Структура отдельных тренировочных занятий, малых (микро) циклов тренировки. Построение спортивной тренировки Основы типы тренировочных микроциклов и их характеристика
Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:
Стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и
Фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.
В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум - 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.
Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.
Выделяют:
Собственно-тренировочные,
Предсоревновательные,
Соревновательные,
Восстановительные микроциклы.
Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.
По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.
По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.
По величине нагрузок - объемные и интенсивные.
Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.
Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.
По динамике нагрузок - с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок
По эффекту воздействия - развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).
Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.
Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.
Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.
Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.
В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных » и «контрастных ». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими , средними и длинными интервалами между состязаниями.
В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования - предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры или соревнования - предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.
Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).
При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:
1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;
2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;
3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).
В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:
Восстановительно-разгрузочные,
Восстановительно-компенсирующие,
Восстановительно-поддерживающие;
Восстановительно-подготовительные,
Восстановительно-профилактические и др.
Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.
(по В.П. Луговцову, А.В. Куделину)
Установлено, что каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамика нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.
Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных
возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.
Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.
Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний. В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированное™ называют иногда основными (0-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы).
Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по зозможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется про-юлжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев--гований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть зысоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
По мере приближения основного соревнования содержание, режима и /словия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроиз-зодят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие усло-зия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким эасчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре-*ультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
На рис. 25.2 представлена схема построения предсоревновательной тодготовки борцов по «принципу маятника» на учебно-тренировочном сборе тродолжительностью 19 дней. Видно, что сбор начинается с регулиро-зочного микроцикла, а затем поочередно, сменяя друг друга, ритмически 1ередуются трехдневные основные и однодневные регулировочные микро-
> | о. | |||||||||||||
X | ||||||||||||||
"* »- | о. | |||||||||||||
-О X | t- | |||||||||||||
D ом | D ом | гдыха | DОМ | D ом | DОМ | ечный де | тоящий | |||||||
ш | Ш | Ж | эньо | ш | W | Ш | ютро | редс | ||||||
РМ | РМ | РМ | ее | РМ | РМ | РМ | ± | EZ | ||||||
2 |3 | 5 |б | 9 |ю | 16 |1Т | |||||||||||
Дни сбора |
Рис. 25.2. Примерный графический маятниковый план предсоревновательного 19-дневного учебно-тренировочного сбора дзюдоистов старших разрядов (по Г.С. Туманяну)
I лава " гъ. I Юстроение спортивной тренировки спортсменов
циклы. В общей сложности предусмотрено 5 тренировочных дней для восстановления работоспособности и 10 - для тренировок. В последний, 19-й день сбора спортсмены психологически настраиваются к предстоящему соревнованию. Важно при этом учесть, что по мере приближения к соревнованиям динамика величины и контрастности нагрузок внутри микроциклов снижается в регулировочных и увеличивается в основных микроциклах.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями. На рис. 25.3 представлены варианты соревновательных микроциклов в хоккее в зависимости от продолжительности межигровых интервалов. Видно, что структура микроциклов изменяется с увеличением перерывов между играми.
В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры - предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после игры - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры - предигровое. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоей образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интервалом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).
При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психоло-
газдел ш. 1еория и методика спорта
□ |
Календарная игра
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких занятий, которые составляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий оптимальное сочетание следовых тренировочных эффектов для решения задач данного этапа подготовки.
Продолжительность микроциклов может колебаться от 2-4 до 10-14 дней, однако в тренировке спортсменов наиболее рас-
пространены недельные микрорциклы, хорошо согласующиеся с общим режимом жизни большинства из них. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют лишь в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, усиления восстановительных процессов в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.
На рис. 16.1 представлена схема, в соответствии с которой можно классифицировать микроциклы (МЦ), наиболее часто включаемые в тренировочный процесс, в зависимости от их направленности.
Втягивающий МЦ - характеризуется невысокой суммарной нагрузочностью с постепенным ее увеличением до значительной и направлен на подведение организма к выполнению напряженной тренировочной нагрузки.
Развивающий МЦ - характеризуется выполнением достаточно высокой нагрузки, вызывающей эффект суперкомпенсации и прирост показателей по отдельным сторонам подготовленности, но напряженность тренировочного процесса в них еще не приближается к предельному уровню.
МИКРОЦИКЛЫ
МИКРОЦИКЛЫ
Разгрузочные 2. Подводящие
Ударные |
3. Собственно соревновательные
Cтабилизирующие
Рис. 16.1. Классификация микроциклов, включаемых в тренировочный процесс спортсменов
Ударный МЦ - характеризуется наиболее высокой (близкой к околопредельной и предельной) суммарной нагрузочностью, и в подготовке квалифицированных спортсменов составляет основу подготовительного периода, находя применение и в соревновательном.
Стабилизирующий МЦ - применяется для удержания показателей подготовленности на достигнутом уровне, причем нагрузочность тренировки несколько снижается (как правило, за счет снижения объема при сохранения достаточно высокой интенсивности). Часто используется после ударных микроциклов и в соревновательном периоде.
Подготовительный МЦ - моделирует собственно соревновательные нагрузки, как бы настраивая организм на предстоящие ответственные старты. Для него характерно использование тренировок со значительными нагрузками в сочетании с контрольными стартами.
Подводящий МЦ - непосредственно предшествует собственно соревновательному МЦ и строится в строгой взаимосвязи с ним, создавая условия для восстановления и моделирования соревновательной деятельности.
Собственно соревновательный МЦ - завершающее звено подготовки, включающее само участие в ответственных соревнованиях (следует иметь в виду, что далеко не ко всем соревнованиям спортсмены подходят через «цепочку» подготовительных, подводящих и соревновательных микроциклов).
Восстановительный МЦ - имеет задачей активный отдых посредством переключения двигательных заданий, мест занятий, особенно путем снижения нагрузочности тренировки как по объему, так и по интенсивности.
55.Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов.
В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура - это структура отдельно тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура ~ структура больших тренировочных циклов.
Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:
1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техническую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).
2. Характер применяемых средств и методов тренировки.
3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.
4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.
отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.
В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.
В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировочном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.
На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зави симости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специальноподготовительные), первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний.
В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы).
Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. Содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.
В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры - предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после игры - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий -- поддерживающее. В день игры -предигровое! Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интервалом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические.
Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2, Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).
В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть несколько типов восстановительных микроциклов:
восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно -поддерживающие; восстановительно -подготовительные, восстановительно-профилактические и др.
55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.(Васюкевич). Мезоцикл - это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3х до 6-ти недель.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет:
Систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки;
Обеспечить оптимальную динамику нагрузок;
Обеспечить целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки;
Обеспечить соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями;
Достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.
Факторы, обуславливающие количество и структуру соревновательных мезоциклов:1)специфика вида спорта, 2)особенности спортивного календаря 3)квалификация спортсмена 4)степень подготовленности.
ВТЯГИВАЮЩИЕ мезоциклы – направлены на постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Основное средство – общенподготовительные упражнения. В определенном объеме используются специально-подготовительные упражнения для увеличения возможностей систем и механизмов.
БАЗОВЫЕ мезоциклы – направлены на повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма спортсмена; развитие физических качеств; становление технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств, большей по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с применением больших нагрузок.
КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление интегральной подготовки, в процессе которой синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсмена, приобретенные в процессе предыдущих мезоциклов. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений и повышается интенсивность занятий.
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки, совершенствование технических возможностей. Тренировочная работа направлена на развитие спортивной формы и сочетается с участием в прикидках и контрольных соревнованиях. Этих мезоциклов может быть несколько в течении года продолжительность их 3-6 недель.
й вариант: на основе ударных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности.
й вариант: на основе восстановительных микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление непосредственной подготовки и участие в соревнованиях. Это форма построения тренировки в период основных соревнований. Он включает как минимум 3 МЦ: подводящий к соревнованиям, цикл непосредственного участия в соревнованиях и восстановительный микроцикл. Количество и длительность малых циклов зависят от программы и значимости соревнований. Общая направленность соревновательных мезоциклов – стабилизация высокой спортивной формы и стремление достигнуть наивысших спортивных результатов.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫ подразделяются на:
1)восстановительно-подготовительные - планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных микроциклов. Их Основная задача - восстановление спортсменов после серии
основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько нервных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.
2)восстановительно-поддерживающие - также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перерастания кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко используя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в основном характерны для переходного периода.
56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность . Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.
В основе концепции периодизации лежат закономерности развития спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в относительно продолжительном цикле тренировки. В тренировочном процессе спортсмен, обладая определенной тренированностью, постепенно совершенствуется, достигая готовности по различным компонентам, т.е. приобретает спортивную форму.
Процесс развития спортивной формы протекает во времени и характеризуется последовательной сменой трех фаз: приобретение, сохранения и временной утраты. Естественно, что в зависимости от фазы спортивной формы будет и различия тренировки.
Так традиционно формируются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые включают в себя этапы, мезо-, микроциклы тренировочного занятия.
Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединение его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.
Планы годичных циклов подготовки на разных этапах разработаны на основе календаря соревнований с делением года на месяцы и недели.
Типичными для подготовительного периода является этапы повышения уровня ОФП (начальной подготовки) и СФП, освоение программы, ее модернизация(новые элементы, соединения, комбинации в целом).
Для соревновательного периода характерны этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации – участие в них.
Переходный период, как правило, планируется активный отдых, физическая подготовка.
Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки является длительный подготовительный период, который отводится на основание большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополняется контрольными занятиями, с тестированием результатов технической и физической подготовленности.
План-схема годичного цикла на следующих этапах подготовки построена на учете особенностей календаря официальных и учебно-контрольных соревнований. В связи с этим в течении года планируется два полугодичных цикловт(т.к. основные стары весной и осенью) с выделением в каждом подготовительного, соревновательного и относительно короткого переходного периода.
При планировании подготовки гимнастов разрядников, особенно старших разрядов, знание календаря официальных соревнований с возможностью участия в них воспитанников спорт школы имеет принципиальное значение.
Планы годичного цикла представлены на наглядной графической форме, что позволяет в проследить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, а именно: продолжительность периодов и этапов их чередования в течении года, календарные дата соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности, медицинского контроля на централизованных сборах, а также главные задачи данного года или его частей.
Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же как и на учебно-тренировочном этапе. Различия, естественно, касаются содержания подготовки и связаны с ростом сложности осваиваемых упражнений и с большей индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.
Факторы обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов:
специфические особенности видов спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства;
необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях;
индивидуальные адаптационные возможности спортсмена;
структура подготовки спортсмена;
Этапы годичного макроцикла разбиваются на повторяющиеся микроциклы. Длительность микроциклов составляет от 4 - 5 до 8 - 10 дней и более. Основной микроцикл имеет длительность 7 дней, т. к. он совпадает с днями недели, что соответствует в большинстве случаев социальным условиям жизни спортсменов. На спортивных сборах и непосредственно в соревновательном периоде длительность микроцикла сокращается до 4 - 5 дней.
Повторяемость микроциклов позволяет судить об адаптации спортсменов к упражнениям, оперативно регулировать нагрузку, корректировать упражнения и вводить новые. В соревновательном периоде, когда возрастает интенсивность упражнений, сокращение микроцикла дает возможность лучше контролировать тренировку спортсмена.
При построении микроцикла в полной мере реализуются спортивно-педагогические принципы построения тренировки. Для успешного решения поставленных задач необходимо в полной мере реализовать принцип сверхотягощения. Однако определение объема и интенсивности тренировочной нагрузки существенно зависит от адаптации спортсмена к упражнениям и утомления. Наиболее благоприятное планирование нагрузки такое, когда к началу следующего микроцикла после отдыха спортсмен был бы в состоянии успешно начать тренировку в следующем микроцикле. Оценка утомления возможна по критериям, рассмотренным ранее. Кроме того, экспериментально показано более быстрое восстановление при активном отдыхе с применением упражнений другой направленности.
Принцип динамического соответствия и взаимообусловленности определяет выбор упражнений по направленности и их сочетанию. Показано, что упражнения в заданной зоне приводят к соответствующим физиологическим сдвигам и расходу гликогена до 75 - 90 % в клетках мышечных волокон, участвующих преимущественно в сокращении, характерным для заданной интенсивности и длительности: в аэробной зоне в медленных волокнах (ST) и в анаэробной зоне в быстрых и смешанных волокнах (FTa, FTb, FTc). Поэтому в тренировке при исчерпании гликогена в «медленных» упражнениях возможно включение «быстрых» упражнений. Кроме того, успешно можно сочетать во всех случаях кратковременные интенсивные упражнения с преимущественным креатинфосфатным метаболизмом.
Принцип гетерохронности учитывается в последовательности ввода в тренировку упражнений, а принцип деадаптации - при переходе от одного этапа тренировки к последующему. При переходе к соревновательному периоду стоит задача поддержания физических качеств, достигнутых на предыдущих этапах. Скорость адаптации к силовым упражнениям и к нагрузкам в анаэробной зоне превышает скорость адаптации в упражнениях в аэробной зоне.
Непосредственно построение микроцикла определяется многими факторами. Однако к основным следует отнести следующие:
Расчет тренировочных упражнений проводится в соответствии с планируемой динамикой результатов на основных дистанциях и с фактическим их выполнением. Расчет может производиться по ранее предложенным алгоритмам или с помощью имеющихся компьютерных программ «Прогресс», «ТОП», «Supersporsystems».
Ниже приведены матрицы тренировочных упражнений для этапа втягивания, накопления, реализации и сужения, которые необходимы для построения микроцикла и задания на каждый день. Для расчета задания по дням микроцикла используется возможности компьютерной программы опрделения лучших результатов, тренировочных упражнений и наличия распределения тренировчной нагрузки по зонам энергетической производительности.
Таблица 16.
Примерное меню упражнений на этапе втягивания квалифицированных пловцов спринтеров (КМС,МС)
Условные обозначения:
О.с.- основной способ плавания
тренировки |
Упражнения |
плавания |
Кол-во пов. |
S S,м |
SS S,м |
||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
На гибкость и укрепление отдельных мышечных групп. Постепенное увеличение количество повторений до 30 раз. 2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с относительной к максимальной нагрузкой 80% - 95% |
|||||||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз. 2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах 2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50 %. |
|||||||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
c относительной нагрузкой на снаряде 40-50%. 2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным |
|||||||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на гибкость и укрепление отдельных мышечных групп. 2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с относительной нагрузкой 80- 95% . |
|||||||||||||||||
На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз 2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах 2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50%. |
|||||||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
Комплекс |
|||||||||||||||||
На суше: 1) анатомическая силовая подготовка на 10 снарядах (станциях) до 10-12 движений до 3х серий с относительной нагрузкой 40-50%, 2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным увеличением повторений до 30 раз. |
В начале годичного макроцикла целесообразно проведение силовой подготовки пловца, т.к. во многих случаях силовые упражнения на суше могут отрицательно влиять на технику плавания. Это в равной степени касается и техники в других видах спорта.Поэтому в матрицу втягивагия введены упражнения силовой направленности. Кроме того за счет снижения плавательного объма в воде у спортсмена появляется запас времени для этих упражнений. В матрцу введены специальные упражнения для каждого способа плавания, упражнения по совершенствованию силовой выносливости и упражнения лнаправленные на увеличение максимальных силовых показателей. По большому счету неоходимо для каждого сплртсмена разрабатывать индивидуальный план силовой подготовки в годичном микроцикле с стратегией переноса силовых поеазателей с суши на воду.
Таблица 17
Примерное меню тренировочных для квалифицированных пловцов спринтеров (КМС, МС) на этапе накопления
Условные обозначения:
Дист.- дистанционные упражнения,
Инт.- интервальные упражнения,
Пар.- параметрические упражнения (начальный и конечный объем),
Пов.-повторные упражнения,
Дис.мах-дистанционные упражнения с максимальной скоростью,
Повюмах- повторные упражнения с максимальной скоростью,
Контр.- контродьные упражнения
Упражнения |
Кол-во пов. |
S S,м |
SS Sм |
||||||
Комплекс |
|||||||||
1600(прирост 3200) |
|||||||||
Руки.о.с.. |
|||||||||
6120 (прирост 480) |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
Ноги.о.с.. |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
ОТДЫХ (активный) |
|||||||||
Ноги о.с.. |
|||||||||
Комплекс |
|||||||||
2000 (прирост 1600) |
|||||||||