Уникальная техника российского кулачного боя. Уличный кулачный бой. Техника боя. Система обороны (8 стр.). Кулачный бой как работа навахой

Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Секреты и история кулачного боя.

Кулачный бой - потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои». Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы.

По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.Самым распространённым видом кулачного боя был « стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые.

Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей.

У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника.

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Секреты кулачного боя

Как и в любом деле, в русском кулачном бою существует множество секретов. Некоторые из них предлагаются вашему вниманию. Разумеется, после того, как они станут известны широкому кругу читателей, они перестанут быть секретами. Думаю, в этом нет ничего страшного. Иногда раскрывать секреты просто необходимо, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тому явлению, стороны которого рассекречиваются.

Начнем с особенностей постановки удара. Первым делом вам необходимо овладеть принципом клинообразной концентрации. Без этого начального звена никакое дальнейшее совершенствование невозможно.

Реализация клинообразной концентрации должна происходить параллельно с освоением механики ударов.

Начинать нужно на медленной скорости, для того чтобы правильно научиться выполнять элемент. Но как только механика и траектории удара вами поняты, нужно незамедлительно переходить на среднюю и максимальную скорости выполнения. Описанный принцип применим для любого вида славяно-горицкой борьбы классического стиля, начиная от всех видов ударной техники и заканчивая бросковой.

Из личного опыта самостоятельных занятий могу порекомендовать отработку технических элементов перед зеркалом, для того чтобы научиться соблюдать правильные траектории ударов.

Постановка удара идет в «несколько этапов, первый из которых - выведение удара по воздуху.

С самого начала ваших занятий следите за тем, чтобы полученный навык активно осваивался обеими руками (или обеими ногами, в случае, если это техника драки ногами).

Достижение обоерукости - важный момент в развитии бойца. Это качество не только позволяет уравновесить ваши технические возможности, но и развить двигательную функцию обоих полушарий мозга одновременно.

Хотя во время боя многие все же действуют на основе своего врожденного стереотипа поведения и проявляют себя либо как правша, либо как левша.

Поскольку в нашей стране в советский, да и во многом в постсоветский период левша существовать был не должен, а система советского воспитания диктовала единообразие даже в физиологии, это привело к тому, что в нашей действительности подавляющее большинство людей стало правшами, пускай и переученными. Поэтому левша для большинства боксеров и кулачников России представляет собой серьезную опасность - во многом только потому, что сторонники правого стереотипа не готовы к тем ударам, которые считаются обычными для стереотипа левого.

Хотя это и не означает того, что правша хуже левши, все же левши выигрывают чаще. Вероятнее всего потому, что левша более интуитивен в своей манере боя, а правша рационалистичен. У этих типов разные направления развития. Например, интуитивист-левша неосознанно стремится рационализировать свою боевую подготовку, идя от естественности к рациональности в своем поиске. Рационалист - правша - это, как правило, немного тяжеловесный «технарь», стремящийся достичь естественности, которая приходит к нему после долгих лет «научно построенных» тренировок. Самое уродливое отклонение в воспитании - это переучивание левши в правшу или наоборот. Еще хуже, если человек пытается самостоятельно переучиться.

Подобные отклонения нейтрализуются очень просто и естественно, если вы сделаетесь сторонником обоерукости. Помня о законе обратной связи, с уверенностью можно сказать, что не только мозговая деятельность влияет на физиологию, но и физиология оказывает не меньшее воздействие на развитие мозга.

До тех пор, пока ваш двигательный навык перетянут в какую-либо сторону, вы останетесь уязвимы для своего антипода.

Что касается других принципов постановки удара, то о них я буду рассказывать в порядке очередности.

После того как вы вдоволь навоевались со своим отражением в зеркале или с тенью на стене, целесообразно переходить к постановке удара по тонким прутьям кустарников и веткам деревьев. Если вы занимаетесь в теплое время года, то удары можно отрабатывать по листьям. Такая тренировка создает эффект проваливания цели из-под удара, что тренирует равновесие тела, приучая вас не заваливаться в пустоту в ударе и сразу же возвращаться в устойчивое положение.

В традициях русского Севера известен и еще один способ постановки удара. В землю вкапывается толстый пучок прутьев, перевязанных вместе, после чего по ней наносятся удары до тех пор, пока вязанка не разлетится.

Следующим этапом вашего совершенствования может послужить традиционный для современного бокса способ постановки удара по лапам. При этом способе тренировок ваш партнер должен постоянно передвигаться и убирать лапы из-под удара, чтобы сформировать у бьющего высокую подвижность и умение бить прицельно с учетом движения противника.

Другим традиционным способом постановки удара можно считать следующее упражнение. Выполняется оно зимой, оба бойца одеты в шапки-ушанки и стеганые ватники, на руках плотные зимние рукавицы. Один из бойцов выполняет от ударов противника свилю с элементами защиты стеношного боя, другой наносит удары в полную силу.

Для постановки сильных прямых и боковых ударов, не требующих сложного технического взаимодействия с другими элементами, вполне подойдет мешок с песком, который издревле известен в Европе как основной тренировочный снаряд для кулачников и позднее боксеров.

Однако, для того чтобы овладеть засечным стилем боя, для начала просто необходимо проводить учебные бои, в которых удары наносятся ладонями - для исключения травматизма.

Тем не менее обучаться сече по учебнику чрезвычайно сложно. Для облегчения этой задачи рекомендую обратиться к учебным видеофильмам по славяно-горицкой борьбе.

Начальные формы базовой подготовки и методы тренировок отдельных способов боя ни в коем случае не должны заслонять собой основную цель занятий.

Цель - это выход на овладение всем комплексом русского кулачного боя. В дальнейшем все учебные бои и тем более соревнования должны проводиться только на голый кулак. В принципе не такой уж он и голый, так как обычно всегда защищается эластичным бинтом - во избежание травм кисти. Кроме того, используются и достаточно плотные кожаные или войлочные наручи, закрывающие предплечье. Но эта минимальная защита руки призвана защитить именно вашу руку, а не вашего противника от травм, как это происходит, например, в боксе. Перчатки, используемые в боксе, до такой степени неудобны и неприменимы в реальном бою, что считать их важной частью экипировки просто невозможно.

Ваш противник должен заботиться о своей безопасности сам, для этого и существуют такие разделы, как техника и тактика рукопашного боя.

Затронув теоретические основы русского кулачного боя, нельзя не отметить несколько его особенностей.

Русский кулачный бой максимально эффективен на средней и ближней дистанции, а также на верхнем и среднем ярусе. Остальные дистанции и уровни для кулачного боя не боевые. На других дистанциях и уровнях необходимо применять другую технику. Таким образом, кулачный бой решает свои локальные задачи в пределах тех условий, на которые он запрограммирован нашей биомеханикой.

Отличительной особенностью русского кулачного боя является функциональная возможность перестраивать удары в захваты, тем самым переводя бой из ударной техники в борцовскую. Кроме того, из техники кулачного боя можно моментально перейти в технику ударов ногами, а также в технику, уравновешивающую деятельность верхнего и нижнего пояса рычагов, независимо от того, подчинена ли она ударным или борцовским стереотипам.

Еще одна особенность русского кулачного боя состоит в том, что действия кулачника не просто направлены против технических действий противника, а активно атакуют его реакцию, вызывая именно те действия, которые необходимы бойцу - кулачнику.

В Радогоре существует два вида атак - закрытая и открытая. Открытая атака - это обычная фронтальная атака, когда вы находитесь с противником лицом к лицу. Проводится открытая атака обычно со смещением с линии атаки в диагональ.

Закрытая атака, наоборот, выводит вас спиной на противника. Проводится, как правило, для усиления последующего атакующего воздействия с вращением и стабилизацией ударом.

В ситуации боя один со многими навык смены открытой и закрытой атаки жизненно необходим, так как противники находятся со всех сторон.

Таким образом, Радогора активно ведется не только во фронт, но и за спину, что создает феномен пространственного боя на дистанции Досягаемости рук.

Еще одно правило Радогоры гласит о том, что нельзя передерживать атаку, иначе вы рискуете потерять подвижность.

При бое один со многими потеря скорости и подвижности может стоить вам потери здоровья. Главная цель вашей атаки в данной ситуации - не допустить атаки противника. Как только сопротивление подавлено, вы сразу переходите к следующему противнику через элемент свили и смену позиции.

В Радогоре, как и в драке ногами, удар или серия ударов должны использоваться для перемещения и автоматической смены позиции. Например, если вам необходимо двинуться вперед, то вы выбрасываете в нужном направлении прямой с подтока, а ноги как бы догоняют пущенную вперед руку. Если же вам нужно развернуться за спину с ударом, то для этого как нельзя лучше подойдет распалина. Если нужно пропустить мимо себя противника, атаковав его тылы, то с этой задачей идеально справится скрут грудью с затрещиной.

Разумеется, перечисленные мною возможности - всего лишь приблизительная иллюстрация богатейших возможностей движения, которые открывает для нас Радогора.

В русском кулачном бою, или в Радогоре, существует два основных принципа атаки. Первый принцип гласит, что первый ваш натиск выполняет задачу снятия потенциала сопротивления у вашего противника. Эту тактическую задачу решают с помощью техники выведения из строя конечностей противника. Например, если противник склонен к атакам ногами или хотя бы начал с ноги, то вы должны моментально травмировать его конечности направленными ударами.

То же самое относится и к технике боя в руках. После вашей первой атаки, когда горизонт возможностей вашего противника заметно сузился, необходимо без промедления переходить ко второй атаке, реализовывая второй принцип Радогоры.

Итак, вторая атака подчинена принципу максимального поражения противника. Уничтожив или значительно ослабив потенциал сопротивления своего противника, вы должны постараться вызвать у него потерю ориентации, болевой шок - в общем, привести его в состояние, в котором он не сможет сопротивляться.

При таком построении атаки совершенно не обязательно сильно калечить и тем более убивать противника. В том, как правило, нужды не бывает, за исключением случаев, связанных с военными действиями.

Как первую, так и вторую атаку необходимо проводить из любой позиции. Для того чтобы было удобно драться, необходимо осваивать как можно больше типов движения и технических норм, применяемых в бою.

Отдельные удары, связки и даже комплексные стереотипы боя в целом подчинены принципу клинообразной концентрации, который нашел свое различное формальное выражение в них.

Если взять отдельный удар, выполненный по принципу клинообразной концентрации, то мы получили примерную схематическую последовательность, выраженную через триглав:

набор инерции - максимальная концентрация - сброс напряжения. По принципу этого триглава в славяно-горицкой борьбе выполняются связки из трех элементов: первый элемент - набор инерции; второй элемент - максимальная концентрация в ударе; третий элемент - сброс напряжения, стабилизация. Относительно тактических построений Радогоры эта схема тоже работает безотказно. Первая атака - подготовительная, соответствует набору инерции; вторая атака - основная, проводится в максимальном силовом и скоростном режиме; третья ступень - сброс напряжения через смену позиции или стабилизацию завершающим ударом.

Если рассматривать клинообразную концентрацию с точки зрения состояния энергетических потенциалов атакующего и защищающегося, то получается примерно следующая картина. Первый этап атаки направлен на то, чтобы собрать энергетику противника вокруг него самого при помощи атаки его периферийных зон. После того как энергия противника сконцентрировалась вокруг него, вы своим самым потенциально мощным, основным воздействием уплотняете его объем, прибавив стрессовой концентрации на центральном участке. Третий этап атаки загоняет противника в глубокий энергетический или нервный стресс, формируя энергетическую травму. При этом глубина поражения прямо пропорционально зависит от площади поражения. Проще говоря, энергия противника сжимается, а потом взрывается внутри него самого. Этот эффект на языке физиологии и называется атакой реакции.

Для того чтобы восстановиться после полученной энергетической травмы, вам достаточно посидеть часок, другой у костра, глядя на огонь. Кстати, если у вас есть проблемы с координацией движений, то вы можете избавиться от них, периодически наблюдая горение огня в костре, при этом образно представляя себя находящимся внутри огня, который направляет ваши движения.

Само собой, этот способ не даст никаких результатов, кроме эмоционального равновесия, если ваши упражнения не будут подкрепляться регулярной телесной практикой, организованной на основе творческого отношения к выбранному вами делу.

На начальных этапах освоения техники вы можете пользоваться тактической схемой оборонительного характера, сначала защищаясь свилей, затем нанося свой удар. Комбинировать технику можно самостоятельно, пользуясь принципом максимального удобства выполнения.

1) Старайтесь атаковать противника разнообразно.
2) Не бейте в одно и то же место подряд два раза.
3) Старайтесь атаковать противника минимум по двум уровням.
4) Выполняя свилю, учтите, что в чистом виде она используется только для того, чтобы проваливать первый натиск противника.
5) Старайтесь, выполняя атаку или срывая атаку противника, выйти из коридора движения.
6) При формировании импульса своего движения оттолкнитесь от земли, развивая порыв вперед.

7) Старайтесь задавить или перебить удары противника своими ударами.
8) Движение должно быть постоянным и неостановимым.

Последнее замечание, заканчивающее эту главу, состоит в том, что свои действия вы должны выравнивать, соотносясь с законом Трибожия.

Если вы ведете слишком разбросанный бой и злоупотребляете широко амплитудными ударами, вас неизбежно будут пробивать короткими сжатыми ударами. Если же, наоборот, вы будете слишком ограничивать зону ударов, то неизбежно налетите на сильный удар с периферии.

Таким образом, вы должны удерживать во время ведения боя некую правь, постоянно помня о недостатках и достоинствах ударов: бьешь прямой - открываешься под боковой, а бьешь боковой - открываешься под прямой.

Выйти из этого положения помогает принцип промежуточных защит. Когда вы нанесли удар, то независимо от того, попали вы или нет, не преминете сразу же закрыться защитным элементом или сменить позицию.

Думаю, сказано достаточно, теперь дело за вами!

Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.

Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог - Pa - символизирует собой стихию Огня, находящегося в непрестанном Движении. Третий слог - Гор - символизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога «до», объединяющего первый и последний, то это частица, указывающая на полноту действия, например: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда "доспехи") и, наконец, достоинство. Именно полнота действия, которую в русском языке принято обозначать словом Дело, ставит в зависимость друг от друга Движение и Смысл (Идею).

В философском объяснении Радогора - это сочетание Смысла с Движением, порождающее Дело. На языке древнерусского символизма Радогора - это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть без воздуха (движение невозможно без организующей идеи), а воздух не может прийти в движение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и является внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зависит от нее.

Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол - балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa - это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога - бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с берегов которой они когда-то вышли! Неудивительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как "Ра!".

В свою очередь Гор - древнеарийский бог небесного пространства - имеет свой графический символ - круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.

Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной - символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.

В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и поэтому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на многогранность смыслов, скрывающихся за ними.

Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно организованному наступательному кулачному бою.

Само название школы помогает расшифровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда строился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большинство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые удары бьются в основном при одновременном выходе к противнику в диагональ, что соответствует принципу движения по дуге или в комбинации с круговыми перемещениями.

Радогора делится на три группы технических элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно прямым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов - это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.

В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, применяемых в Радогоре и пришедших из практики стеношного боя. А если учесть, что вся система основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Радогора так эффективна.

Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читателю школ восточно-азиатского и европейского бокса.

Прежде всего, "русский бокс" - в традиционном своем виде - никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении - например, только как вид состязательной культуры русского народа или только как вид прикладного единоборства. Кроме того, виды русского кулачного боя были насыщены обрядностью, что тоже нельзя не учитывать.

И состязательность, и прикладной навык, и обряд - все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.

По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулачного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25–30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка…

Не знаю, как в других местах, а, например, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количества боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бесконтактного каратэ.

Раз нельзя поставить стенку, то всегда можно набрать народу на сцеплялку - скажет читатель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание попробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.

Вот и получается, что традиционная русская система воспитания воинского навыка разрушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.

Теперь и в России, как когда-то на Востоке, носителями воинских знаний стали одиночки-профессионалы. Сегодня пробелы традиционного воспитания возмещают они. В силу изменившихся обстоятельств в поборчестве прижилась и схема обучения "учитель - ученик", что сильно отразилось на качестве обучения и его направленности. Сегодня занимающиеся стараются в первую очередь осваивать именно прикладную сторону кулачного боя, особо не углубляясь в историю и обрядность. Чисто спортивная сторона "русского стиля" тоже мало кого интересует.

Да и как развивать спортивный кулачный бой? Если вы наденете на кулачника боксерские перчатки и обезопасите поединок "благородными правилами", то и техника, и манера ведения боя ничем не будут отличаться от английского бокса - по крайней мере, такой вывод сделают обыватели. Остается сделать акцент на прикладной стороне кулачного боя и привести систему в соответствие с требованиями времени.

Итак, перечислим отличия русского кулачного боя:

1) Отсутствуют перчатки, бой ведется на голый кулак.

2) Отсутствуют запреты на удары в затылок, в спину, в пах, а также запрет на удары руками по ногам.

3) Отсутствуют запреты на удары локтями и предплечьями, а также на удары плечом и головой.

4) Отсутствуют запреты на проведение захватов с целью усиления удара свободной рукой, а также на проведение рывков и толчков.

Как видите, русский кулачный бой - это не спорт и не единоборство в чистом виде, так как его техника позволяет драться одному со многими. Это больше похоже на военно-прикладную систему, где главное - умение наносить удары руками. Отсюда проистекают и вышеперечисленные свободы, лишившись которых, кулачный бой исчезнет как явление.

Теперь перейдем к техническим отличиям:

1) Отсутствует способ защиты «блоком», - удар либо уводится в скольжение, либо от него уклоняются. Используется также способ вклинивания удара (перебивание своим ударом) и задавливание удара в начальной фазе развития.

2) Отсутствуют фиксированные зажатые стойки, бой ведется на основе высокой подвижности.

3) Отсутствуют концентрированные зажатые удары. Все удары ведутся от плеча, через ход локтя с применением принципа клинообразной концентрации.

4) Отсутствуют формальные технические стереотипы, хотя и существует большое количество различных ударов и технических построений.

Помимо указанных отличий, русский кулачный бой имеет и свои собственные стилистические нормы:

1) Четкая направленность ударов. Удары в основном наносятся по конечностям противника, а затем в голову.

2) Характерны высокая скорость проведения технических элементов и их разнообразие, а также выраженная серийность действий.

3) Отмечается стремление бойцами использовать скоростной и пластический потенциал, а также рефлекторная четкость их действий.

4) Ярко выраженная агрессивность действий при поддержке мощного взрывного потенциала психики.

После того как читатель составил себе представление о традиционных и современных видах кулачного боя, предлагаю перейти к подробному рассмотрению технической базы Радогоры.

В кулачном бою, как и в любой другой дисциплине, целесообразно начинать тренировку с разминки. В данном случае я рекомендую вам упражнения из пластической гимнастики комплекса Русской Здравы.

После того как вы размялись, можно поиграть в различные подвижные игры, чтобы пробудить свой двигательный потенциал. И вообще, чем более благоприятный настрой вы получите, тем меньше вероятность случайных травм на тренировке, тем более эффективно пройдут занятия.

Разбор техники кулачного боя мы начнем с засечных ударов. Традиционно разбор начинается с удара, называемого «пощечина». Удар выполняется плотно собранной ладонью, по направлению снизу вверх, через локтевую петлю, под углом 45° к линии атаки. На фотографиях показаны явь, правь, навь удара (рис. 1, 2,3).

Рис. 1



Рис. 2



Рис. 3


Следующим ударом в процессе обучения следует поставить затрещину:

Фаза 1 - схождение руки в удар через подкрут предплечья в локтевом суставе.

Фаза 2 - момент контакта с телом противника.

Фаза 3 - инерционный выход из удара.

Фаза 4 - распределение инерции в последующий удар.

После выполнения четвертой фазы удар может снова повториться через дополнительный импульс от плеча или перейти в другую форму. Затрещина увеличивает свой разрушительный потенциал, если удар будет наноситься не ладонью, а кулаком (рис. 4, 5, 6).



Рис. 4



Рис. 5


Рис. 6


Следующий удар засечного стиля называется распалина, которая в отличие от затрещины, выполняемой снаружи внутрь строго по горизонтали, выполняется сверху вниз по вертикали. На рисунках показана механика выведения удара (рис. 7, 8, 9, 10).

Фаза 1 - формирование удара через инерционный ход руки за спину.

Фаза 2 - рука размашисто движется назад - вверх.

Фаза 3 - предплечье, проворачиваясь в локте, устремляется вниз в удар.

Фаза 4 - кулак бьет в лоб или переносицу противника.


Рис. 7


Рис. 8



Рис. 9



Рис. 10


Атаковав противника, рука проваливается вниз и уходит в стабилизацию (рис. 11, 12, 13). На фотографиях показана связка мерцание - распалина, получившая в славяно-горицкой борьбе название перуница. Распалина имеет и свою разновидность - это так называемая косая распалина, которая бьется не строго сверху вниз, а по диагонали.



Рис. 11


Рис. 12

Рис. 13


Следующим ударом после распалины идет засечный стык. Удар выполняется движением изнутри наружу, по направлению сверху вниз под углом 45° к линии атаки. Засечный стык выполняется как кулаком, так и предплечьем (рис. 14, 15, 16). На фотографиях показано взаимодействие засечного стыка и буздычана. Засечный стык используется для перебивания удара противника или для атак верхнего яруса.



Рис. 14



Рис. 15



Рис. 16


Другим ударом этого типа является позёмный стык. Выполняется удар в строго горизонтальной плоскости изнутри наружу, являясь полным антиподом затрещины (рис, 17, 18). Выполняется поземный стык предплечьем или кулаком.



Рис. 17



Рис. 18


Следующий за поземным удар называется отножной стык. Название, как водится, отражает суть удара. Бьется отножной снизу от противоположного по отношению к бьющей руке бедра. Удар выполняется в подбородок противника либо сбивает его руки снизу (рис. 19, 20). Отножной стык бьется молотом кулака, называющимся кий.

Последним ударом сечи, замыкающим пространственный круг, является подплужный стык. Выполняется он снизу вверх, почти вертикально. Подплужный стык выводится кулаком с предварительным натаскиванием противника на себя (рис. 21, 22). На фотографиях показан подплужный стык с выходом на колено для усиления удара.

Второй группой технических элементов являются удары, получившие в русской традиции название ударов с крыла.



Рис. 20



Рис. 21



Рис. 22


Начнем мы разбор этих элементов с удара, имитирующего поперечный толчок древком копья. Этот удар, известный нам по былинам как "удар в полруки да поперек груди", в славяно-горицкой борьбе получил название ратовище (рис. 23). Ратовище объединяет в себе качества толчка и удара, наносится всей поверхностью предплечья полусогнутой руки. Удар готовят для глубокой атаки открытых поверхностей тела противника (рис. 24).


Рис. 23



Рис. 24


Также ударом ближнего боя, использующим всю поверхность предплечья, является рубильня или мзень. Выполняется удар в двух вариантах - в широкой амплитуде (рис. 25) и в закрытом, штурмовом варианте. Удар рассчитан на поражение рук и головы противника, развивается по диагонали сверху вниз.



Рис. 25


К ударам с крыла относятся и удары локтями, которые в русской традиции назывались сколы (рис. 26). На фотографии показан скол в голову. Основное отличие скола от ударов этого типа в других направлениях состоит в том, что скол наносится от плеча, по круговой амплитуде.



Рис. 26


Кроме ударов, о которых говорилось выше, почти любой из засечных ударов может превратиться в удар с крыла. Как показано на фотографиях, затрещину тоже можно бить с крыла, затем переходя на добивание сколом (рис. 27, 28, 29).



Рис. 27



Рис. 28



Рис. 29


Уместно упомянуть и тот факт, что Радогора может строиться и на использовании техники борьбы, например в качестве вспомогательного элемента. На фотографиях показано, как против косой распалины был использован залом, после чего противник был атакован подплужным стыком (рис. 30, 31, 32, 33).


Рис. 30



Рис. 31


Рис. 32


Рис. 33


Таким образом, как из свили, так и из Радогоры можно с успехом переходить в технику силовой или динамической борьбы. И наоборот, из техники борьбы можно сразу перейти в технику нанесения ударов.

Мы переходим к последней группе элементов, входящих в Радогору. Эта группа состоит из элементов стеношного боя.

Первое, с чего мы начнем разбор этой техники, - мерцающее сдерживание (рис. 34). В данном случае перед вами двойное мерцание. Этот элемент незаменим, если необходимо удержать вашего противника от действий или вытолкнуть его с дистанции ведения боя.



Рис. 34


Кроме элементов активной защиты, к которой помимо мерцаний принадлежат греко-римская защита, а также голубец (рис. 35) и створы (сдвоенная греко-римская защита"), в арсенале существует и несколько видов тактических ударов. Два из них я предлагаю вашему вниманию.


Прямой в стяжку (рис. 36, 37). Очень быстрый шокирующий удар, хотя и с ограниченным силовым потенциалом. Траектория выполнения удара такова, что им очень удобно вклинивать удары - при одновременной атаке головы или корпуса противника.



Рис. 36



Рис. 37


Второй, уже гораздо более мощный, удар называется кий (рис. 38), так как выводится сверху вниз молотом кулака. На фото показана связка мерцание-кий. Удар имитирует действия боевым молотом (рис. 39, 40).


Рис. 38



Рис. 39



Рис. 40


Еще одним тактическим ударом является прямой назад. Обычно удар выполняется с предварительным выходом в свилю (скрут с отрывом) (рис. 41).



Рис. 41


Наиболее показательным прямым ударом русского кулачного боя является раскачной стык. Это самый сильный удар русского кулачного боя- независимо от стилей и направлений. Удар выполняется широким амплитудным движением со всего плеча. Цель удара - центральная часть груди (солнечное сплетение). Для достижения цели кулак немного заваливается вниз, что позволяет достигать наибольшего поражающего эффекта (рис. 42).



Рис. 42


Развивается раскачной стык от спины. Локоть ударной руки заводится за спину с прижатием лопатки. Проворачивая Руку в плече, боец выбрасывает ее вперед, выполняя при этом двойное скручивание кулака и корпуса (рис. 43, 44, 45).



Следующий удар стеношного боя получил название прямой с подтока, или подток. Удар выполняется с обязательным выносом веса тела вперед, при этом в удар вкладываются и инерция падения, и вес перемещенного тела одновременно (рис. 46, 47, 48).



Другая особенность прямого с подтока в том, что сначала вперед выдвигается предплечье - для предварительного сбивания руки противника. Не прерывая Движения вперед на этой фазе, кулак перемещается в направлении лица противника, вверх (рис. 49, 50).



Рис. 49


Рис. 50


Следующий удар - растяжной стык (рис. 51, 52). Выбрасывается вперед за счет мягкого, но быстрого скручивания корпуса. Получается, что растяжной стык использует инерцию движения корпуса. Рука в ударе скручивается наружу.



Рис. 51


Рис. 52


Этот удар имитирует фехтовальный прием, который построен на пропускании встречного прямого вдоль груди (рис. 53, 54, 55, 56). Еще одним сильным ударом русского кулачного боя является прямой с косача, или косач.



Косач выполняется в строго горизонтальной плоскости, поэтому наносится в основном в корпус противника. При выигрыше в росте один из противников может с помощью косача успешно атаковать голову соперника. Это, повторяю, один из наиболее сильных ударов. Формируется косач через передачу импульса от одного плеча к другому с последующим усилением его за счет скручивания корпуса. На фотографиях (рис. 57, 58, 59) показана третура (связка из трех элементов): мерцание-пощечина - с косача.



Рис. 57



Рис. 58



Рис. 59


Последним из разбираемых ударов в этой книге станет буздыган. Он также является одним из самых сильных ударов русского кулачного боя. Идеальным образом поставлен буздыган на поражение головы. Удар выполняется из уключного устава, ходом локтя назад - вверх через поворот в плечевом суставе. После посыла руки вперед выполняется скручивание руки в локтевом суставе внутрь с одновременным разгибанием руки в нем, при этом кулак разворачивается так, что большой палец оказывается внизу (рис. 60, 61, 62).


Рис. 60, 61,62


На фотографиях показано стандартное взаимодействие мерцающего сдерживания, переходящего в натаскивание противника на себя, и буздыгана (рис. 63, 64).



Рис. 63



Рис. 64


Кроме классической формы буздыгана существует и его разновидность - падающий буздыган.

Выполняется эта форма при быстром выходе к противнику в перпендикуляр. Выход в перпендикуляр, или, как говорили на Руси, в крест, выполняется с помощью отрыва ног со скрутом, после чего наносится буздыган. Для освоения падающего буздыгана предлагаю волчью связку (двойное мерцание-буздыган) (рис. 65, 66).



Рис. 65



Рис. 66


Для закрепления в Радогоре навыка взаимодействия рук предлагаю вашему вниманию одну из базовых связок стеношного боя, которая в славяно-горицкой борьбе известна как вечная связка.

Она построена по принципу третуры, следовательно, в ее составе имеются три основных элемента, выполняемых поочередно.

Итак, ваше мерцающее сдерживание атакует выдвинутую вперед руку противника, при этом предплечье руки, выполняющей мерцание, перекрывает возможную траекторию движения свободной руки противника. Тем временем ваша свободная рука (в данном случае правая) выполняет буздыган в голову противника. После выполнения удара ваша рука моментально принимает позицию греко-римской защиты, которая продолжает выталкивание тела противника по линии атаки.

Почему связка называется вечной? Потому, что после выполнения ее последнего элемента вы опять можете переходить к ее первому элементу, и так до бесконечности; получается цепочка циклически повторяющихся элементов (рис. 67, 68, 69, 70).



Рис. 67


Рис. 68



Рис. 69


Рис. 70


В завершение этой главы хотелось бы сориентировать читателя на качественное изучение представленного в ней материала. Прежде всего хочу напомнить, что в боевой ситуации скорость выполнения элементов должна соответствовать трем-четырем элементам в секунду. Соответственно на тренировках необходимо планомерно добиваться не только координации и слаженности действий, но и выхода на максимально высокие скоростные показатели.

Еще одним важнейшим фактором успеха ваших действий можно считать овладение принципом клинообразной концентрации. Этот принцип отражен на рис. 71.



Рис. 71


До момента контакта с телом противника ваша рука должна быть полностью расслаблена, но по мере приближения к цели кулак должен сжиматься. Максимальное сжатие кулака должно соответствовать максимальному приложению усилия, после чего рука опять расслабляется. Таким образом клинообразная концентрация построена по закону триглава, отражая все его стадии: явь-правь-навь. Более того, на начальных этапах обучения нужно стараться синхронизировать стадии клинообразной концентрации со стадиями акта дыхания. В результате мы убедимся, что фаза входа руки в удар соответствует выдоху, а фаза сброса концентрации соответствует задержке дыхания.

Что такое русские боевые искусства? Кто их изучает? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Русь славилась могучими витязями. В древности славяне занимались различными воинскими искусствами. Сегодня известны боевые практики, которые ранее были доступны лишь специальным службам. Вы слышали когда-нибудь о ратоборцах? Это люди, побеждающие не врагов, а вражду. Они не выигрывают войн, они их прекращают.

Крепь

УНИБОКС

Если вам нравится русский рукопашный бой, изучите его досконально. А что такое УНИБОКС? Это Боевая Универсальная Система - уникальный комплекс занятий, навыков и умений, а также способ их накопления, распространения и применения в рамках заданий, связанных с подготовкой человека к безупречной боевой или любой иной экстремальной активности. Специалист, изучивший методы УНИБОКС, является личностью с гармонично развитой конструкцией таких психофизических свойств, которые гарантируют оперативную реализацию кадровых функций, позволяют порядочно увеличить выносливость, сохранить увеличить «кадровое долголетие».

Кроме того, в результате особой подготовки боец приобретает дар, с помощью которого может развиваться в дальнейшем самостоятельно, усваивая новый, безупречный опыт.

«Белояр»

Концепция «Белояр» появилась в результате слияния учений выдающихся умов русской психиатрии - Бехтерева, Выгодского, Лурии, Сеченова - и древних родовых навыков славян. Все теоретические выкладки в науке этих известных людей базируются на простом правиле, которое ведали наши пращуры и растолковывали его в своих былинах и сказаниях: «Каждый помысл завершается перемещением, и каждое движение завершается думой».

Бехтерев доказал в своих работах, что внутренние противоречия человека в своей базовой стадии появляются именно в этой цепочке: перемещение-мысль и мысль-перемещение. Развитие разногласий на конечной ступени приводит к большим расстройствам психики, алкоголизации, наркомании, садизму, проституции и так далее.

Система «Белояр» направлена на ликвидацию внутренних противоречий через целостное движение. Она состоит из трёх этапов. Здесь в первую очередь с помощью несложных упражнений проводится плодотворная терапия недугов опорно-двигательного аппарата и позвоночника. На данной стадии соединяются разные виды занятий в единую систему природного движения, отрабатываются точные и плавные переходы.

Новичок учится формировать цель, а затем достигать её, не обращая внимания на давление окружающей среды. В славянских легендах боевые искусства не упоминаются. Историки Запада решили, что в России нет таких знаний. Произвольный ответ на проявление враждебности со стороны у каждого народа превращается в танец. Любая национальная пляска представляет собой боевую форму пластического движения.

Если пластику соединить с точным пониманием работы костного аппарата и мышц, то получится идеальный боевой стиль движения. Таким стилем владела Россия («Коня на скаку остановит…»). Плясовые русичей - самый лучший вид природного перемещения. На этой основе специалисты изучают русский национальный танец и используют его элементы в единоборствах с полным логическим подтверждением каждого шага.

«Сибирский Вьюн»

Что собой представляет школа русского боевого искусства «Сибирский Вьюн»? Основными аспектами её деятельности являются культурный, духовный, историко-философский, национальный разделы. В этой школе можно открыть внутриличностный потенциал человека, изучить пластику - культуру движения, динамику, координацию, пространственно-временное восприятие.

В этом заведении можно оздоровить организм, костно-мышечную систему, пройти , изучить аспекты боевого русского искусства, которые делятся на кулачный бой и рукопашный. Кулачным боем называют состязательную культуру Руси - мужскую традицию. Здесь идёт освоение практики сражения на короткой дистанции, ударной техники ног и рук, способов защиты от ударов конечностями, манеры перемещений.

Рукопашным боем называют практическую боевую борьбу (поведенческая модель), состоящую из множества совокупных элементов - ударной и бросковой техники, различных технических наработок, освоения путей передвижения на разных дистанциях, выведения человека из равновесия (как психического, так и физического), психофизики, акробатики, биомеханики, психологических аспектов взаимодействия людей, тактики, стратегии и многого другого.

Существуют также иные славянские стили: «СПРУТ», «Боевой пляс», «Чёрная рысь», «ШАТУН», «ГРОМ».

Федерация

В 1991 году, 10 декабря, было создано Общероссийское общественное формирование «Федерация Русского боевого искусства». Его основными целями деятельности являются:

  • утверждение здорового образа жизни;
  • многогранное развитие человека;
  • создание условий для занятий боевым русским искусством;
  • вырабатывание потребности в физической и нравственной модернизации;
  • координирование профессионально-прикладной подготовки;
  • профилактика заболеваний, правонарушений и вредных привычек.

В рамках учреждения создана конструкция РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), которую разработал Александр Иванович Ретюнских, имеющий научное обоснование в виде докторской диссертации и защищённых кандидатских.

В 1995 году система РОСС была запатентована. Она является подвидом русского стиля рукопашной битвы, наряду с учениями Рябко и Кадочникова, и делится на системы «Воин» и «Спецназ», имеет множество международных центров.

Её характерной особенностью, как и остальных подвидов русской школы, является отсутствие такого понятия, как приём. Система построена на технике действий с учётом биомеханических признаков человека и базируется на основных движениях, варианты использования которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Русский кулачный бой больше ориентирован на условия реальной жизни. Его можно вести в любых условиях, применяя любые приемы. При неожиданном нападении приемы русского кулачного боя помогут защитится в большей степени. Нестандартные для боя условия и отсутствие перчаток могут помещать опытному боксеру быстро среагировать и победить противника. Кулачные бойцы менее зависимы от условий, в которых проходит бой, и всегда "при оружии".

Отличия между русским кулачным боем и боксом заключаются также в особенностях стоек и способах перемещения бойцов. В них по разному наносится удар рукой. В кулачном бое более активно работает локоть. Имеется и много других технических отличий.

Техники и приемы русского кулачного боя нарабатывались веками, поэтому многие современные школы рукопашного боя основываются именно на них. Они в большей степени ориентированы на защиту, чем на нападение. Но при этом они позволяют защищаться таким образом, чтобы отбить атаку и преодолеть соперника. Обучение русскому кулачному бою необходимо проводить на практике. Для его понимания и освоения большое значение имеет общение с тренером. Помимо изучения непосредственно приемов кулачного боя, необходимо улучшение общей физической подготовки.

Для русского кулачного боя характерны быстрота движений. Бойцы не занимают специальных стоек перед нанесением удара, так как расстояние между ними чаще всего минимальное. В основном, они используют ударные приемы, выполняемые не только руками, но и ногами, и в редких случаях используют захватные приемы. Основу русского кулачного боя составляют жесткие косые удары, которые сочетаются с бросками через грудь, подсечками и подножками. Применяются в кулачном бою захваты, подобные приемам самбо.

Подробно об особенностях русского кулачного боя рассказывает М. В. Шатунов в уже упомянутой книге "Русский кулачный бой". Бойцы не используют перчаток или какого-либо оружия. В ходе боя они могут бить по наиболее чувствительным частям тела, а также по спине, затылку и ногам. Они используют захватные приемы для того, чтобы нанести более сильный удар. Имеются в русском кулачном бое и технические отличия от других боевых школ. Например, не используется блоковая защита. От удара противника ловко уклоняются или стремятся, чтобы удар оказался скользящим. В русском кулачном бою применяют вклинивание удара, когда удар противника перебивается встречным ударом, возможно задавливание удара, когда противнику не дают совершить задуманное действие. Во время удара кулак бойца движется от плеча, при активном движении в локтевом суставе. При этом используется принцип клинообразной концентрации. По мнению М. В. Шатунова, занимающегося единоборствами много лет, в русском кулачном бою не существует четких сценариев. Большое разнообразие приемов позволяет успешно вести в бой с любым противником. К особенностям русского кулачного боя относится точная нацеленность удара. Чаще всего кулак бойца направляется и достигает рук, ног и головы противника. Все приемы выполняются очень быстро, при необходимости действия могут повторяться. Действия бойцов отработаны, и ответная реакция на удар возникает почти автоматически. В бою проявляются агрессивные эмоции, которые каждый боец поддерживает и подпитывает в себе.

Радогора, как и многие другие боевые школы (прочие виды славяно-горицкой борьбы, система Кадочникова), относится к рукопашному бою. Однако в ней не используется никакое оружие. Бой с противником ведется только "голыми руками".

С учетом всех отличительных особенностей, становится понятно, почему русский кулачный бой является не просто видом спорта или боевым искусством. Он имеет большое практическое значение в рукопашной схватке с противником, особенно при неожиданном нападении.

Техника русского кулачного боя

Радогора – это система кулачного боя, в которой каждый прием выполняется определенным образом и имеет свое назначение. В ней используются техники и приемы как традиционные, наработанные веками, так и современные, разработанные А. К. Беловым. Есть приемы, позволяющие нанести удар противнику руками, головой и ногами. Опытные бойцы Радогоры хорошо владеют своим телом, быстро реагирую и практически в любой ситуации могут оказать сопротивление нападающему.

Все люди делятся на правшей и левшей, что обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы и воспитанием. Поэтому у большинства людей одна рука является ведущей, а вторая меньше участвует в активных действиях. Если в бою встречаются два праворуких или леворуких человека, то им просто взаимодействовать. Они хорошо будут понимать намерения и действия противника и могут использовать известные им приемы и тактику. Значительно труднее вести бой с противником, у которого ведущая рука отличается от вашей. В этом случае меняются все ориентиры и трудно перестроится, сконцентрироваться и противостоять сильному необычному сопернику. Для того, чтобы стать универсальным бойцом и победить в любой схватке, М. В. Шатунов, являющийся автором книги "Русский кулачный бой" и занимающийся единоборствами на протяжении трех десятилетий как спортсмен и преподаватель, рекомендует тренировать сразу обе руки. Все техники и приемы можно осваивать, сначала, ведущей, а затем другой рукой. Это одновременно будет способствовать развитию моторных зон в обоих полушариях головного мозга, что позволит быстрее и точнее реагировать на происходящее во время боя. Хотя в критической ситуации чаще всего человек начинает действовать привычным образом, это может принести пользу. Например, при травме ведущей руки можно продолжить бой другой. Выполнение боевых приемов обеими руками может пригодиться в жизни в разных ситуациях.

Все боевые приемы в Радогоре подразделяются на 3 группы. Они включают засечные удары, выполняемые по круговым траекториям движения, удары с крыла, наносимые локтями и предплечьями и прямые удары, используемые в стеношном бою. Также в русском кулачном бою допускаются удары головой, плечом. В нем используются различные защитные приемы, большая часть которых взята из практики стеношных боев и приемы свили (с поворотами и скручиваниями).

В кулачном бое традиционно применяется удар кулаком (разными сторонами), а также ладонью. В некоторых случаях, удар совершается ладонью с отведенным большим пальцем (оплеуха) или сложенной в виде лодочки (затрещина). В бою важна постановка удара. Для этого нужно владеть кистью и уметь быстро сжимать и расслаблять кулаки. Эти действия А. К. Белов называет клинообразной концентрацией. Выполняется она по определенной схеме (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы клинообразной концентрации: 1 – расслабленная кисть; 2 – сжатый и напряженный кулак; 3 – ослабленный кулак

В момент выдвижения руки для удара по противнику, кисть должна быть расслаблена. Направляя руку к цели, вы начинаете сжимать кисть и, достигнув противника, наносите удар кулаком. Именно при ударе кулак должен быть напряжен, тогда ваши усилия достигнут цели, и удар получится сильным. После этого руку расслабляют, но не разжимают кисти полностью. Таким образом выполняются три этапа клинообразной концентрации.

Однако этого еще не достаточно для того, чтобы удар был сильным и точным. Важно совместить этапы клинообразной концентрации с фазами своего дыхательного цикла (вдох – выдох – дыхательная пауза). При соблюдении техники удара кулак сжимается и максимально напрягается при выдохе и расслабляется во время дыхательной паузы. В момент контакта с телом противника кулак сжимается плотно и через долю секунды – максимально. Далее, кулак отводят и при этом его расслабляют. После максимального сжатия кисти, сразу сложно расслабить и разжать ее, но этого и не нужно. Достаточно немного ослабить кулак, чтобы мышцы руки уменьшили напряжение, но при этом сохранилась готовность быстро повторить удар.

Изучение техники Радогоры следует начать со стоек и наиболее простых приемов – засечных ударов.

Стойкой называют специальную позу для успешного применения боевых приемов. Однако хороший боец может вести бой из любого положения. Тем не менее, удобнее и эффективнее атаковать противника приняв на мгновение стойку. Нужно учитывать, что в кулачном бою часто отсутствует время на принятие стойки, ведь противник находится очень близко и тоже атакует. Однако, если есть возможность, то применять боевые приемы лучше из стойки. Это помогает нанести удар противнику точно и с максимальной силой.

Основная стойка в Радогоре – уключный устав (рис. 3). Ноги в этой позе расставлены, центр тяжести тела немного подается вперед так, что пятки в любой момент готовы оторваться от земли. При этом одна нога является опорной в большей степени, чем другая. Руки согнуты в локтях и выставлены перед собой ладонями вперед. Спина немного напряжена. Из этой позы легко перейти к атаке или отразить нападение противника.

Не каждый из нас может похвастаться свободным временем для посещения тренировок вне дома. Поэтому, статья о том, как разобраться в боевых искусствах и овладеть ими в домашних условиях, должна пойти многим на пользу, так как никто не застрахован от недоброжелателей, которые могут внезапно напасть на вас в темном переулке или в подъезде вашей многоэтажки.

Приемы рукопашного боя

Наиболее популярным и простым, в плане техники, является рукопашный бой. Для того чтобы овладеть приемами самообороны не нужен шпагат в 180 градусов или любые другие суперспособности.

Начинающим достаточно иметь кулаки, которые готовы в любой момент отразить нападения злоумышленника. Традиционным в обиходе является прямой удар.

Удар кулаком в нос, в челюсть или глаз противника поможет вам получить преимущество во внезапной схватке и даст достаточное количество времени, чтобы скрыться с глаз неприятеля.

Если до этого вам не приходилось драться, то подобного рода удары могут сильно травмировать вашу кисть. Поэтому правильнее бить открытой ладонью. Так у вас больше шансов нанести серьезные травмы недоброжелателю, а не себе.

Еще одним популярным приемом является апперкот — удар снизу вверх кулаком в челюсть противника. Преимущество его в том, что он гораздо мощнее прямого удара и способен отправить врага в нокаут.

Приемы кикбоксинга


Для тех, кто уже в достаточной степени владеет кулаками, но считает что этого мало, чтобы вырубить недруга, оставшись с ним один на один, на помощь приходит кикбоксинг – бокс, в котором используются удары ногами.

Его техника достаточно разнообразна, и чтобы овладеть желаемыми приемами, лучше обратиться к видеоурокам, которые в достаточной степени имеются на сайте YouTube.com.

Данный вид единоборств подходит также и для девушек. Если вы даже не планируете научиться бороться, кикбоксинг может стать просто хорошим средством в потере лишнего веса. Как говорится, одним ударом двух зайцев.

Приемы карате

Наиболее сложным и профессиональным стилем является карате. Для того, чтобы научиться его приемам понадобится не один день и даже не неделя.

Если вы решились на то, чтобы стать Брюсом Ли в домашних условиях, морально готовьтесь к ежедневным и усиленным тренировкам.

Данный вид единоборств схож с кикбоксингом и делает акцент на опасных для жизни ударах ногами.

Этапы обучения происходят снизу вверх в прямом смысле. Сначала оттачивайте мастерство сидя на полу ударами подушечкой пальцев и ребром стопы вперед и назад. Ниже приведена иллюстрация основополагающих приемов.

  • удар ногой в сторону - еко-гери;
  • удар ногой назад - уширо-гери;
  • отбив предплечьем изнутри наружу - учи-уке.

Какими приемами пользоваться девушкам

Все вышеперечисленные стили, которые можно применить в уличной драке не всегда подходят девушкам.

Поэтому обратимся к тому, что считается запрещенным в профессиональной практике, но так необходимо, чтобы защитить себя в переулке.

Удар в пах коленом

Пожалуй, нет более эффективного и простого способа лишить злоумышленника преимущества.

Бить можно и коленом, если вы стоите слишком близко друг к другу и ступней, если между вами имеется расстояние.

Данный способ нанесения увечья подходит, когда возникает ситуация, при которой неприятель хватает за шею и прижимает к стенке. Если же ваши руки сцепились с руками соперника, то резким движением можно потянуть его к себе, одновременно нанося удар в пах.

Выдавливание глаз пальцами

Подходит, если вас начали душить и ваши руки свободны для нанесения ответного удара недругу. Воспользуйтесь самыми сильными вашими пальцами обеих рук – большими пальцами. Обхватите ладонями голову врага и изо всех сил начните вдавливать глаза.

Резкий удар в солнечное сплетение

Бить можно как кулаком, так и открытой ладонью. Воспользовавшись данным приемом, вы сможете выкрасть себе дополнительное время, чтобы уйти от нападавшего, так как последствием является сильная боль и сложность дыхательного процесса.

Все вышеперечисленные методы борьбы допустимы лишь тогда, когда вам угрожает реальная опасность. Не стоит их использовать в школе или в качестве демонстрации на улице.

Также не нужно вести себя как спецназовец и пытаться добить соперника. При первой же возможности как можно быстрее покиньте место происшествия и отправляйтесь в более безопасные и людные районы.