Структура отдельных тренировочных занятий, малых (микро) циклов тренировки. Построение спортивной тренировки Основы типы тренировочных микроциклов и их характеристика

Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:

Стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и

Фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум - 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

Выделяют:

Собственно-тренировочные,

Предсоревновательные,

Соревновательные,

Восстановительные микроциклы.

Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.

По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.

По величине нагрузок - объемные и интенсивные.

Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.

Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

По динамике нагрузок - с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок

По эффекту воздействия - развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).

Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.

Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.

В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных » и «контрастных ». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими , средними и длинными интервалами между состязаниями.

В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования - предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры или соревнования - предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.

Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).

При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:

1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;

2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;

3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:

Восстановительно-разгрузочные,

Восстановительно-компенсирующие,

Восстановительно-поддерживающие;

Восстановительно-подготовительные,

Восстановительно-профилактические и др.

Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.

(по В.П. Луговцову, А.В. Куделину)

Установлено, что каждый тип микроцикла по-разному влияет на рабо­тоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной дина­мика нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсме­нов значительные функциональные изменения, определяющие в конеч­ном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функци­ональных изменений, обнаруживающихся в организме после значитель­ных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» рас­пределением нагрузки в течение недели.

Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных


возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно под­вести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последова­тельным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспе­чения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вооб­ще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Пост­роение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих мик­роциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособнос­ти как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие про­водится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и полу­чить в итоге значительный подъем работоспособности во время последую­щей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при пост­роении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом конт­роле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомле­нию, а эпизодическое применение будет способствовать более эффектив­ному росту тренированности.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интер­валов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы под­ведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, воз­раста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и усло­вия состязаний. В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении пред­соревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура трени­ровочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чере­дования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированное™ называют иногда основными (0-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы).


Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по зозможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Дли­тельность специализированных микроциклов в основном определяется про-юлжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условия­ми восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализиро­ванных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев--гований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой об­становки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть зысоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

По мере приближения основного соревнования содержание, режима и /словия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроиз-зодят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие усло-зия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдает­ся противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирова­ние условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким эасчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре-*ультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

На рис. 25.2 представлена схема построения предсоревновательной тодготовки борцов по «принципу маятника» на учебно-тренировочном сборе тродолжительностью 19 дней. Видно, что сбор начинается с регулиро-зочного микроцикла, а затем поочередно, сменяя друг друга, ритмически 1ередуются трехдневные основные и однодневные регулировочные микро-

> о.
X
"* »- о.
-О X t-
D ом D ом гдыха DОМ D ом DОМ ечный де тоящий
ш Ш Ж эньо ш W Ш ютро редс
РМ РМ РМ ее РМ РМ РМ ± EZ
2 |3 5 |б 9 |ю 16 |1Т
Дни сбора

Рис. 25.2. Примерный графический маятниковый план предсоревновательного 19-дневного учебно-тренировочного сбора дзюдоистов старших разрядов (по Г.С. Туманяну)


I лава " гъ. I Юстроение спортивной тренировки спортсменов

циклы. В общей сложности предусмотрено 5 тренировочных дней для вос­становления работоспособности и 10 - для тренировок. В последний, 19-й день сбора спортсмены психологически настраиваются к предстоящему соревнованию. Важно при этом учесть, что по мере приближения к сорев­нованиям динамика величины и контрастности нагрузок внутри микроцик­лов снижается в регулировочных и увеличивается в основных микроциклах.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов опреде­ляется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или ко­манда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимос­ти от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедура­ми, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной дея­тельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, сред­ними и длинными интервалами между состязаниями. На рис. 25.3 пред­ставлены варианты соревновательных микроциклов в хоккее в зависимос­ти от продолжительности межигровых интервалов. Видно, что структура микроциклов изменяется с увеличением перерывов между играми.

В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следую­щий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей на­правленности, а в день игры - предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавли­вающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировоч­ных занятий. В день после игры - восстанавливающее занятие, в следую­щий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры - предигровое. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоей образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь поло­жительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интер­валом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межиг­ровым интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).

При построении тренировочных занятий обязателен учет положитель­ного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тре­нировки.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными со­стязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагруз­кой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной на­грузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптаци­онных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко использу­ются различные восстановительные средства - педагогические, психоло-



газдел ш. 1еория и методика спорта

Календарная игра

Микроциклом тренировки называют совокупность несколь­ких занятий, которые составляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий оптималь­ное сочетание следовых тренировочных эффектов для решения задач данного этапа подготовки.

Продолжительность микроциклов может колебаться от 2-4 до 10-14 дней, однако в тренировке спортсменов наиболее рас-

пространены недельные микрорциклы, хорошо согласующиеся с общим режимом жизни большинства из них. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют лишь в соревнователь­ном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режи­ма деятельности, усиления восстановительных процессов в соот­ветствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.

На рис. 16.1 представлена схема, в соответствии с которой можно классифицировать микроциклы (МЦ), наиболее часто включаемые в тренировочный процесс, в зависимости от их на­правленности.

Втягивающий МЦ - характеризуется невысокой суммарной нагрузочностью с постепенным ее увеличением до значительной и направлен на подведение организма к выполнению напряжен­ной тренировочной нагрузки.

Развивающий МЦ - характеризуется выполнением достаточ­но высокой нагрузки, вызывающей эффект суперкомпенсации и прирост показателей по отдельным сторонам подготовленности, но напряженность тренировочного процесса в них еще не прибли­жается к предельному уровню.

МИКРОЦИКЛЫ

МИКРОЦИКЛЫ

Разгрузочные 2. Подводящие

Ударные

3. Собственно соревновательные

Cтабилизирующие

Рис. 16.1. Классификация микроциклов, включаемых в тренировочный процесс спортсменов

Ударный МЦ - характеризуется наиболее высокой (близкой к околопредельной и предельной) суммарной нагрузочностью, и в подготовке квалифицированных спортсменов составляет основу подготовительного периода, находя применение и в сорев­новательном.

Стабилизирующий МЦ - применяется для удержания пока­зателей подготовленности на достигнутом уровне, причем нагрузочность тренировки несколько снижается (как правило, за счет снижения объема при сохранения достаточно высокой интенсив­ности). Часто используется после ударных микроциклов и в со­ревновательном периоде.

Подготовительный МЦ - моделирует собственно соревнова­тельные нагрузки, как бы настраивая организм на предстоящие ответственные старты. Для него характерно использование трени­ровок со значительными нагрузками в сочетании с контрольными стартами.

Подводящий МЦ - непосредственно предшествует собственно соревновательному МЦ и строится в строгой взаимосвязи с ним, создавая условия для восстановления и моделирования соревно­вательной деятельности.

Собственно соревновательный МЦ - завершающее звено под­готовки, включающее само участие в ответственных соревновани­ях (следует иметь в виду, что далеко не ко всем соревнованиям спортсмены подходят через «цепочку» подготовительных, подво­дящих и соревновательных микроциклов).

Восстановительный МЦ - имеет задачей активный отдых по­средством переключения двигательных заданий, мест занятий, особенно путем снижения нагрузочности тренировки как по объему, так и по интенсивности.

  • 15. Средства и методы восстановления работоспособности и ее повышения в системе подготовки в избранном виде спорта. Характеристика, значение, виды, направленность, технологии планирования.
  • 17. Построение спортивной тренировки женщин в избранном виде спорта с учетом физиологических, анатомо-морфологических, психологических особенностей женского организма.
  • 18. Понятие спортивной формы, закономерности её развития, педагогические, физиологические, биомеханические, психологические критерии измерения и оценки в избранном виде спорта.
  • 1. Функциональные изменения в организме при ф.Н:
  • 2. Физиологические сдвиги при нагрузках постоянной мощности.
  • 3. Физиологические сдвиги при нагрузках переменной мощности.
  • 23. Аэробное и анаэробно-аэробное энергообеспечение мышечной деятельности, средства и методы повышения их ёмкости и мощности в избранном виде спорта.
  • 31. Место и значение избранного вида спорта в системе физической культуры.(Беликова)
  • 32.Возникновение и развитие избранного вида спорта. Характеристика исторических этапов развития. Выдающиеся личности. Основные соревнования, знаменитые спортсмены.
  • 33.Понятия «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Цель, задачи спортсмена в избранном виде спорта.
  • 35. Планирование в системе подготовки в избранном виде спорта. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования.
  • 36. Планирование в физической культуре. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования на примере базового вида спорта.(см. Вопрос 35).
  • 32. Возникновение и развитие избранного вида спорта. Характеристика исторических этапов развития. Выдающиеся личности. Основные соревнования, знаменитые спортсмены.(Федотова)
  • 33. Понятия «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Цель, задачи подготовки спортсмена в избранном виде спорта.
  • 34. Соревнования в избранном виде спорта: значение, технология, планирование, (положение о соревнованиях, заявки, правила соревнований) организации и проведение.
  • 35. Планирование в системе подготовки в избранном виде спорта. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования.
  • 36. Планирование в фк. Структура, содержание, формы перспективного, текущего и оперативного планирования на примере базового вида спорта.
  • 37. Контроль и учет в системе подготовки в избранном виде спорта. Назначение, виды, содержание и технология проведения.
  • 44. Реализация в процессе подготовки принципов спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность динамики нагрузок;
  • 45. Реализация в процессе подготовки принципов спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.
  • 46.Понятие тренировочной нагрузки, ее компоненты, учитываемые параметры и способы регулирования на тренировочном занятии в избр. Виде спорта.
  • 47. Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в учебно-тренировочной работе.
  • 48. Физическая подготовка спортсмена в избранном виде спорта (понятие, виды, основные направления, задачи, средства, методы, содержание, значение, связь с другими видами подготовки).
  • 49. Техническая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.(Корзинина)
  • 50.Тактическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
  • 51.Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
  • 52.Интеллектуальная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.
  • 53.Интегральная подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.(см. Все виды подготовок)
  • 54.Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.
  • 55.Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов.
  • 57 Подготовительный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
  • 58 Соревновательный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, варианты построения, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок.
  • 59 Переходный период годичного тренировочного цикла в избранном виде спорта: направленность, типичные задачи, основные средства и методы, особенности динамики нагрузок
  • 60 Построение этапа непосредственной подготовки к соревнованиям в избранном виде спорта.
  • 61. Структура и содержание отдельного занятия в избранном виде спорта. Типы занятия. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.(Михосенко)
  • 62. Многолетняя подготовка спортсменов в избранном виде спорта: этапы, типичные задачи, основные средства и методы.
  • 64. Управление системой подготовки в избранном виде спорта сбор информации, анализ полученных данных, коррекция тренировочного процесса.
  • 66. Организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов спортсменов высокой квалификации в избранном виде спорта.
  • 68.Роль общественных организаций (Федерации по виду спорта, коллегии судей, тренерских советов) в развитии избранного вида спорта.
  • 71. Стратегии поведения при конфликте в спортивной группе: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
  • 72. Реализация системы принципов обучения в условиях обучения конкретному виду физкультурно-спортивной деятельности (на примере базового вида спорта).
  • Вопрос 73. Реализация принципа воспитывающего обучения в целостном педагогическом процессе в избранном виде спорта.
  • Вопрос 74. Сущность и особенности воспитательного процесса в системе подготовки в избранном виде спорта.
  • Вопрос 75. Особенности постановки и решения воспитательных задач в процессе занятий (на примере базового вида спорта).
  • Вопрос 76. Самовоспитание как составная часть воспитания в системе подготовки в избранном виде спорта. Методы самовоспитания.
  • Вопрос 77. Воспитание сознательной дисциплины в спортивной деятельности в избранном виде спорта.
  • Вопрос 78. Сущность и содержание спортивной этики, её особенности и связь с общечеловеческими нормами нравственности.
  • 88.Развитие профессионального спорта в России: экономические и организационные основы, современное состояние, перспективы, проблемы.
  • 2. Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное:
  • 3. Резкое омоложение спорта.
  • 4. Профессионализация спорта.
  • 5.Кризис олимпизма.
  • 89. Формирование в процессе занятий избранным видом спорта потребности в здоровом образе жизни. Понятие о здоровье и болезни. Факторы внешней среды, обеспечивающие высокий уровень здоровья.
  • 90.Самоконтроль при занятиях физической культурой. Значение, формы, анализ наблюдений.
  • 55.Построение малых тренировочных циклов (микроциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие микроцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы микроциклов.

    В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев). Микроструктура - это структура отдельно тренировочного занятия и ма­лых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; макроструктура ~ структура больших тренировочных циклов.

    Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

    1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

    2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

    3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

    4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

    отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной (кумуляционной), которая связана с опреде­ленной степенью утомления и восстановления (занятие восстановительно­го характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре мик­роцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

    В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его про­должительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

    В спортивной тренировке выделяют различные виды микроциклов. Основные типы микроциклов, которые могут иметь место в тренировочном процессе спортсменов, представлены на рис. 25.1.

    На рисунке видно, что собственно тренировочные микроциклы в зави симости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специальноподготовительные), первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки.

    Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний.

    В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении пред­соревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура трени­ровочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чере­дования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (0-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы).

    Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Дли­тельность специализированных микроциклов в основном определяется про­должительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условия­ми восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализиро­ванных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев­нований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой об­становки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

    Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре­зультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

    Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов опреде­ляется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или ко­манда, общим количеством стартов и паузами между ними. Содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной дея­тельности и достижение запланированного спортивного достижения.

    Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, сред­ними и длинными интервалами между состязаниями.

    В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следую­щий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей на­правленности, а в день игры - предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавли­вающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировоч­ных занятий. В день после игры - восстанавливающее занятие, в следую­щий - развивающее, а на третий -- поддерживающее. В день игры -предигровое! Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоем образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь поло­жительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интер­валом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межиг­ровым интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).

    Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными со­стязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагруз­кой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной на­грузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптаци­онных процессов в организме спортсмена.

    Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко использу­ются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические.

    Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2, Для избирательного восста­новления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут пре­дельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предва­рительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тре­нировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

    В зависимости от того, как происходит управление работоспособнос­тью и восстановительными процессами, есть несколько типов восстановительных микроциклов:

    восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно -под­держивающие; восстановительно -подготовительные, восстановительно-про­филактические и др.

    55. Построение средних тренировочных циклов (мезоциклов) в системе подготовки в избранном виде спорта: понятие мезоцикла, факторы, обуславливающие их структуру, типы мезоциклов.(Васюкевич). Мезоцикл - это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3х до 6-ти недель.

    Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет:

      Систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки;

      Обеспечить оптимальную динамику нагрузок;

      Обеспечить целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки;

      Обеспечить соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями;

      Достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.

    Факторы, обуславливающие количество и структуру соревновательных мезоциклов:1)специфика вида спорта, 2)особенности спортивного календаря 3)квалификация спортсмена 4)степень подготовленности.

    ВТЯГИВАЮЩИЕ мезоциклы – направлены на постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Основное средство – общенподготовительные упражнения. В определенном объеме используются специально-подготовительные упражнения для увеличения возможностей систем и механизмов.

    БАЗОВЫЕ мезоциклы – направлены на повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма спортсмена; развитие физических качеств; становление технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств, большей по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с применением больших нагрузок.

    КОНТРОЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление интегральной подготовки, в процессе которой синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсмена, приобретенные в процессе предыдущих мезоциклов. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений и повышается интенсивность занятий.

    ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки, совершенствование технических возможностей. Тренировочная работа направлена на развитие спортивной формы и сочетается с участием в прикидках и контрольных соревнованиях. Этих мезоциклов может быть несколько в течении года продолжительность их 3-6 недель.

      й вариант: на основе ударных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности.

      й вариант: на основе восстановительных микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.

    СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ мезоциклы – направлены на осуществление непосредственной подготовки и участие в соревнованиях. Это форма построения тренировки в период основных соревнований. Он включает как минимум 3 МЦ: подводящий к соревнованиям, цикл непосредственного участия в соревнованиях и восстановительный микроцикл. Количество и длительность малых циклов зависят от программы и значимости соревнований. Общая направленность соревновательных мезоциклов – стабилизация высокой спортивной формы и стремление достигнуть наивысших спортивных результатов.

    ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕЗОЦИКЛЫ подразделяются на:

    1)восстановительно-подготовительные - плани­руют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их Основная задача - восстановление спортсменов после серии

    основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

    2)восстановительно-поддерживающие - также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.

    56. Структура годичного цикла тренировки в избранном виде спорта для квалифицированных спортсменов: периоды, этапы, условия, определяющие их продолжительность . Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.

    В основе концепции периодизации лежат закономерности развития спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в относительно продолжительном цикле тренировки. В тренировочном процессе спортсмен, обладая определенной тренированностью, постепенно совершенствуется, достигая готовности по различным компонентам, т.е. приобретает спортивную форму.

    Процесс развития спортивной формы протекает во времени и характеризуется последовательной сменой трех фаз: приобретение, сохранения и временной утраты. Естественно, что в зависимости от фазы спортивной формы будет и различия тренировки.

    Так традиционно формируются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые включают в себя этапы, мезо-, микроциклы тренировочного занятия.

    Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединение его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

    Планы годичных циклов подготовки на разных этапах разработаны на основе календаря соревнований с делением года на месяцы и недели.

    Типичными для подготовительного периода является этапы повышения уровня ОФП (начальной подготовки) и СФП, освоение программы, ее модернизация(новые элементы, соединения, комбинации в целом).

    Для соревновательного периода характерны этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации – участие в них.

    Переходный период, как правило, планируется активный отдых, физическая подготовка.

    Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки является длительный подготовительный период, который отводится на основание большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополняется контрольными занятиями, с тестированием результатов технической и физической подготовленности.

    План-схема годичного цикла на следующих этапах подготовки построена на учете особенностей календаря официальных и учебно-контрольных соревнований. В связи с этим в течении года планируется два полугодичных цикловт(т.к. основные стары весной и осенью) с выделением в каждом подготовительного, соревновательного и относительно короткого переходного периода.

    При планировании подготовки гимнастов разрядников, особенно старших разрядов, знание календаря официальных соревнований с возможностью участия в них воспитанников спорт школы имеет принципиальное значение.

    Планы годичного цикла представлены на наглядной графической форме, что позволяет в проследить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, а именно: продолжительность периодов и этапов их чередования в течении года, календарные дата соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности, медицинского контроля на централизованных сборах, а также главные задачи данного года или его частей.

    Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же как и на учебно-тренировочном этапе. Различия, естественно, касаются содержания подготовки и связаны с ростом сложности осваиваемых упражнений и с большей индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.

    Факторы обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов:

      специфические особенности видов спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства;

      необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях;

      индивидуальные адаптационные возможности спортсмена;

      структура подготовки спортсмена;

    Этапы годичного макроцикла разбиваются на повторяющиеся микроциклы. Длительность микроциклов составляет от 4 - 5 до 8 - 10 дней и более. Основной микроцикл имеет длительность 7 дней, т. к. он совпадает с днями недели, что соответствует в большинстве случаев социальным условиям жизни спортсменов. На спортивных сборах и непосредственно в соревновательном периоде длительность микроцикла сокращается до 4 - 5 дней.

    Повторяемость микроциклов позволяет судить об адаптации спортсменов к упражнениям, оперативно регулировать нагрузку, корректировать упражнения и вводить новые. В соревновательном периоде, когда возрастает интенсивность упражнений, сокращение микроцикла дает возможность лучше контролировать тренировку спортсмена.

    При построении микроцикла в полной мере реализуются спортивно-педагогические принципы построения тренировки. Для успешного решения поставленных задач необходимо в полной мере реализовать принцип сверхотягощения. Однако определение объема и интенсивности тренировочной нагрузки существенно зависит от адаптации спортсмена к упражнениям и утомления. Наиболее благоприятное планирование нагрузки такое, когда к началу следующего микроцикла после отдыха спортсмен был бы в состоянии успешно начать тренировку в следующем микроцикле. Оценка утомления возможна по критериям, рассмотренным ранее. Кроме того, экспериментально показано более быстрое восстановление при активном отдыхе с применением упражнений другой направленности.

    Принцип динамического соответствия и взаимообусловленности определяет выбор упражнений по направленности и их сочетанию. Показано, что упражнения в заданной зоне приводят к соответствующим физиологическим сдвигам и расходу гликогена до 75 - 90 % в клетках мышечных волокон, участвующих преимущественно в сокращении, характерным для заданной интенсивности и длительности: в аэробной зоне в медленных волокнах (ST) и в анаэробной зоне в быстрых и смешанных волокнах (FTa, FTb, FTc). Поэтому в тренировке при исчерпании гликогена в «медленных» упражнениях возможно включение «быстрых» упражнений. Кроме того, успешно можно сочетать во всех случаях кратковременные интенсивные упражнения с преимущественным креатинфосфатным метаболизмом.

    Принцип гетерохронности учитывается в последовательности ввода в тренировку упражнений, а принцип деадаптации - при переходе от одного этапа тренировки к последующему. При переходе к соревновательному периоду стоит задача поддержания физических качеств, достигнутых на предыдущих этапах. Скорость адаптации к силовым упражнениям и к нагрузкам в анаэробной зоне превышает скорость адаптации в упражнениях в аэробной зоне.

    Непосредственно построение микроцикла определяется многими факторами. Однако к основным следует отнести следующие:

    Расчет тренировочных упражнений проводится в соответствии с планируемой динамикой результатов на основных дистанциях и с фактическим их выполнением. Расчет может производиться по ранее предложенным алгоритмам или с помощью имеющихся компьютерных программ «Прогресс», «ТОП», «Supersporsystems».

    Ниже приведены матрицы тренировочных упражнений для этапа втягивания, накопления, реализации и сужения, которые необходимы для построения микроцикла и задания на каждый день. Для расчета задания по дням микроцикла используется возможности компьютерной программы опрделения лучших результатов, тренировочных упражнений и наличия распределения тренировчной нагрузки по зонам энергетической производительности.

    Таблица 16.
    Примерное меню упражнений на этапе втягивания квалифицированных пловцов спринтеров (КМС,МС)

    Условные обозначения:

    О.с.- основной способ плавания

    тренировки

    Упражнения

    плавания

    Кол-во пов.

    S S,м

    SS S,м

    Комплекс

    На гибкость и укрепление отдельных мышечных групп. Постепенное увеличение количество повторений до 30 раз.

    2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с относительной к максимальной нагрузкой 80% - 95%

    Комплекс

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз.

    2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах 2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50 %.

    Комплекс

    c относительной нагрузкой на снаряде 40-50%.

    2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным

    Комплекс

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    на гибкость и укрепление отдельных мышечных групп.

    2) развитие максимальной силы на специальных тренажерах с

    относительной нагрузкой 80- 95% .

    На суше: 1) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания

    с постепенным увеличением количества повторений до 30 раз

    2) развитие силовой выносливости на специальных тренажерах

    2-3 упражнения с относительной нагрузкой 40-50%.

    Комплекс

    Комплекс

    На суше: 1) анатомическая силовая подготовка на 10 снарядах (станциях)

    до 10-12 движений до 3х серий с относительной нагрузкой 40-50%,

    2) специальные 20 упражнений для каждого способа плавания на

    гибкость и укрепления отдельных мышечных групп с постепенным

    увеличением повторений до 30 раз.

    В начале годичного макроцикла целесообразно проведение силовой подготовки пловца, т.к. во многих случаях силовые упражнения на суше могут отрицательно влиять на технику плавания. Это в равной степени касается и техники в других видах спорта.Поэтому в матрицу втягивагия введены упражнения силовой направленности. Кроме того за счет снижения плавательного объма в воде у спортсмена появляется запас времени для этих упражнений. В матрцу введены специальные упражнения для каждого способа плавания, упражнения по совершенствованию силовой выносливости и упражнения лнаправленные на увеличение максимальных силовых показателей. По большому счету неоходимо для каждого сплртсмена разрабатывать индивидуальный план силовой подготовки в годичном микроцикле с стратегией переноса силовых поеазателей с суши на воду.

    Таблица 17

    Примерное меню тренировочных для квалифицированных пловцов спринтеров (КМС, МС) на этапе накопления

    Условные обозначения:

    Дист.- дистанционные упражнения,

    Инт.- интервальные упражнения,

    Пар.- параметрические упражнения (начальный и конечный объем),

    Пов.-повторные упражнения,

    Дис.мах-дистанционные упражнения с максимальной скоростью,

    Повюмах- повторные упражнения с максимальной скоростью,

    Контр.- контродьные упражнения

    Упражнения

    Кол-во пов.

    S S,м

    SS

    Комплекс

    1600(прирост 3200)

    Руки.о.с..

    6120 (прирост 480)

    Комплекс

    Ноги.о.с..

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    Комплекс

    ОТДЫХ (активный)

    Ноги о.с..

    Комплекс

    2000 (прирост 1600)