Организация и проведение лыжных походов. Лыжный туризм Сообщение на тему особенности движения туристов лыжников

Важнейший принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения путешествия, строгая дисциплина, взаимопомощь. Риск, если он грозит травмой или опасностью для жизни, недопустим. Главная опасность, как пишет Ю. А. Штюрмер * заключается в малоопытности, в слабой технико-тактической и морально-волевой подготовке людей, отправляющихся в путешествие, в низкой дисциплине некоторых из них. Это проявляется в том, что человек не знает, как надо поступить в той или иной обстановке, или не хочет и не делает то, чего требует безопасность.

Предупреждение аварий при спусках с гор . Больше всего падений с поломкой лыж и травмами бывает на спусках с гор. Для безопасности, прежде чем спуститься, надо осмотреть склон, наметить безопасное направление, обращая внимание на расположение камней, кустарника, деревьев, бугров, впадин. Если склон не просматривается до основания, надо определить место промежуточной остановки, спуститься к ней, а затем просмотреть оставшуюся часть склона и выбрать дальнейший путь.

Спускаться только в направлении, указанном руководителем, палки держать сзади. При резком увеличении скорости гасить скорость торможением, при угрозе наезда на препятствие - падением. По окончании спуска освободить лыжню проходом вперед или в сторону, чтобы избежать наезда следующего туриста. В тумане, при плохой видимости, спускаться на лыжах не следует.

Движение по замерзшим водоемам также часто связано с опасностями. На болотах и озерах встречаются намерзающие участки. Они распознаются по запаху гниения, поднимающемуся пару, желтой окраске снега. Лед непрочный у впадения притоков реки или реки в озеро, у берегов, в местах, где с берегов или со дна бьют ключи. Такие места заметны прогибом льда, потрескиванием его. Выбирая путь, лучше придерживаться проложенных троп; если их нет, надо идти очень осторожно, соблюдая интервал 5-10 м. На широких реках полыньи обычно остаются под высокими берегами на быстринах, на поворотах их надо обходить.

Опасны места, где на карте обозначены пороги. Их надо проходить после предварительной разведки. Разведчики идут на лыжах в связке с интервалом, достаточным для удержания на веревке провалившегося. Направляющий палками проверяет отсутствие воды. При обнаружении воды подает сигнал, и группа, рассредоточившись веером, возможно быстрее пытается пройти опасный участок. Если лыжи подмокли, их надо срочно очистить.

При провале необходимо по возможности сбросить рюкзак, палки положить поперек трещины, лечь на лед. Помощь оказывают подачей веревки, скрепленных кольцами палок, подстилкой на кромку льда лыж, палок. К месту аварии нельзя подбегать всем участникам похода: можно проломить лед. Надо без суеты и спешки выполнять указания руководителя группы. Вытащенному из провала необходимо немедленно сменить одежду, дать горячее питье и согреть его у костра.

При движении в горах наибольшую опасность представляют лавины . Без умения определить лавиноопасные места и знания способов, как уберечься от них, путешествовать в горах нельзя. Лавины могут возникнуть даже на пологих склонах. Пылевидные лавины срываются при низкой температуре после обильных снегопадов. Лавины из плотного снега срываются во время резкого потепления, после дождя. Лавину может вызвать обвал снежного карниза, подрез основания склона лыжным следом.

Чтобы избежать лавин, надо правильно выбрать путь и время движения. Лавиноопасные места лучше пройти утром, когда снег еще скован морозом. Самое опасное время - середина дня. Стоками лавин являются лощины, кулуары, крутые склоны. При движении в горах лучше идти по гребням. Двигаясь по склону, следует проверять прочность сцепления снега. Прочно лежит старый, плотный снег на осыпях, моренах, где есть за что задержаться. Снег на травянистых ровных склонах лежит непрочно. Прочность сцепления снега можно проверить лыжной палкой, ледорубом, саперной лопатой. При движении надо стараться поменьше пересекать склоны, а если в этом есть необходимость, надо идти как можно выше к гребню или проходить склон, сняв лыжи, чтобы его не подрезать.

При подъемах и спусках идти прямо, а не зигзагом. На особо опасных местах к каждому участнику привязывать красный лавинный шнур (20-25 м). Проходя опасные места, держать интервал между участниками на длину шнура, чтобы в случае заноса легче найти потерпевшего. Наличие лавинных выносов указывает на лавиноопасность. При движении по узким долинам надо придерживаться ее середины или безопасного склона.

Опасностью в лыжном походе является потеря ориентировки. Она может возникнуть при плохой видимости в тумане, в метель, буран. В этих условиях надо остановиться, поставить лагерь и для продолжения пути выждать улучшения погоды. В обычных условиях, чтобы избежать потери ориентировки, надо в движении систематически сверяться с картой, следить за ориентирами, компас носить в тепле, так как показания замерзшего компаса неточны.

В случае серьезных бедствий общепринятый сигнал об этом подается выстрелами, ракетами, свистком, голосом, а в пределах видимости - светом, флагом. Сигнал дается 6 раз в минуту, через каждые 10 сек, затем минута перерыва, и сигнал повторяется вновь. Сигнал «вызов принят» подается 3 раза в минуту, через 20 сек, с интервалом в минуту. Принявшая сигнал о бедствии любая туристская группа обязана прекратить движение по своему маршруту и немедленно отправиться на помощь. Отказ от оказания помощи расценивается как преступление.

* См.: Ю. А. Штюрмер. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., 1972.

Широко популярен. Об этом свидетельствуют заполненные до отказа электрички в зимние выходные дни, туристские базы. Об этом говорят и бесконечные лыжни, тянущиеся за сотнями туристских групп крепких и настойчивых людей с рюкзаками. Лыжный туризм - вид туризма, где средством передвижения являются лыжи.

Лыжный туризм служит человеку

Лыжи верно служат человеку уже на протяжении многих веков. Этому свидетельствуют древние изображения лыжников, которые были обнаружены на прибрежной скале Белого моря. Эти петроглифы, по данным ученых, относятся к началу II тысячелетия до нашей эры. Послания и летописи Древней Руси также свидетельствуют о том, что лыжами пользовались и славянские племена, которые проживали на ее территории. Так, киевский митрополит Никифор восемьсот лет назад писал о князе Владимире Мономахе:
«...иже боле на голе земли спит, и высоты дому бегает - сиротину носит одежу и обутель, и на лыжах прескоча» (спит, мол, князь на голой земле, избегает богатых хором, носит простую обувь и одежду, ходит на лыжах).
За всю историю развития лыжи, конечно, претерпели значительные изменения, сузился круг их прикладных функций. В то же время с каждым годом возрастает их удельный вес в спорте, туризме, массовом активном зимнем отдыхе .

Экипировка лыжника-туриста

К основным требованиям к экипировке лыжника-туриста относятся:
  • максимальная легкость,
  • простота в использовании,
  • прочность и удобство,
  • ветро- и влагонепроницаемость,
  • способность сохранять максимум тепла при отрицательных температурах.

Одежда лыжника-туриста

Одежда лыжника-туриста должна состоять из:
  • термобелья,
  • шерстяного спортивного костюма,
  • шерстяных и хлопчатобумажных носков,
  • длинного теплого свитера с высокой горловиной,
  • 1-2 шерстяных шапочек (подшлемника),
  • шерстяных и специальных рукавиц с крагами.

Обувь лыжника-туриста

Большое внимание уделяется обуви лыжника-туриста . Ботинки должны быть разношенными, пропитанными специальной мазью (силиконовым кремом), иметь широкий рант. Для предохранения их от намокания, а ног от холода применяются бахилы из любого плотного материала. Самой простой конструкцией бахил является сшитый по размерам ботинка мешок до колена или немного выше.
Правильно подобранное снаряжение лыжника - залог удачного лыжного похода.

Личное снаряжение лыжника-туриста

Остальное личное снаряжение лыжника-туриста находится в рюкзаке:
  • ватник или пуховая куртка и меховая шапка уложены сверху, чтобы их можно было быстро достать на привале,
  • дополнительный шерстяной костюм и носки - в отдельном непромокаемом мешке,
  • прочие вещи подбираются так же, как и в пеший поход.
Лыжи для похода должны быть несколько короче беговых, в хорошего качества. Скользящую поверхность перед походом нужно смазать специальной смазкой для лыж. На палках нужно усилить петли и укрепить кольца. Группам новичков следует брать запасную лыжу.

Групповое снаряжение для лыжного туризма

Групповое снаряжение для лыжного туризма настолько специфично, что его приходится изготовлять самостоятельно. Это относится к палаткам, печкам, групповым спальным мешкам, саням-волокушам и т. д. Вопросам их конструкции и особенностям посвящены специальные книги и брошюры для туристов. Их следует внимательно изучить при планировании лыжного похода с ночлегом в полевых условиях.

Основные движения в практике лыжного туризма

Из основных движений в практике лыжного туризма с рюкзаком применяют следующие:
  • по равнинной местности и местности со слабо выраженными холмами идут попеременными четырехшажными шагами,
  • на более пологих склонах нужно применять коньковый или бесшажный ходы,
  • если подъемы более крутые используют ступенчатый шаг, передвижение «лесенкой», «елочкой», или «полуелочкой».
Большинство туристов с перечисленными техническими приемами хорошо знакомы. Более внимательно нужно относиться к спускам, так как на них происходит большинство травм. В тренировочных выходах нужно отрабатывать технику торможения «полуплугом», «плугом», при помощи лыжных палок. Нужно также уметь правильно падать. Для этого необходимо низко присесть, завалиться на бок, распрямиться и, поставив лыжи поперек склона, затормозить движение до остановки.

Тактика лыжного похода

Тактика лыжного похода , в частности дневного перехода, определяется поставленными задачами, естественными препятствиями, погодными условиями и состоянием участников. К общим тактическим правилам можно отнести следующие:
  • технически сложные участки проходить нужно в первой половине дня, лавиноопасные участки - ранним утром;
  • суточное ходовое время не должно превышать 7, а для начинающих туристов 5 часов;
  • режим и темп движения должны быть равномерными, с сокращением длительности переходов во второй половине дня;
  • обязателен горячий обед (по крайней мере, чай) и отдых в середине дня;
  • при движении нельзя допускать перегрева или переохлаждения организма;
  • следует организовать постоянный взаимный контроль физического состояния участников похода;
  • не допускать значительного растягивания группы, при плохой видимости сократить темп и интервал между участниками;
  • при серьезном ухудшении погоды движение прекратить и организовать привал.

Осторожность - самое главное при спуске на лыжах.

Правила ориентирования в лыжном туризме

Правила ориентирования в лыжном туризме в зимних условиях своеобразно. Многие ориентиры (озера, речушки, болота, тропы и дороги) скрыты под снегом или похожи друг на друга, имеет свои особенности. Не пытайтесь определить стороны горизонта по местным предметам и признакам, лучше положитесь на карту и . Очень пригодится умение двигаться по азимуту, хронометрировать движение и определять пройденные расстояния по времени и скорости. Время от времени следует проверять правильность направления, беря обратный азимут на лыжню.

Правила безопасности в лыжном туризме

В лыжном туризме необходимо строго соблюдать все правила безопасности , чтобы не оказаться в сложной ситуации:
  • Одним из главных правил является дисциплина, сознательность и взаимовыручка среди всех участников похода.
  • Группа туристов должна быть тщательно укомплектована, все должны иметь хорошую

Значение лыжных походов и особенности их организации.

Пребывание на чистом морозном воздухе, энергичные физические упражнения полезны для закаливания и оздоровления организма. Картины зимней природы – заснеженные чащи, покой, и белизна полей – благотворно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы.

Лыжные походы значительно сложнее по организации, требуют специального снаряжения, владения техникой передвижения на лыжах в различных условиях. Большой вес рюкзака, низкие температуры, ветер в морозные дни требуют от участников более высокой физической подготовленности. Закалки. Основные правила пешеходных и горно-пешеходных походов распространяются и на лыжный туризм, но здесь есть свои особенности.

Во время лыжных походов следует помнить и необходимости соответствия нагрузок физической подготовленности и возрасту участников.

Дневной переход для взрослых туристов составляет 25-30 км в день. Такой переход тренированная группа может выполнить без особых усилий, однако без регулярных тренировок, особенно в многодневных походах, такой путь пройти трудно.

При организации походов со школьниками не разрешается планировать ночлеги в полевых условиях. Для взрослых новичков организация такого ночлега также нежелательна.

Многодневные походы разрешаются только после нескольких пробных однодневных, двухдневных походов. В тренировочных пробных походах отрабатывается техника передвижения вначале без груза, а затем с походным грузом. В планы последних тренировочных походов должны быть включены дневные переходы, равные наибольшему участку дневного перехода по плану многодневного похода.

Наиболее оперативный состав группы 10-12 человек. В движении она меньше растягивается и находится в пределах видимости, для такой группы легче найти подходящее место или помещение для ночлега. При подборе групп для путешествий по любому виду туризма желательно, чтобы участники были равны по физической и технической подготовленности, но для лыжного похода это необходимо. В противном случае, ожидая отстающих, могут пострадать от мороза сильные туристы.

Виды лыжного снаряжения.

Основное требование к лыжам – прочность, легкость. Лыжи для походов можно разделить на три типа: спортивно – беговые, туристские, слаломные. Спортивно – беговые пригодны для тренировок, соревнований и походов выходного дня. Если маршрут проходит по равнинной или слабопересеченной местности и плотному снегу, то эти лыжи пригодны и для многодневных походов. Ширина спортивно – беговых лыж около 6 см, длина подбирается по росту туриста. Общепринятое правила подбора лыж – носок вертикально поставленной лыжи должен доставать запястье вытянутой вверх руки.

Туристские лыжи рекомендуются в походы по сильно пересеченной местности, по рыхлому снегу и бездорожью. Они шире спортивных на 2 см, более жесткие и прочные. Для сложных горно–таежных походов хороши лыжи, которые в носовой части шире, чем по всей длине. Для движения по лесу и кустарнику, по глубокому и рыхлому снегу лыжи должны иметь носовой загиб высотой не менее 12 см, длина прогиба около 30 см. Подбор по длине такой же, как и спортивно – беговых.

Слаломные лыжи по ширине такие же, как и туристские, но они на 15 – 20 см короче, значительно прочнее и тяжелее. В туристских походах используется на сложных перевальных маршрутах опытными и сильными туристскими группами. На более простых горных маршрутах с пологими перевальными подъемами и спусками пригодны туристские лыжи с самодельной окантовкой из полосок стали шириной 6 – 7 мм и толщиной 1 – 1,5 мм.

Требования к лыжному снаряжению.

Лыжи должны обеспечивать возможность передвижения турис­тов в разных по характеру местно­сти районах. Они должны быть ши­роким и, крепкими, надежными, не тяжелыми. Лы­жи для похода должны быть коро­че беговых.

Перед походом скользящую поверхность лыж необходимо про­смолить, что предохранит лыжи от набухания под влиянием вла­ги. Перед просмолкой скользящую поверхность очищают шкуркой от старых мазей, затем равномерно нагревают над огнем и вти­рают нагретый состав. Нагревание лыж прекращают, как только состав пропитки запузырится. Втирание производится войлоком до получения гладкой поверхности. Втирание повторяется три-четыре раза, после чего лыжи ставятся в распорки.

Для дальних походов лучше использовать полужесткие или универсальные тросиковые крепления, дюралевые палки.

Крепления выбираются в зависимости от условий похода и лыж. На спортивно – беговые лыжи лучше ставить жесткие рантовые крепления. Они легки, удобны и надежны. На передней части щечек этих креплений имеется четыре шипа высотой 6 – 7 мм. В подошве лыжного ботинка для них просверливаются отверстия. Чтобы ботинок не соскакивал с шипов, его поджимают металлической дужкой. Жесткие крепления выпускают двух видов: под обувь 36 – 40-го и 41 – 45-го размеров.

Для сложных многодневных походов жесткие рантовые крепления не подходят. На таких маршрутах следует пользоваться полужесткими креплениями. Рант ботинка в таких креплениях фиксируется в щечках.

Вместо душки используется носовой ремень. Второй ремень обжимает ботинок через пятку – не дает ему сместиться назад и выскочить из щечек. Для затяжки ремней служит специальный замок. Такие крепления еще называют универсальными, так как их можно использовать не только для крепления лыжных ботинок, но и другой обуви – сапог, валенок. Желательно, чтобы у всех участников группы были одинаковые крепления – это позволит уменьшить вес ремонтной аптечки и сэкономить время.

Чтобы под пяткой ботинка не налипал снег, на грузовую площадку накладывают резиновую прокладку, лучше из микропористой резины толщиной 2 – 3 мм. Ее можно приклеить клеем – 88.

Лыжные палки изготовляются из дюралюминиевых трубок, пластмассы, древесины. Для взрослых выпускают палки 4 размеров: 1,25; 1,35; 1,45; 1,50 м. При выборе длины палок существует правило: палка должна быть не выше подмышечной впадины лыжника. В походах лучше пользоваться деревянными или металлическими опорными кольцами с переплетениями из кожаных ремней, петли для рук широкие, крепятся к палкам наглухо.

Для ремонта лыж, креплений, палок в походе нужно иметь следующий ремонтный набор инструментов и материалов, запасных частей: плоскогубцы, кусачки, отвертку, напильник, шило, легкий молоток, ножницы, комплект мягкого крепления, комплект крепления, применяемого участниками похода, кольца, замки креплений, запасные лыжи – одну на 5 человек, фанерные, алюминиевые, жестяные пластинки для накладок, проволоку медную и железную, шпагат, гвозди мелкие и крупные, шурупы разных размеров, веревку. Кроме общих инструментов и материалов для ремонта, в пути каждый турист должен иметь в рюкзаке нож, кусок сыромятного ремня, проволоку, шпагат.

Специальное снаряжение.

Бахилы – против снеговые брезентовые чулки для защиты ботинок от снега – необходимы в многодневных походах по глубокому рыхлому снегу, где прокладывается лыжня. Наиболее рациональная форма бахил в виде прямоугольного мешка. Ширина его на 2 – 3 см больше половины периметра ботинка, измеренного по ранту, высота до колена или выше. К верхней части их и к пятке пришивают тесьму или резинку. Снизу на высоту ботинка подшивается дополнительный слой брезента для прочности.

Для защиты от ветра и метели применяются маски из фланели размером 20х20 см с отверстиями для глаз и рта.

В безлесных и ледовых районах используются различные на­гревательные приборы: примус «Шмель», паяльная лампа, дообо­рудованная раструбом.

Лавинное снаряжение составят лавинные зонды, которые изго­товляются из пяти дюралевых (стальных, титановых) трубок дли­мой 50 см, диаметром 8-12 мм, скрепляющихся между собой с помощью винтовых соединений; щуп длиной до 240 мм: лавин­ные лопатки.

Смотреть плакаты./ плакат №3/ Печка т подстилка под палатку.

Уход и ремонт снаряжения.

Перед походом снаряжение должно быть проверено и подогнано каждым участником, крепления на лыжах правильно уставлены. Место установки креплений определяется следующим образом: задняя часть должна равняться 53 – 54 % длины лыж, без загиба, а передняя – 46 – 47%. Лыжи, поднятые за крепления, должны незначительно перевешивать вперед. Расстояние между скобками должно соответствовать ширине подошвы, а края скоб прилегать к краям подошвы. Средняя продольная линия подошвы ботинка и продольные края лыж должны идти строго параллельно. Перед походом лыжи должны быть просмолены.

Снаряжение требует систематического ухода в пути . Утром перед выходом лыжи надо смазать, применяя мазь в соответствии с температурой и состоянием снега. Обувь также покрывается мазью или жиром против намокания. Обуваясь, надо убедиться, что на носках нет складок, чтобы пальцы были свободны. В движении следить за качеством подгонки обуви, одежды, рюкзака, а на привале устранить все недостатки. По окончании дневного перехода сбить снег и лед с лыж, внести их в холодный коридор. Закончив работы вне дома, переодеться в сухую одежду, мокрую развесить для просушки. Ботинки сушить вдали от огня и следить, чтобы их не покоробило. Осмотреть лыжи и крепления, палки, устранить дефекты. Не помещать лыжи около огня и в теплом помещении.

В случае поломки лыж , креплений, палок необходимо уметь их ремонтировать. Простым способом ремонта лыж в пути является накладка жестяных пластин с обеих сторон. Прибивают их тонкими гвоздями, предварительно проколов лыжи тонким шилом. Длина пластин должна быть такой, чтобы края их заходили в обе стороны от линии перелома не менее чем на 8 см при поперечном переломе и не менее 3 – 5 см при косом. Если лыжа сломана в толстой части, верхнюю жестяную пластинку заменить доской, фанерой или расколотой ветвью березы, дуба, орешника. При продольной трещине на лыжу сверху наложить жестяную пластинку, доску. Жестяные пластинки можно вырезать из консервной банки. При переломе палки на место перелома наложить крепкую нетолстую ветвь и туго обмотать проволокой, ремнем или веревкой. В креплениях повреждаются чаще всего ремни. Они должны быть заменены новыми.

Тема № 12 Организация и проведение лыжных походов и путешествий.

Лыжный туризм у нас в стране появился уже давно. Туристами освоены многие районы нашей родины, в том числе и труднодоступные: Приполярный и Полярный Урал, Алтай, Саяны, Ямал, Чукотка, Верхоянский хребет и Становое нагорье, а так же многие другие.

Лыжные походы совершаются в наиболее суровые времена года – зиму и межсезонье, к которым человек по природе своей приспособлен слабо, и в которые ему придется прикладывать все силы для борьбы за жизнь.

Усложнение путешествий, расширение их географии в сочетании с непрерывным ростом массовости делают проблему обеспечения безопасности в зимнем туризме исключительно важной и острой.

Причиной многих травм является нарушение правил безопасности, которые каждый турист должен знать и неукоснительно выполнять. На дальних же маршрутах соблюдение правил безопасности становится жизненно необходимым условием, так как их нарушение может привести к травме или гибели не только пострадавшего, но и всей группы, попавшей в аварийную ситуацию.

Нередки в практике зимнего туризма потери участников в пургу, попадание в снежные лавины, травмы из-за недостаточного владения техникой передвижения на лыжах с грузом и преодоления естественных препятствий, непрохождение маршрута из-за возникших в группе разногласий.

Вопросы обеспечения безопасности в зимнем туризме обширны и сложны. Неверно думать, что выполнение простейших правил безопасности на маршруте гарантирует группе его успешное прохождение. Только комплексной изучение и соблюдение всех правил, методов и средств обеспечения безопасности на всех стадиях - от начала подготовки к походу до составления отчета о нем и передачи материалов в туристскую библиотеку - гарантируют успех туристским группам.

Факторы в лыжных походах, представляющие угрозу для туристов:

  • Климатические условия (зима!), включая лавиноопасность
  • Рельеф местности
  • Антропогенные факторы (опасности, привносимые в Горы человеком)

Обратимся к статистике:

Процентное соотношение погибших (1975 – 2004гг):

  • Лавины – 80,2%(89)
  • Замерзание – 10,8%(12)
  • Срыв – 7,2%(8)
  • Болезни – 1,8%(2)
  • н/к – 13,5%(15)
  • I – 9,0%(10)
  • II – 27,9%(31)
  • III – 12,6%(14)
  • IV – 9,9%(11)
  • V – 21,6%(24)
  • VI – 5,4(6)

Выводы:

  1. Главная опасность в лыжном походе – лавины и факторы, связанные с состоянием/изменением снежного покрова.
  2. Более 2/3 НС случаев происходит по вине человека. Это так называемый антропогенный фактор, или.

Практические выводы – как уменьшить риск для конкретного участника:

  1. Подготовиться, изучить район и что ожидает на маршруте – как в плане климата (холода, снега, ...), так и рельефа. Подготовиться психологически и материально.
  2. Знать и понимать стратегию и тактику прохождения маршрута, т.е. что и почему задумал Командиръ? Не стесняться задавать вопросы ДО похода и в подходящие моменты (именно в подходящие моменты – важно!) во время
  3. Досконально знать всё про лавиноопасность вообще и на данном маршруте конкретно. Досконально знать (выучить!) правила поведения в лавинопасном районе.
  4. На маршруте быть адекватным контролировать свои действия, как участника Команды, отвечающего за свою личную безопасность и безопасность товарищей.
  5. «Командир всегда прав» - основополагающий тезис – Командир истина в первой инстанции. Самодисциплина и единоначалие в группе – ключевой момент управляемости команды и, как следствия безопасности. (При этом, правило лыжного туризма «не слушай придурков» ему не противоречит.)

Собственно, сами опасности

>>>Климатические условия:<<<

Погода не только может усугубить влияние других опасностей, но и сама по себе представляет угрозу для здоровья и жизни человека.

Холод.

Холод – неотъемлемая часть лыжных походов. От него никуда не деться. К холоду нельзя привыкнуть. Холод может грозить туристам-лыжникам обморожением, замерзанием или простудными заболеваниями. О данных неприятностях было рассказано на лекции Медицина.

Если всё же имело место обморожение или замерзание организма, то основной алгоритм такой:

  • устранить поражающий фактор (поместить человека в тепло);
  • обеспечить поступление энергии в организм (дать горячего сладкого питья);
  • лечить обморожения, если оно имело место быть.

Бороться с данной проблемой нужно начинать ещё дома. Ответственно относиться к личному и общественному снаряжению, закаляться и повышать общую силу организма. На маршруте следует постоянно отслеживать своё состояние и состояние участников команды , в случае признаков поражения холодом принимать немедленные меры.

Первое правило лыжного туризма: «Не ленись!» , во всех его проявлениях:

  • не ленись одеться когда холодно, остановиться и во-время раздеться когда жарко (до момента когда пот польёт ручьями) – и то и другое делать оперативно и быстро!!!
  • не ленись двигаться на маршруте, выходить вперёд тропить;
  • не ленись заниматься хозделами и прочими делами – оглянись вокруг и найди себе занятие! Как только человек перестаёт зимой двигаться, он начинает замерзать. В движении – жизнь.

Снегопад.

Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.

Основные неприятности, которые может создать снегопад – лавинная опасность !!! Второстепенные неприятности – увеличение снежного покрова, затрудняющее тропление. Плюс при сильном снегопаде на биваке следует отслеживать нагрузку снега на палатку и вовремя устранять нападавший снег.

Борьба со снегопадом сводиться к борьбе с лавинами, о которых будет рассказано ниже.

Предупредительные меры тоже относятся в большей степени к лавинной опасности.

Ветер.

Сильный порывистый ветер поджидает туристов в основном вне зоны леса. В тундровых районах и в горах.

Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна - 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре-30,5°, а при скорости ветра 10-18 м/сек - температуре -36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный). Опасность охлаждающего влияния ветра в зависимости от температуры и его силы условно подразделяется на зоны: в пределах от-10 до-25°-«зона нарастающей опасности», а от -30 до -50° - "опасная зона".

Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма. Ветер может стать серьезной проблемой при постановки лагеря. Ветер может доставить широкий спектр неприятностей, рассказ о которых займёт лекцию сродни медицине.

Готовиться к борьбе с ветром стоит ещё в Москве . В основном – это ветрозащитное снаряжение . Так же необходимы четкие знания о необходимых действиях при сильном ветре. Для защиты палаток от ветра строят снежные стенки. В лесу ветер меньше.

Пурга и метель.

Пурга и метель сочетая сильный ветер, мороз и снегопад.

Пурга и метель многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания считаются самыми серьезными опасностями лыжных маршрутов : холодовое воздействие усугубляется проникновением снега под одежду и ее отсыреванием, что обычно приводит к отморожениям и ускоряет переохлаждение.

Пурга и метель оказывают также морально-психологическое воздействие на человека . У слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступает состояние безысходности, понижается способность бороться за жизнь. Притупляется мышление, становится трудно сосредоточиться для выполнения даже простейших логических операций.

Доставляемые опасности можно почерпнуть из предыдущих трёх пунктов.

Предупредительные меры описаны там же. Не рекомендуется движение в метель , т.к. из-за отсутствия хорошей видимости и непредсказуемых климатических изменений можно дезориентироваться и оказаться в потенциально опасных местах, а так же не суметь разбить лагерь при наступлении темноты.

Ограниченная видимость.

Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумное - прекратить движение.

В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто бывают травмы и поломка лыж. Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги - вершинами, а отдельные маленькие камни - чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо.

Возможно продолжение движения при наличии точных навигационных приборов и отсутствия реальных опасностей, связанны с рельефом или климатическими факторами.

Солнце.

В лыжных походах при хорошей погоде Солнце отражаясь от снега попадает прямо в глаза незадачливому туристу.

Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке.

Снежная слепота вызывает мучительную резь в глазах, человек не может не только уснуть, но даже забыться. Из воспаленных глаз текут слезы, будто в них попало много песка.

Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет «белая мгла» - рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.

Про средства лечения глаз вам было рассказано на лекции медицина. Для излечения солнечной слепоты иногда бывает достаточно побыть один-два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.

Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки , преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.

Резкая смена погоды.

Отдельное внимание хотелось бы уделить резкой смене погоды, т.к. если она застанет туристов врасплох, что приведёт к НС.

Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.

Изменение погоды зимой, как мы отметили, сопровождается определенными признаками. Привести их исчерпывающий перечень, в равной мере относящийся к различным районам нашей страны, задача, вероятно, нереальная, поскольку каждый регион, кроме общих, имеет свои особые приметы, которые также нужно знать.

«На все случаи жизни» четких рекомендаций дать нельзя, т.к. изменение погоды может быть весьма разнообразным. И негативным может быть, как резкое похолодание, так и резкое потепление. Тут необходим опыт и компетентность руководителя, чтобы оперативно решить возникшую проблему и перестроить тактику прохождения маршрута в связи с климатическими изменениями.

Предупредить климатические изменения можно только имея некий опыт в этом вопросе и производя постоянный мониторинг метеообстановки.

Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды:

  • очищение неба от облаков и похолодание к вечеру;
  • красная заря при заходе солнца
  • на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца;
  • к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман;
  • дым от костра в безветрие поднимается «столбом»;
  • слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры;
  • уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца;
  • улучшение скольжения лыж к вечеру;
  • повышение барометрического давления.

Признаки ухудшения погоды:

  • потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж;
  • появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад);
  • солнце садится в тучи;
  • вечерняя и утренняя заря багрово-красной окраски;
  • сильное мерцание звезд;
  • появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу;
  • появление вокруг солнца или луны белых кругов;
  • ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру;
  • отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания (более характерно для гор, обусловленно увеличением влажности);
  • на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»;
  • падение барометрического давления;
  • Настораживающий признак ухудшения погоды на Кольском полуострове - появление на чистом горизонте свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два-три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей;
  • Еще при чистом небе «над головой» возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами: приближается «снежный заряд». Он продолжается обычно не меньше суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Упавшему на насте бывает невозможно удержаться;
  • На Полярном Урале неоднократно наблюдалось ухудшение погоды через одни-двое суток после полярного сияния.

>>>Факторы рельефа.<<<

Основная опасность – лавины . Будут рассмотрены чуть позже, т.к. это отдельная важная тема для обсуждения.

Преодоление склонов.

Помимо лавин склоны таят в себе опасность срыва. При недостаточной координации движения участника (вызванной технической неграмотностью или же психологической или физической усталостью) возможен срыв с последующим неконтролируемым падением.

Основные травмы при этом – переломы, ушибы, вывихи и растяжения.

О том как их лечить было рассказано на лекции по медицине.

Во избежание данных НС необходимо, чтобы все участники были технически подготовлены к преодолению снежно-лодово-фирновых склонов. Обладали техникой страховки и самостраховки, а так же техникой самозадержания при падении . Так же необходим постоянный самоконтроль, дабы избежать привыкания к монотонной работе и, как следствие.потери бдительности.

Снежные карнизы.

Снежные карнизы образуются на на гребнях. Обвал их может быть вызван: резким изменением погоды (потеплением, усилением ветра и т. д.) нагрузкой сверху, если люди подходят близко к краю подрезанием склона ниже карниза.

При обвале карниза как правило возникает лавина. Так же группа может сорваться вместе с этим карнизом и улететь далеко вниз по склону.

Травмы те же, что и при падении на склонах. Лечение соответствующее. Только в данном случае более вероятен летальный исход.

Надо стараться избегать хождения под и по карнизам.

Уход под лёд.

При движении по замёрзшим речкам и озёрам необходимо не забывать о возможности того, что лёд может сломаться под вами. Вероятность данной неприятности возрастает с наступлением весны.

Когда под вами ломается лёд существуют следующие варианты развития событий:

  • вы уходите под лёд с головой, вас засасывает и тянет подо льдом (скорее всего исход плачевен).
  • вы сумели задержаться на поверхности и ждёте помощи или пытаетесь выбраться сами.
  • глубина небольшая, опасности утонуть нету.

Намокание очень опасно, т.к. вода ледяная, человек может замёрзнуть в ней в течении нескольких минут. Плюс к этому в ледяной воде нарушена координация движений, что осложняет вылезания из полыньи.

Если вы чувствуете, что под вами начал проламываться лёд – постарайтесь завалиться на бок и распределиться по льду как можно большей площадью. После чего отползти от полыньи.

Если вы всё же ушли под воду, то следует помнить следующее: рюкзак первое время будет сохранять положительную плавучесть, после чего потянет вас на дно, так что его необходимо скинуть.

Действия команды:

  • не бежать толпо й на помощь товарищу, т.к. есть вероятность, что вы окажетесь в похожем положении.
  • ОДИН человек, распластавшись на льду подбирается к пострадавшему и пытается протянуть ему или палку или верёвку с завязанными на ней петлями. Петли нужны, чтобы пострадавший за них цеплялся, т.к. из-за холода его руки не слушаются и верёвку должным образом он схватить не сможет.

В это время остальная команда готовится оказать первую помощь. Необходимо поставить палатку, разжечь костёр, сделать горячего сладкого чая. Пострадавшего тут же надо переодеть в сухие вещи и дать ему медикаменты для помощи организма в борьбе с переохлаждением.

Чтобы избежать подобных неприятностей необходимо помнить следующее:

  • не идти плотной группой по реке;
  • при обгоне или пропуске сзади идущего отходить от лыжни на приличное расстояние, чтобы не скапливаться;
  • стараться не выходить на середину реки, где она глубже;
  • полыньи с большей вероятностью образуются на внешних радиусах поворотов;
  • отслеживать состояние льда и погоды.

Бытовые травмы.

Травмы, получаемы на биваке.

Ожоги, порезы, падающие сушины, падающие на трубу от печки снег, слетающее топорище, отравления и прочее.

Зависит от травмы.

Быть внимательным даже на биваке.

Проблемы с местным населением.

Если имеет место, то до или после похода, когда группа находится в населённой зоне. Представляет опасность местная гопота, пьянь и пр.

Главное правило – если что-то спрашивают, говорите, что руководитель мол всё знает, а сам я не бум-бум.

>>>Лавинная опасность.<<<

Лавины – самая страшная и коварная опасность гор в любое время года. Попав в сухую лавину, человек задыхается от снежной пыли. Мокрые лавины имеют колоссальный вес и погребают под собой все, что попадается на пути. (1 кубометр сухого снега весит 60, влажного – 200, мокрого – до 800 кг!). Скорость сухих лавин может достигать 300 км/ч. При сходе таких лавин перед ними движется ударная волна воздуха, имеющая огромную разрушительную силу. Около трети от общего числа НС в горах – следствие лавин.

Причины образования лавин, объективные факторы:

  • характер склона: крутизна, подстилающая поверхность и т. п. Наиболее часто лавины сходят на склонах крутизной от 30 до 50 градусов.
  • температура и влажность воздуха. При потеплении и дождях увеличивается удельный вес снега и смачивается подложка. При повышении влажности воздуха снег не испаряется, что также повышает лавиноопасность. Перепады температуры приводят к образованию «снежной доски».

"*температура внутри снежных масс. На глубине снег теплее, чем на поверхности. Происходит возгонка водяных паров – вода испаряется снизу и сублимируется наверху, превращаясь в плотный наст, под которым – пустота. Это также приводит к образованию «доски». Чем больше разница температур, тем быстрее.

  • воздействие ветра. Ветер перемещает снежные массы и надувает карнизы.

Признаки лавинной опасности:

  • наличие лавинных конусов
  • голые склоны без деревьев
  • подходящая крутизна склонов
  • резкие изменения в погоде. Глубина свежевыпавшего снега.
  • состояние снега.

Выбор пути по лавиноопасному участку:

Факторы, обусловленные рельефом местности

Лучше держаться как можно выше, стараясь идти выше зоны отрыва лавины. Выбирать выступающие формы рельефа, избегать кулуаров и оврагов. Подъем и спуск осуществлять только в лоб, по линии падения воды. В широких долинах придерживаться середины. В узких теснинах надо быть особенно внимательными, следить за склонами и при необходимости быть готовыми принять меры для спасения друг друга.

Правила преодоления лавиноопасного участка:

  • выбрать наиболее удобный и безопасный путь (см. выше).
  • надеть теплую одежду, расстегнуть пояса рюкзаков
  • привязать лавинную ленту и распустить ее. Не пренебрегать этим при малейшей опасности, которая может привести к гибели.
  • приготовить лавинное снаряжение и распределить его среди замыкающих
  • договориться о действиях, назначить наблюдателей, идти след в след
  • пересекать опасный склон по одному. малый итервал приводит к перегрузке склона
  • подъем и спуск - строго по вертикали, в лоб
  • в особо опасных местах обеспечить страховку

Действия при попадании в лавину

  1. по команде Лавина!!!, которую подает наблюдатель, оценить обстановку и попытаться убежать в безопасную зону (вбок, вниз или навстречу лавине, если она слабая).
  2. если спастись бегством невозможно, немедленно освободиться от палок, лыж и рюкзака. Стараться всеми силами удержаться на поверхности, "выгребать" вверх и к краю. Защитить лицо шарфом или перчатками, чтобы не задохнуться от снежной пыли. Обеспечить себе пространство, пока снег не застыл. Снег своей массой так плотно охватывает человека, что полностью сковывает движения. Освободится самостоятельно практически невозможно. При охлаждении снег, особенно влажный, смерзается в "цемент", который не берет даже лопата.
  3. при попадании в воздушную волну надо упасть ничком и постараться вжаться глубже в снег. Закрыть нос, рот и уши от снежной пыли. Прятаться за деревья нельзя - их ломает как спички. Можно укрыться за большим камнем.
  4. Если лавина всё же накрыла, попытаться определить где верх, где низ, пустив струйку слюны изо рта и посмотрев куда она потечёт.

Поиски попавшего в лавину:

  1. наблюдатель должен четко запомнить место, где он в последний раз видел человека, засечь ориентиры.
  2. поиск ведется во всех местах скопления сошедшего снега ниже этой точки.
  3. попавший в лавину не должен отчаиваться. Товарищи не уйдут и приложат все силы для поиска и оказания помощи.

Лавинное снаряжение:

  • лавинные ленты;
  • лавинные щупы;
  • лавинные лопаты;
  • радиомаячки - "бипперы".

Первая помощь извлеченному из лавины

Трудное и серьезое дело. Возможна потеря сознания, мнимая смерть от удушья, замерзания, тяжелые травмы.

  1. в первую очередь освободить голову. Очистить от снега рот, нос, глаза и уши. Остальные откапывают тело;
  2. восстановить дыхание и сердцебиение путем искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
  3. переносить осторожно - обмороженные конечности становятся хрупкими, возможны переломы;
  4. поместить в тепло: спальник, лучше в нагретую палатку.

>>>Антропогенный фактор<<<

Наступлению несчастного случая могут способствовать следующие причины, которые можно назвать одним ёмким словом «раздолбайство» .

  1. недостаточная физическая и техническая подготовленность подготовленность туристов, несоответствие выбранного маршрута их силам и опыту.
  2. недостаточный опыт и авторитет руководителя.
  3. отсутствие дисциплины, четкого распределения обязанностей, слаженности в действиях, взаимовыручки.
  4. недостаточное знание маршрута.
  5. плохое знание опасностей и мер по обеспечению безопасности при движении на маршруте.
  6. неправильная страховка или ее отсутствие.
  7. ослабление внимания на «легких» участках.
  8. плохое качество или неукомплектованность снаряжения, продуктов и медикаментов.

Психологический аспект безопасности (субъективные факторы)

Влияние личного фактора

  • недостаточная способность к распределению и концентрации внимания, низкие качества по осмотрительности, наблюдательности, рассудительности, сообразительности, недостаточная установка к деятельности.
  • Очень важным является неосознание опасности, рискованных моментов (работа «на грани срыва»), недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая или малая) склонность к риску. "Это не может случиться со мной"
  • Большое влияние на предрасположенность оказывает эмоциональный фактор - эмоциональная устойчивость, способность противостоять эмоциональным помехам.
  • Личный фактор надо рассматривать как развивающийся и изменяющийся комплекс
  • Берегите женщин в экстр. ситуациях

Психофизиологические факторы

  1. утомление

Рано или поздно любой человек, как бы он не был хорошо подготовлен, устаёт. Причины утомления могут крыться в напряженности маршрута, несоответствие его физическому состоянию группы, плохое питание и т.д. При утомлении человеку труднее сконцентрироваться, падает реакция, ослабляется иммунитет, что и приводит к несчастным случаям.

  1. состояние здоровья

Больной организм ослаблен, т.к. большие ресурсы организма идут на борьбу с болезнью. Из болезни вытекают те же самые причины НС, что и при утомлении. В случае серьезного заболевания участника рекомендуется его изолировать от физических нагрузок. Дать «отлежаться» либо пытаться его транспортировать к людям.

  1. эмоциональная напряженность

Может возникать из-за некомпетентных действий руководителя или же из-за отсутствия взаимопонимания в группе, причиной так же может послужить стресс. Приводит к совершению необдуманных поступков и принятии поспешных решений, что может повлечь за собой создание опасных ситуаций.

  1. установка на выполнение определенных действий (мобилизация организма)

Если человек настраивает себя на определённую ситуацию и определённый исход, его организм соответственно пытается перестроиться. Как пример, можно привести случаи заболевания участников в последние дни маршрута, когда человек уже мыслями находиться в тепле и уюте, а на самом деле он всё ещё в пребывает жестких условиях.

Выше уже говорилось о стрессе, как об одном из наиболее вероятных причин создания опасных ситуаций. Что же такое СТРЕСС.

Стресс (в психофизиологии) (от англ. stress - напряжение) - напряжение неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических реакций в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). Термин предложен канадским патофизиологом Г. Селье в 1936 году .

Стрессовая реакция может возникать под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей.

Развитие стресса проходит 3 стадии, или фазы:

  1. фаза тревоги (повышение активности симпатической нервной системы и усиление секреции надпочечниками адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов в ответ на действие стрессора);
  2. фаза резистентности (повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям под действием гормонов)
  3. фаза истощения (утрата надпочечниками способности к требуемой секреции глюкокортикоидов и резкое ухудшение состояния организма).

Стрессоры

  • условия работы (сложность, продолжительность, интенсивность, резкое изменение условий); (технически сложные участки, транспортировка пострадавшего и т.д.)
  • длительные экстремальные ситуации; (затяжная непогода)
  • давление фактора времени; (ограниченность светового дня)
  • изолированность друг от друга, недостаточные межличностные контакты (уровень общения);
  • монотонная работа (на высоте, на снегу);
  • недостаточная двигательная активность (на вынужденных бивуаках);
  • различные внешние воздействия;
  • изменение стереотипной системы действий (например, переход после трудного подъема по скалам к спуску по снегу);
  • стрессоры социального характера.

Для повышение безопасности лыжных походов необходимо периодически проводить мероприятия по снятию психологического напряжения у группы. Например: устраивать днёвки/полуднёвки, вечером за ужином проводить релаксационные мероприятия, пытаться вовлечь всех участников в планирование следующего дня и организовать их взаимодействие.

Вывод лекции:

Любой лыжный поход и ответственное мероприятие, к которому надо серьёзно готовиться и участвовать делая всё зависящее чтобы минимизировать риск несчастного случая.

Исключить фактор риска невозможно, но успех похода на 2/3 определяется домашней подготовкой, как командной (командирской), так и личной. И ещё 1/3 – это адекватные действия группы на маршруте.

Ссылки на материал по теме

http://www.mountain.ru/useful/lavin/2002/lavin_guid/lavin_guid.shtml - По этой ссылке вам читались факторы, вызывающие лавины.

http://www.turpohod.ru/biblioteka/lukoanov/luk_038.htm - труд П.И.Лукоянова "Зимние спортивные походы"

Собираясь в лыжный поход, помните о том, что вас будут ждать снег и низкие температуры, поэтому снаряжение должно быть соответствующим и обеспечивать Вам тепло и защиту от переохлаждений.
Возьмите с собой валенки, они понадобятся для тех, кто будет заниматься кухонными и костровыми работами, и выручат в случае порчи лыжных ботинок. Они должны соответствовать самому большому размеру ноги туриста из вашей группы. Могут пригодиться наборы из лыжных смазок, парафин, жировая смазка для пропитки обуви и запасные крепления. Так же неплохо было бы взять с собой пару запасных лыж.

Для осуществления более сложных походов необходимо иметь с собой двухслойную палатку и переносную печку.
Перед самим походом рюкзак, палатку и одежду всех участников необходимо обработать водоотталкивающим средством, это обеспечит защиту от грязи и воды.

Режим дня лыжников в походе зависит от возрастного контингента, т.е если в походе участвуют дети, необходимо обязательно корректировать продолжительность дистанции, и скорее всего вам в этом случае понадобиться чуть больше времени на разбивку лагеря и осуществление утренних сборов. При низких температурах необходимо будет выходить на маршрут около 10 утра, и сокращать по времени малые привалы.

При осуществлении движения по готовой лыжне общий темп группы определяется исходя из скорости самого медленного лыжника, т.е скорее всего ребенка. Следует избегать резких рывков в движении, потому что периодическое охлаждение и перегревание организма может быть опасными для здоровья. Ведь на трассе не всегда будут условия для смены и сушки промокшей от пота одежды. При движении по снежной целине групповой темп определяется исходя из общей скорости прокладки лыжни.

Если в походе присутствуют дети , то самый подходящий вариант прокладки лыжни будет следующим: выделяется команда из сильных туристов, которая делает тропление лыжни, и вслед за ней идут уже все остальные участники турпохода.

Есть второй вариант, представляющий собой поочередное движение, то есть пока одна группа отдыхает, другая занимается прокладкой лыжни, а затем отдохнувшие участники идут на обгон, а потрудившиеся остаются на отдых, этот вариант подходит в тех случаях, когда силы и подготовка в группе в целом одинаковые. Хотя при четком планировании его можно осуществить и вместе с детьми.

Порядок движения при спусках должен, прежде всего, обеспечивать безопасность группы, и обязательно учитывать возможности каждого лыжника. Тут за все должен отвечать руководитель группы. Следует осуществлять спуски только в тех местах, где гарантирована безопасность от схода лавин.

При резком потеплении и похолодании тоже не стоит осуществлять движение по спуску, а так же в первые, пару дней после метели, снегопада или дождя.

Подальше следует держаться от замерзших водоемов с тонким ледяным покровом, а так же от тех мест, куда впадает или откуда вытекает проточная вода. Ударами палок необходимо будет провести расследование такой местности.