-либо массивный груз с прикрепленной деревянной рукоятью. Современная техника метания молота основана на вращательно-поступательном движении системы «метатель-снаряд» в пространстве, ограниченном размерами круга. Требует от спортсменов силы и координации движений. Вращательное движение является лучшим способом сообщения снаряду высокой скорости. Поэтому в настоящее время молот метают с трех или четырех поворотов, как мужчины, так и женщины.

Материальное обеспечение. Снаряд по составу, форме и весу аналогичен ядру (7,260 кг – у мужчин и 4 кг – у женщин), к которому крепится стальная проволока с ручкой на конце. Для безопасности метания круг диаметром 213,5 см ограничивается металлической сеткой.

5. Дайте общую характеристику легкоатлетическим многоборьям

Современное легкоатлетическое многоборье берет начало еще с античных олимпиад, где древние спортсмены соревновались в комбинации нескольких дисциплин. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 г., и в 1912 г. вид как отдельная дисциплина был включен в программу Олимпийских игр. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Названия их определяются по числу входящих видов: десятиборье, семиборье, пятиборье и т. д.

В настоящее время мужчины соревнуются в десятиборье, а женщины – в семиборье.

Десятиборье

первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м;

второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.

Семиборье . Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м;

второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м. Соревнования по отдельным видам, входящим в состав многоборий, проводятся в соответствии с требованиями данных дисциплин. Исключением можно считать то, что в беговых видах многоборья в каждом забеге разрешен только один фальстарт без дисквалификации спортсмена, его совершившего . Любой спортсмен/ спортсмены, допустивший дальнейшие фальстарты, отстраняется от участия в соревновании (дисквалифицируется). Кроме того, в прыжках в длину и в каждом из видов метаний участнику предоставляется только по три попытки.

В соревнованиях перерывы между окончанием одного вида и началом другого, по возможности, делаются не менее 30 мин. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 ч.

Места спортсменов определяются в соответствии с общим количеством набранных очков по специальным таблицам ИААФ для подсчета очков в многоборьях (при этом учитывается именно показанный спортсменом результат, а не занятое место).